24 июл 2023 · 23:06    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неизреченный гимн: символ христианства, связанный с тяжелыми временами в Константинополе"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда исполняется гимн прославления или, как это стало распространено, «Я радость общую»?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Дева Мария", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "fotor_1690225706556.jpg", "filesize": 123027, "height": 630, "pic_id": 649183, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/24/fotor_1690225706556.jpeg", "width": 957}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Гимн Деве Марии"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как сообщает dogma. gr, гимн «Акафист» стал называться в Православной Церкви гимном «Контакио» в честь Пресвятой Богородицы из-за вертикальной позы, которую сохраняли верующие во время его пения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Акафист - это гимн, состоящий из прелюдии и 24 ойкои (строф) в греческом алфавитном акростихе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Акафист исполнялся верующими стоя, при тех обстоятельствах, при которых, как считается, он был впервые исполнен: во время службы праздника Благовещения, с которым был связан этот гимн, прихожане смотрели на него стоя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В литургических рамках последования малой трапезы она поется во всех Святых Церквах в первые пять пятниц Великого поста, причем первые четыре - по частям, а пятая - полностью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это гимн, состоящий из прелюдии и 24 домов (строф) в греческом алфавитном акростихе от А до Я (каждый дом начинается с соответствующей греческой буквы по порядку) и написанный по правилам гомотонии, изослога и частичной рифмовки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Считается шедевром византийской гимнографии, его язык серьезен и поэтичен, обогащен косметическими прилагательными и многочисленными фигурами речи (контрасты, метафоры и т. д.)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Его тема - прославление"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Боговоплощения через Деву Марию, что сопровождается многочисленными выражениями радости и ликования, придающими ему торжественный тон."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "История гимна"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 626 г. н. э., когда император Ираклий с византийской армией находился в походе против персов, Константинополь был внезапно осажден аварами. Авары отвергли все предложения о перемирии и 6 августа захватили Влахернскую Богородицу. Совместно с персами они готовились к последнему штурму, а патриарх Сергий окружил стены города иконой Влахернской Богородицы и призывал народ к сопротивлению."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В ту ночь страшный смерч, приписываемый божественному вмешательству, вызвал бурю и уничтожил вражеский флот, а защитники нанесли огромные потери аварам и персам, которые были вынуждены снять осаду и бездействовать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "8 августа город был спасен от самой большой угрозы в своей истории. Жители, желая отпраздновать свое спасение, которое они приписывали помощи Девы Марии, собрались в церкви Влахернской Богоматери. Затем, по традиции, собравшиеся запели так называемый «Акафистный гимн» - благодарственную оду защитнице византийского государства Деве Марии, приписывая «победы» и благодарность «ее стратигу овермахо»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Связана с трудными временами в Константинополе"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По сложившемуся мнению, гимн не мог быть сочинен в одночасье. Скорее всего, он был написан раньше и даже считается, что именно в этой церкви он исполнялся на бдении 15 августа каждого года. В этот день гимн пели просто «ортостадин», а преамбулу («To προσταχθεν μυστικως λαβων en γνώσει») заменяли на «Tί υπερμάχω στρατηγω τα νικητήρια», которая используется и по сей день и задает тон хвалы и прославления гимну, который тогда носил повествовательный и доктринальный характер."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, согласно другим историческим источникам, Гимн на Песнь Песней связан и с другими подобными событиями, такими как осада и спасение Константинополя при императорах Константине Погонатосе (673 г.), Льве Исавре (717-718 гг.) и Михаиле III (860 г.)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Учитывая исторические обстоятельства того времени (иконоборческие распри и т. д.), не исключено, что Предание исказило историческую реальность, в результате чего очень трудно с уверенностью сказать, каков был исторический контекст создания Гимна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Роман Мелодист"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На протяжении всей рукописной традиции о гимне сообщается как об анонимном, а Синаксарь, связывающий его с событиями августа 626 г., не называет ни времени его создания, ни мелодиста. Однако его содержание перекликается с вероучительными положениями Третьего Вселенского собора, созванного в Эфесе в базилике Девы Марии в 431 году императором Феодосием II."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На нем присутствовало 200 епископов, среди которых был и Кирилл Александрийский. Он осудил учение константинопольского архиепископа Нестория, который превозносил человеческую природу Иисуса над божественной и утверждал, что Мария родила не Бога, а человека. Собор провозгласил, что Иисус есть совершенный Бог и совершенный Человек, с полным соединением двух природ, и официально присвоил Деве Марии титул «Богородица»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому дата его созыва - 431 год - является фиксированной, так как можно с уверенностью утверждать, что гимн не был написан раньше. С другой стороны, по мнению некоторых исследователей, содержание гимна позволяет говорить о совместном праздновании Благовещения и Рождества, которые были разделены в период правления Юстиниана (527-565 гг.), что, если это действительно так, означает, что гимн был написан не позднее правления Юстиниана, но также поддерживает мнение о том, что он предшествует событиям 626 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако традиция приписывает авторство гимна «Акафист» великому византийскому гимнописцу VI века Роману Мелодосу. Эту точку зрения поддерживают многие исследователи, считающие, что выразительность гимна, его общее поэтическое совершенство и доктринальная завершенность могут вести только к Роману."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Более того, в одном из кодексов XIII века имеется более поздняя запись, относящаяся к XVI веку, в которой Романо упоминается как автор гимна. Однако эта точка зрения опровергается многими учеными, которые находят в его структуре, стиле и содержании много элементов, относящихся ко времени Романа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Успение Девы Марии"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласно одной из точек зрения, гимн был исполнен летом, в праздник Успения Богородицы, а затем перенесен на субботу пятой недели Великого поста, возможно, иконопочитателями из Студийского монастыря. Таким образом, она приблизилась к празднику Благовещения. Возможно также, что при этом переносе, опять же по причинам, связанным с иконоборчеством, история Синаксаристов была изменена, и из 728 года, когда императором был иконоборец Лев III Исайрус, они были перенесены в 626 год, в царствование Ираклия, который в борьбе с персами отвоевывал Святой Крест. Кроме того, существуют еще две версии лица мелодиста Акафиста."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В одной из версий упоминается имя Константинопольского патриарха Германа I (715-730 гг.), пережившего чудесное избавление Константинополя от осады арабов в 718 г. при императоре Льве Исаврянине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта версия основана на том, что в латинском переводе гимна, сделанном около 800 года епископом Венеции Христофором, он упоминается как автор гимна. Другая поддерживаемая версия основана на старом недатированном изображении Благовещения в часовне Святого Николая в знаменитом монастыре Святого Саввы в Иерусалиме, на котором также изображен монах, держащий свиток с надписью «Ангел первый с небес сошел» (начало первого дома Гимна Блаженств)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На голове этого монаха написано «Святой Косма». Это Косма Мелодист, который также жил во время событий 718 года, так как умер в 752 или 754 году. По другим, менее вероятным версиям, мелодистом гимна считается патриарх Сергий, святитель Фотий, Аполлинарий Александрийский, митрополит Георгий Никомидийский, Георгий Сицилийский, Георгий Писидийский и другие, жившие с VII по IX век."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако несомненно, что стихи Канона Блаженств принадлежат Иоанну Дамаскину (676-749 гг.), а тропари - Иосифу Ксеносу Гимнографу. Общая тема гимна - Благовещение Девы Марии, которая берется из Библии и Отцов Церкви, описывает исторические события, но при этом переходит к их богословскому и вероучительному анализу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первые двенадцать домов (А-М) составляют историческую часть. В них рассказывается о событиях от Благовещения до Пасхи, следуя повествованию евангелиста Луки. Упоминаются Благовещение (A, B, C, D), визит беременной Девы Марии к Елизавете (E), сомнения Иосифа (G), почитание пастухов (H) и волхвов (I, I, K), Тайная вечеря (M) и бегство в Египет (L), единственным источником которых является апокрифический пролог Псевдо-Матфея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последние двенадцать (N-Z) составляют богословскую, или доктринальную, часть, в которой мелодист анализирует глубокие богословские и доктринальные следствия Воплощения Господа и его цели - спасения верующих."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мелодист вкладывает в уста архангела, зародыша Крестителя, пастухов, волхвов и верующих 144 «Аве», приветствия Деве Марии, которые являются поэтическим обогащением приветствия Гавриила («Аве Крестителю»), упоминаемого евангелистом Лукой (Лк. 1: 28)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В монастырях, а также в настоящем приходе и ранее, в соответствии с различными Типами, существуют и другие литургические контексты для исполнения этого гимна. Последование Орфоса, Вечерни, Паннихиста или своеобразное богородичное Константинопольское последование, Пресвитерианское. Во всех этих случаях в определенном месте общего последования делается интерполяция. Поется канон Богородице, поется весь канон или его части, а также дома Акафиста."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Акафистное песнопение связано с Великим постом, по-видимому, по другой, чисто литургической причине. На Великий пост всегда приходится великий праздник Благовещения. Это единственный великий праздник, который, в силу траурного характера Великого поста, лишен предпразднства и ходатайства. Именно этот недостаток и восполняет пение акафиста, частично в пятницу после обеда и полностью в субботу пятой седмицы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вечер пятницы и суббота - дни, которые вместе с воскресеньем являются единственными днями недели несперийских праздников, в которые разрешается отмечать радостные события и на которые переносятся недельные торжества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По одним источникам, Акафист исполнялся за пять дней до праздника Благовещения, по другим - вечером в день праздника."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кондак: Одолев победоносное воинство, я, как искупленный страдальческой благодарностью, пишу тебе, град твой, Богородица. Ты же, яко избавившая государство от всех опасностей непобедимых, приветствую тя: Радуйся, невеста моя непобедимая."}], "attributes": []}], "selectedRange": [9344, 9344]}
Комментарии 0