13 ноя 2022 · 01:29    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1622492891_16-phonoteka_org-p-totalitarnii-rezhim-art-krasivo-17.jpg", "filesize": 250121, "height": 900, "pic_id": 237899, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/13/1622492891_16-phonoteka_org-p-totalitarnii-rezhim-art-krasivo-17.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Предыдущая статья "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/ekri/antiutopiia-predchuvstvie-demokratii-636aa4d4e48379241f7f9969"}, "string": "«Антиутопия - предчувствие демократий» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " неожиданно получила продолжение. За это нужно благодарить читателя, который написал следующий комментарий:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересная статья о любопытном феномене. Но автор забывает рассмотреть вопрос о распространении утопии\\антиутопии в Союзне/на Западе с другой, не менее важной точки зрения - зрительского принятия. Мы не можем знать, насколько много написано утопий/антиутопий на Западе/в Союзе, но мы видим тот след, то внимание, которое уделено этим произведениям. \n"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другими словами, именно публика, ее внимание и вытащило на поверхность именно антиутопичные произведения. Утопийные были либо не написаны (а писатель - это еще пишущий читатель), либо остались на глубине читательского внимания. А утопии были подхвачены и вынесены наверх массовым принятием и стали популярны либо просто возможны при написании. Именно массовый читатель/зритель Запада и почувствовал в антиутопиях жизнь и будущее социума вокруг себя."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сначала я хотел поспорить с таким утверждением, поскольку читательский интерес можно формировать. Особенно на западе с его развитыми методами маркетинга и рекламы. То есть во многом читательский интерес определяется издателями и вышестоящими организациями, которые диктуют издателям, что можно печатать, а что - нет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но немного поразмыслив, пришёл к выводу, что данное утверждение ничуть не объясняет феномена популярности антиутопий на Западе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот, к примеру, популярность утопий в СССР можно объяснить цензурой и верой наших людей в светлое будущее. Эти два фактора, наложившись друг на друга, дали вполне ожидаемый эффект."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С западным читателем всё немного иначе. Там, конечно, тоже была (и есть) цензура, но работала она несколько иначе. Первые публикации антиутопий можно объяснить стремлением правящих кругов напугать население перспективой победы коммунизма во всём мире. То есть как бы показать, что будет, если их лагерь проиграет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вполне возможно, что этот план сработал вполне успешно, поскольку западный обыватель боялся СССР до самого его краха."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но это никак не объясняет того, что популярны оказались антиутопии не только «коммунистического» толка, но и множественные прогнозы про перерождение демократии в свою полную противоположность."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сколько книг начинаются со слов «Когда власть в мире захватили корпорации» или «Ради безопасности мы дали государству слишком много власти»?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подобные рассуждения вряд ли нравятся западным элитам, предпочитающим делать свои дела в тишине. Тем более, им не нравится, когда их планы становятся известны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так всё-таки, в чём же причина популярности этого жанра на Западе? Почему западная цензура не смогла остановить его?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для того, чтобы сформулировать ответ, нужно принять за данность положение о том, что любая литература является отражение общества. Любая! В том числе и развлекательная, и фантастическая, сколь бы бульварной она не была."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Писатели-фантасты смотрят в будущее и пытаются найти ответ - каким оно будет? Какие проблемы встанут перед нашими потомками? Будут ли решены проблемы, стоящие перед нами, или наоборот, человечество прогнётся под грузом этих проблем?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но фантасты - это люди, которые смотрят очень далеко. Так далеко, что простым людям не по силам заглянуть в такую даль."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но с другой стороны фантасты - это часть общества. Не выражают ли они его потаённые страхи, не озвучивают ли они то, что чувствуют остальные?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть такие понятия, как «эгрегор» и «ноосфера». Первое относится к эзотерике и означает коллективное биополе или нечто вроде коллективного сознания, второе принадлежит к официальной науке, но оперирует несколько мистическими понятиями. Можно предположить, что у большого числа людей формируется нечто вроде коллективного сознания, которое может больше, чем сознание одного индивидуума. В частности - предсказывать будущее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хотя можно не плодить лишние сущности, не уходить в мистицизм, а просто признать, что люди способны понимать, куда движутся, не только в пространстве, но и во времени. Или, говоря проще, человек, на основании фактов и тенденций, может понимать, в каком направлении развивается общество."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы было понятнее приведу следующий пример. Если группа людей идёт куда-то, то по характеру местности они могут понять, куда движутся. Если дорога идёт вверх, всё выше и выше, то скорее всего она ведёт в горы. Если под ногами всё чаще хлюпает, в воздухе всё явственнее чувствуются гнилостные запахи, а почва покачивается под ногами - то дорога явно ведёт в болото. Если воздух свежеет и наполняется солёными нотками, вдалеке слышится звук прибоя, а над головой вся чаще лета. т чайки - это явный признак, что скоро покажется берег моря."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, разные люди понимают куда идут по разному и с разной скорость. Кто-то на основе личного опыта, кто-то на основе теоретических знаний, а кто-то на уровне инстинкта. Но если появится тот, кто ясно и чётко объяснит, куда ведёт данный путь, то люди с ним согласятся, поскольку он выразит то, что все они понимали или чувствовали, но могли выразить словами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Потому неудивительно, что люди подспудно понимали, куда ведёт их эта «демократическая» система. Аппетиты корпораций и настроения их владельцев секретом вовсе не были. Истинная сущность политиков тоже была секретом Полишинеля. Потому когда люди прочитали антиутопии, то они просто смогли осознать через них свои страхи, опасения и предположения. Поскольку то, что написано, было очень созвучно тому, что они ощущали, то антиутопии стали очень популярны в западном обществе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас, когда Клаус Шваб и прочая подобная публика уже не скрывает своих стремлений, нужно признать, что фантасты и общество были абсолютно правы в своих опасениях."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 3