3
«Малиновки заслыша голосок». История «визитной карточки» ВИА «Верасы». | Паблико
14 подписчики

«Малиновки заслыша голосок». История «визитной карточки» ВИА «Верасы».


11 сен 2022 · 17:36    

В первый день Нового, 1981 года советские зрители традиционно прильнули к телеэкранам. В эфире шел главный песенный фестиваль страны «Песня 80», звучали хиты ушедшего олимпийского года. Дважды в концерте довелось выступить гостям из Белоруссии, вокально-инструментальному ансамблю «Верасы». Перед их вторым выходом на сцену ведущая фестиваля Татьяна Коршилова по доброй традиции представила авторов песни, которой суждено будет стать легендарной: «Композитор Эдуард Ханок, стихи Анатолия Поперечного». Симпатичный усатый мужчина с бас-гитарой в руках затянул:

«Малиновки заслыша голосок, припомню я забытые свидания».

Музыканта звали Александр Тиханович. Текущий 2022 год для него юбилейный, в середине лета ему могло бы исполниться 70 лет.



Александр Тиханович


В ВИА «Верасы» Тиханович обрел не только славу, но и вторую половинку- его супругой и партнершей по сцене стала солистка ансамбля Ядвига Поплавская. В разные годы в коллективе выступали разные солисты, но у большинства советских слушателей этот белорусский ВИА ассоциируется с женщиной в очках и мужчиной с усами – Поплавской и Тихановичем.



Ядвига Поплавская и Александр Тиханович в составе ВИА "Верасы"


Для их дуэта и для группы «Верасы» песня «Малиновка» во многом стала знаковой. Это был первый исполнительский опыт Александра Тихановича, который до этого не пел, а только играл на басу. Попавшая в репертуар «Верасов» в 1979 году «Малиновка» положила начало сотрудничеству коллектива с автором песни, их земляком, белорусским композитором Эдуардом Ханком. В репертуаре коллектива он отметился ещё несколькими яркими хитами: «Завируха», «Я у бабушки живу» и др.

Малиновка – укоренившееся в народе название птицы зарянки. Ностальгический пейзажный текст-воспоминание о романтических встречах под пение малиновки на берегу «тихой речушки без названия» написал тот же автор, который подарил советской эстраде и другой известный птичий хит о «славном птахе» соловье – маститый поэт-песенник Анатолий Поперечный.



Авторы песни "Малиновка": композитор Ханок, Эдуард Семенович; поэт Поперечный, Анатолий Григорьевич (1934-2014)


Без упоминания о «Песнярах», своего рода эстрадного символа и музыкальной гордости союзной республики, не обходится, пожалуй, не один материал о музыке советской Белоруссии. Тень «Песняров» незримо нависла и над «Малиновкой» и «Верасами». Созданный в 1971 году ВИА «Верасы» изначально задумывался и как «женская альтернатива» «Песнярам»: в первый состав коллектива входили исключительно девушки, одной из которых была Поплавская. «Песняры» же были исконно мужским коллективом, пожалуй, единственным исключением стала Людмила Исупова, некоторое время выступавшая в составе коллектива под руководством В. Мулявина. Ранее она успела поработать как раз в «Верасах». Считается, что именно Исуповой и принадлежит первенство в исполнении «Малиновки» и спела она её, будучи солисткой «Песняров». Запись не сохранилась, а значит, однозначно быть уверенным в достоверности этого факта за давностью лет нельзя.

Женской группой «Верасы» были недолго, уже в 1973 году с приходом Тихановича и других солистов-мужчин коллектив стал смешанным.

В 1974 году Поплавской прочили позицию художественного руководителя «Верасов», но она не решилась, и у руля коллектива встал композитор Василий Раинчик и закрепился на долгие годы, он руководит ансамблем по сей день.



Раинчик, Василий Петрович - белорусский музыкант, композитор, художественный руководитель ВИА "Верасы" с 1974 г. Народный артист Республики Беларусь.


Любому композитору в той или иной степени присуща творческая ревность. Сочинявший музыку Раинчик в репертуарной политике делал акцент на свои авторские произведения. Хотя группа и исполняла песни разных авторов, «чужой материал», по воспоминаниям коллег, художественный руководитель брал неохотно. Такой факт был озвучен в документальном фильме центрального телевидения, посвященном советским музыкантам из союзных республик. Там же упомянули, что композитор Эдуард Ханок не без труда «пристроил» в репертуар коллектива несколько своих песен.

«Он не приветствовал песни других авторов, он не хотел ни «Малиновку», не хотел «Завируху», хотя это два таких шлягера»,

- рассказывала Ядвига Поплавская.

Однако сам Раинчик преподносил историю появления этой песни в репертуаре «Верасов» совсем иначе. В материалах многих моих коллег, со ссылкой на слова музыканта, указывается, что песня ему сразу приглянулась, и он распознал в ней будущий хит. Сопоставив два, казалось бы, противоречащих друг другу утверждения, можно сделать предположение, что именно «хитовый потенциал» незамысловатой на первый взгляд песни Ханка и Поперечного побудил Василия Петровича принять её в репертуар.

«Сказал, что завтра эту песню будут петь все. Доказать не мог, но интуитивно чувствовал»,

- говорил Раинчик.

По словам художественного руководителя, против этой песни выступили как раз солистки коллектива, в числе которых он назвал и Ядвигу Поплавскую, и свою супругу Ирину Цветкову. Она даже пристыдила мужа, назвав песню «убогой».

«Мы что, опустимся до такого уровня? Будем перед всей страной такую песню убогую петь?» -

так передает Василий Раинчик слова жены.

Своё веское слово сказал Александр Тиханович, согласившийся исполнить «Малиновку». Так благодаря «ненавистной» и «не понравившейся никому» песне басист впервые встал к микрофону.

Свою роль в успехе песни сыграла удачная аранжировка, а именно вступительный проигрыш, имитирующий птичье пение и, тем самым, органично подчеркивающий центральный образ песни. Вокруг этого проигрыша ведутся споры. Раинчик не остался в стороне от «чужой хитовой песни», заявляя, что именно он придумал проигрыш, наиграв его на синтезаторе. Поплавская же утверждает, что идея «птичьего» проигрыша принадлежит ей. Ядвига Константиновна рассказывала, что «свистульку-птичку» одолжила у своей племянницы. На выступлениях на ней играла Надежда Микулич. Удачно найденная «фишка» запомнилась слушателям.

Музыканты вспоминали, как однажды на концерте в Мурманске зрители ждали и просили песню со «свистком», участники коллектива даже не сразу поняли, о какой именно песне идет речь.

Первое время песня исполнялась нечасто. На пластинку «Малиновка» попала бонусом. Оставались «бесхозные» три минуты хронометража, их нужно было чем-то заполнить. Кто ж знал, что именно эта песня станет одной из визитных карточек и принесет группе всесоюзную славу. Хотя, если верить приведенной выше цитате, знал Раинчик, и чутьё его не подвело. В музыкальной культуре такое бывает сплошь и рядом. Песня, в которую исполнители не слишком верят, становится главной.

Проработав в «Верасах» до 1986 года Поплавская и Тиханович отправились в самостоятельное плавание, продолжали выступать дуэтом. Коллектив они покинули с большим скандалом. Между бывшими коллегами накопились обиды. Возможно, в том числе и этим объясняется отмеченная выше разница в показаниях музыкантов. Восприятие событий субъективно, каждый трактует их по-своему, а человеческая память – не самый надежный исторический источник. Как писал классик: «кто прав, кто виноват – судить не нам».



6033.jpg 46.44 KB


В историческом масштабе и в народной памяти «Верасы» – это очки и усы», так шутили сами музыканты. Образ группы неотделим от их дуэта, а их легендарная «Малиновка» продолжала и продолжает звучать Популярный белорусский дуэт неоднократно выступал с ней на российском телевидении уже в новом веке.

Жизнь Александра Тихановича оборвалась пять лет назад, в начале 2017-го. В последний путь музыканта провождали под звуки «Малиновки».

В первый день Нового, 1981 года советские зрители традиционно прильнули к телеэкранам. В эфире шел главный песенный фестиваль страны «Песня 80», звучали хиты ушедшего олимпийского года. Дважды в концерте довелось выступить гостям из Белоруссии, вокально-инструментальному ансамблю «Верасы». Перед их вторым выходом на сцену ведущая фестиваля Татьяна Коршилова по доброй традиции представила авторов песни, которой суждено будет стать легендарной: «Композитор Эдуард Ханок, стихи Анатолия Поперечного». Симпатичный усатый мужчина с бас-гитарой в руках затянул:

«Малиновки заслыша голосок, припомню я забытые свидания».

Музыканта звали Александр Тиханович. Текущий 2022 год для него юбилейный, в середине лета ему могло бы исполниться 70 лет.



Александр Тиханович


В ВИА «Верасы» Тиханович обрел не только славу, но и вторую половинку- его супругой и партнершей по сцене стала солистка ансамбля Ядвига Поплавская. В разные годы в коллективе выступали разные солисты, но у большинства советских слушателей этот белорусский ВИА ассоциируется с женщиной в очках и мужчиной с усами – Поплавской и Тихановичем.



Ядвига Поплавская и Александр Тиханович в составе ВИА "Верасы"


Для их дуэта и для группы «Верасы» песня «Малиновка» во многом стала знаковой. Это был первый исполнительский опыт Александра Тихановича, который до этого не пел, а только играл на басу. Попавшая в репертуар «Верасов» в 1979 году «Малиновка» положила начало сотрудничеству коллектива с автором песни, их земляком, белорусским композитором Эдуардом Ханком. В репертуаре коллектива он отметился ещё несколькими яркими хитами: «Завируха», «Я у бабушки живу» и др.

Малиновка – укоренившееся в народе название птицы зарянки. Ностальгический пейзажный текст-воспоминание о романтических встречах под пение малиновки на берегу «тихой речушки без названия» написал тот же автор, который подарил советской эстраде и другой известный птичий хит о «славном птахе» соловье – маститый поэт-песенник Анатолий Поперечный.



Авторы песни "Малиновка": композитор Ханок, Эдуард Семенович; поэт Поперечный, Анатолий Григорьевич (1934-2014)


Без упоминания о «Песнярах», своего рода эстрадного символа и музыкальной гордости союзной республики, не обходится, пожалуй, не один материал о музыке советской Белоруссии. Тень «Песняров» незримо нависла и над «Малиновкой» и «Верасами». Созданный в 1971 году ВИА «Верасы» изначально задумывался и как «женская альтернатива» «Песнярам»: в первый состав коллектива входили исключительно девушки, одной из которых была Поплавская. «Песняры» же были исконно мужским коллективом, пожалуй, единственным исключением стала Людмила Исупова, некоторое время выступавшая в составе коллектива под руководством В. Мулявина. Ранее она успела поработать как раз в «Верасах». Считается, что именно Исуповой и принадлежит первенство в исполнении «Малиновки» и спела она её, будучи солисткой «Песняров». Запись не сохранилась, а значит, однозначно быть уверенным в достоверности этого факта за давностью лет нельзя.

Женской группой «Верасы» были недолго, уже в 1973 году с приходом Тихановича и других солистов-мужчин коллектив стал смешанным.

В 1974 году Поплавской прочили позицию художественного руководителя «Верасов», но она не решилась, и у руля коллектива встал композитор Василий Раинчик и закрепился на долгие годы, он руководит ансамблем по сей день.



Раинчик, Василий Петрович - белорусский музыкант, композитор, художественный руководитель ВИА "Верасы" с 1974 г. Народный артист Республики Беларусь.


Любому композитору в той или иной степени присуща творческая ревность. Сочинявший музыку Раинчик в репертуарной политике делал акцент на свои авторские произведения. Хотя группа и исполняла песни разных авторов, «чужой материал», по воспоминаниям коллег, художественный руководитель брал неохотно. Такой факт был озвучен в документальном фильме центрального телевидения, посвященном советским музыкантам из союзных республик. Там же упомянули, что композитор Эдуард Ханок не без труда «пристроил» в репертуар коллектива несколько своих песен.

«Он не приветствовал песни других авторов, он не хотел ни «Малиновку», не хотел «Завируху», хотя это два таких шлягера»,

- рассказывала Ядвига Поплавская.

Однако сам Раинчик преподносил историю появления этой песни в репертуаре «Верасов» совсем иначе. В материалах многих моих коллег, со ссылкой на слова музыканта, указывается, что песня ему сразу приглянулась, и он распознал в ней будущий хит. Сопоставив два, казалось бы, противоречащих друг другу утверждения, можно сделать предположение, что именно «хитовый потенциал» незамысловатой на первый взгляд песни Ханка и Поперечного побудил Василия Петровича принять её в репертуар.

«Сказал, что завтра эту песню будут петь все. Доказать не мог, но интуитивно чувствовал»,

- говорил Раинчик.

По словам художественного руководителя, против этой песни выступили как раз солистки коллектива, в числе которых он назвал и Ядвигу Поплавскую, и свою супругу Ирину Цветкову. Она даже пристыдила мужа, назвав песню «убогой».

«Мы что, опустимся до такого уровня? Будем перед всей страной такую песню убогую петь?» -

так передает Василий Раинчик слова жены.

Своё веское слово сказал Александр Тиханович, согласившийся исполнить «Малиновку». Так благодаря «ненавистной» и «не понравившейся никому» песне басист впервые встал к микрофону.

Свою роль в успехе песни сыграла удачная аранжировка, а именно вступительный проигрыш, имитирующий птичье пение и, тем самым, органично подчеркивающий центральный образ песни. Вокруг этого проигрыша ведутся споры. Раинчик не остался в стороне от «чужой хитовой песни», заявляя, что именно он придумал проигрыш, наиграв его на синтезаторе. Поплавская же утверждает, что идея «птичьего» проигрыша принадлежит ей. Ядвига Константиновна рассказывала, что «свистульку-птичку» одолжила у своей племянницы. На выступлениях на ней играла Надежда Микулич. Удачно найденная «фишка» запомнилась слушателям.

Музыканты вспоминали, как однажды на концерте в Мурманске зрители ждали и просили песню со «свистком», участники коллектива даже не сразу поняли, о какой именно песне идет речь.

Первое время песня исполнялась нечасто. На пластинку «Малиновка» попала бонусом. Оставались «бесхозные» три минуты хронометража, их нужно было чем-то заполнить. Кто ж знал, что именно эта песня станет одной из визитных карточек и принесет группе всесоюзную славу. Хотя, если верить приведенной выше цитате, знал Раинчик, и чутьё его не подвело. В музыкальной культуре такое бывает сплошь и рядом. Песня, в которую исполнители не слишком верят, становится главной.

Проработав в «Верасах» до 1986 года Поплавская и Тиханович отправились в самостоятельное плавание, продолжали выступать дуэтом. Коллектив они покинули с большим скандалом. Между бывшими коллегами накопились обиды. Возможно, в том числе и этим объясняется отмеченная выше разница в показаниях музыкантов. Восприятие событий субъективно, каждый трактует их по-своему, а человеческая память – не самый надежный исторический источник. Как писал классик: «кто прав, кто виноват – судить не нам».



6033.jpg 46.44 KB


В историческом масштабе и в народной памяти «Верасы» – это очки и усы», так шутили сами музыканты. Образ группы неотделим от их дуэта, а их легендарная «Малиновка» продолжала и продолжает звучать Популярный белорусский дуэт неоднократно выступал с ней на российском телевидении уже в новом веке.

Жизнь Александра Тихановича оборвалась пять лет назад, в начале 2017-го. В последний путь музыканта провождали под звуки «Малиновки».

Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
Интересная статья. Дружим каналами?
■ aniram12 11 сен 2022 в 18:42
Понравилось , спасибо!
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ