30 мар 2022 · 13:34    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Любой фильм, в каком бы жанре он ни был снят, вбирает в себя «частичку реальности» той эпохи, когда он создается. Многие киноленты, отражающие реальность своего времени, сохраняются в анналах кинематографа и не теряют своей актуальности через годы и даже десятилетия и становятся «своеобразными» константами в истории мирового кино. Одним из таких фильмов оказалась картина Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», вышедшая на экраны 65 лет тому назад. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Для обложки использованы скрин-шоты кадров из кинофильма.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"12 разгн обложка.jpg","filesize":1097157,"height":2184,"pic_id":31648,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/03/30/12_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BD_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0.jpeg","width":3780}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Казалось бы, в картине не было ничего такого, что позволило бы ей остаться в веках. Конфликт фильма во многом завязан на юридических реалиях и особенностях общественного сознания своего времени, а его «визуальное воплощение» может показаться совершенно не привлекательным в технологическую эпоху «зрелищных блокбастеров». И, тем не менее, фильм навечно вошел в списки наиболее выдающихся произведений всех времен и народов. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Cюжет картины является «классикой жанра». Доказательством его долгожительства стал российский фильм Никиты Михалкова «12», вышедший на экраны спустя 50 лет, в 2007 году и органично воплотивший сюжет классической юридической драмы в совершенно иных исторических и мировоззренческих реалиях. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В юбилейный для обоих картин год, вспоминаем историю создания «первоисточника», ставшего классикой мирового кино. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Два пласта истории в истории кино. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"История мирового кино развивается как бы в двух ипостасях: с одной стороны, - это «экранная история», то есть вереница сюжетов, воплощенных на экране и их последующих интерпретаций, это «бытие» конкретных фильмов и идей в системе координат мирового кинематографа; с другой стороны, – это история реальная, включающая в себя персональные судьбы тех людей, которые создавали эти фильмы, исторические условия появления идей великих фильмов, социальные и культурные факторы, определяющие историю его создания. Безусловно, «экранная» и «реальная» истории неразрывно связаны между собой. «Конкретная история» каждого фильма в той или иной степени определяет его дальнейшую судьбу в культурном пространстве. Судьба фильма «12 разгневанных мужчин» оказалась в чем-то уникальной, а в чем-то показательной. Рассматривая фильм через призму двух обозначенных выше исторических векторов, можно сделать массу интересных наблюдений."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Фильм во многом стал «судьбоносным» для своего создателя. Творчество режиссера Сидни Люмета охватывает всю вторую половину XX века. Он считается одним из самых плодовитых американских режиссеров. Почти каждый год он выпускал по новому фильму. Режиссер скончался в 2011 году, а свой последний фильм снял в 2007. Последний его фильм «Игры дьявола» признается одним из самых успешных. Однако, имя режиссера и у киноведов, и у простых зрителей ассоциируется в первую очередь именно с фильмом «12 разгневанных мужчин». И если «Игры дьявола» - его последняя работа, то «12 разгневанных мужчин» - это режиссерский дебют Люмета. Вот такая интересная судьба, человек снял около пяти десятков картин, а запомнились только первый и последний фильм. Фильм «12 разгневанных мужчин» примечателен тем, что от этой работы изначально никто ничего не ждал. Да и сам мастер не думал, что, делая свой первый шаг в «большом кино», он создает нетленку."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Истоки и идея. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"На дворе 1957 год. Люмету 33 года, и за его плечами уже есть режиссерский опыт, но не в кино, а театре и на телевидении. Это обстоятельство многое объясняет в облике будущего фильма. Как тогда, так и сейчас и театр, и телевидение существуют в определенных условиях, которые определяют формат. И если кино может себе позволить постоянную смену планов и мест действия, то в случае с театром и телевизионными постановками – чем меньше «масштаб идеи» с точки зрения её технического воплощения, тем лучше. А теперь взглянем на фильм «12 разгневанных мужчин». Почти всё действие происходит в одном помещении, а содержание передается исключительно через диалоги героев. Действительно, сюжет и его воплощение куда больше подходят для театра, нежели для кино. И дело тут не только в «бэкграунде» режиссера, но и в истории возникновения идеи и появлении сценария фильма. Сценарий изначально задумывался и писался вовсе не для кино, а для телевизионного телеспектакля."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Сценаристом картины выступил достаточно именитый деятель американской культуры –Реджинальд Роуз. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Идея «судебной драмы» впервые посетила Роуза в суде. Догадайтесь, в качестве кого он присутствовал на заседании. Конечно же, в качестве присяжного. За плечами сценариста было не одно судебное заседание, где он выступал присяжным. Он вспоминал, что атмосфера зала суда очень угнетала его, а однажды, после рассмотрения дела об убийстве, споры между присяжными продолжались восемь часов. В каком-то смысле сюжет, который впоследствии станет вечным и войдет в анналы истории, подсказала сама жизнь и реалии судебной системы Америки 1950-х годов. Решив, что из «споров присяжных» может получиться отличная драма, Роуз садится за перо и создает пьесу для телевидения, по которой в 1954 году создается телеспектакль. В качестве «телевизионной постановки» будущий шедевр мирового кино был замечен, получил несколько премий, но не был воспринят как что-то из ряда вон выходящее."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Рождение киношедевра и непростой путь к успеху и вечной жизни. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Через три года телевизионный сюжет вместе с телевизионным режиссером и сценаристом окажутся на большом экране. Важную роль в судьбе картины сыграл актер Генри Фонда, исполнитель главной роли, совместно с Роузом он выступил продюсером будущей картины, вложив в фильм собственные средства. Всё говорило о том, что авантюра с перерождением «телеспектакля» в фильм обречена на провал."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Бюджет – немногим больше 300 тысяч долларов - был более чем скромным даже по тем временам. Производство фильма заняло 19 дней, а киностудия не обеспечила фильму должной рекламы. В 50-е годы эпоха черно-белого кино заканчивалась, внимание зрителей завоёвывали цветные фильмы. Современному зрителю, искушенному кино-разнообразием, может показаться скучным смотреть полтора часа на черно-белую «киноговорильню», однако и для зрителей 50-х годов фильм по своим исходным данным оказался не сильно привлекательным. В прокате картину ждал неминуемый провал, и лента могла оказаться не замеченной и «затеряться» среди малобюджетных фильмов середины прошлого века. Однако, именно эта картина вписала в историю имена Люмета, Фонды и Роуза, которые сегодня воспринимаются как выдающиеся деятели американского кинематографа и американской культуры в целом. А ведь можно сказать, что фильм-то сделан практически «на коленке». История его создания очень показательна. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Подобная история могла произойти не только в Америке 50-х годов, но и в наши дни, и в любую другую эпоху. Многие творческие люди пускаются в авантюры, кажущиеся безнадежными. Зритель всегда был очень придирчив к форме, и в те времена, и сегодня. В этом смысле в зрительском восприятии мало что изменилось. «12 разгневанных мужчин» благодаря таланту его создателей оказался силен именно содержанием, и это тот случай, когда при всей скудности формы «содержание» смогли рассмотреть и оценить. Сначала скромную работу заметили критики, и она получила несколько номинаций престижных кинофестивалей и даже выиграла «Золотого медведя» в Берлине. Но этот факт вовсе не впечатлил прокатчиков, которые после провала не рискнули вновь пустить фильм на экраны. В 1958 году «провальный» фильм был трижды номинирован на «Оскар», но награду вполне закономерно не получил. Однако, с «Оскаром» у Люмета получилась забавная история. За всё время своей плодовитой режиссерской карьеры он удостоился этой премии лишь однажды, за 2 года до того, как снял свой «второй знаменитый фильм». "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В 2005 году режиссеру вручили так называемый «Почетный Оскар» за вклад в киноискусство, а этот вклад определялся, прежде всего, картиной «12 разгневанных мужчин», которая к тому моменту уже стала признанной классикой. Так что можно сказать, что «Оскара» за этот фильм режиссер всё же получил, но с опозданием на 48 лет."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В тот же год, когда Сидни Люмет снимает свой последний фильм, сюжет его дебютной картины обретет новую жизнь, будучи воплощен в другой кинематографической традиции, в далекой России. В том, что фильм «12» вышел именно в год триумфального завершения режиссерской карьеры Сидни Люмета, тоже можно увидеть некоторый символизм. В отличие от оригинального произведения, работа Никиты Сергеевича изначально ожидалась как нечто масштабное и в перспективе великое, и этот фильм ожидания оправдал. Но это уже немного другая история."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[8176,8176]}
Комментарии 2