01 мар 2023 · 09:07    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня пойдет речь о благоразумном разбойнике, распятом в 33 году н. э. 14 нисана в Иудее прокуратором Понтием Пилатом вместе с Иисусом Христом... Личность этого разбойника крайне загадочна и вызывает множество толков... Мы рассмотрим только три версии происхождения этого человека и попытаемся понять, какая из версий ближе к истине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, поехали... Прежде всего, нужно сказать, что вместе со Христом на горе Голгофе для исполнения пророчества Исайи \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "и к злодеям причтен"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Ис. 53: 12) распяли не одного разбойника, а двух. Матфей говорит:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» (Матф. 27: 38)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этих двух злодеев, распятых вместо с Иисусом Христом обязательно нужно различать. Ибо они совсем разные... Тот разбойник, что оказался по левую сторону от Христа, не «наш» (1Иоан. 2: 19). «Чужой» (ксеноморф?). Он являет образ дикой злобы и нераскаянной гордыни. Ибо «прославился» тем, что даже на кресте, хулил Христа и насмехался над Ним, говоря: \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«(Лук. 23: 37). Согласно пророчеству о разделении на» козлов «и» овец «,» левый «разбойник -» козел\", предназначенный в огонь вечный (Мф. 25: 41)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Благоразумный разбойник. Икона. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "ращ.png", "filesize": 1161174, "height": 1028, "pic_id": 443174, "url": "/files/article_image/2023/02/24/%D1%80%D0%B0%D1%89.jpeg", "width": 1372}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Наш» (1Иоан. 2: 19) разбойник - тот, который при распятии Господа Иисуса оказался справа от Него. Этот «правый», праведный или благоразумный разбойник, согласно предсказанию о Втором Пришествии и о страшном суде Христовом, соотносится с «овцой». В Евангельской истории он избегает геенны и даже входит в рай посредством своего благоразумия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Какого благоразумия? Об этом подробно говорит евангелист Лука. Именно Лука дословно приводит прямую речь распятого справа от Христа разбойника, благодаря которой тот попадает в рай. Вот цитата:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лук. 23: 39-42)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мысли свт. Иоанна Златоуста, добрый разбойник попадает в рай благодаря своему "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "здравомыслию"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", которое он сохранил, хотя и \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "был прибит гвоздями и терпел невыносимые страдания от гвоздей"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«(Иоанн Златоуст, свт. О кресте и разбойнике). Ибо распятый на кресте, будучи в отчаянном положении, заботится о другом: напоминает ему о его грехах; пытается пробудить в нем страх Божий и память смертную; дает надежду на духовное спасение. Иначе говоря, выполняет вторую заповедь любви, в которой говорится» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "возлюби ближнего твоего"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Матф. 22: 39)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но это не все... Благоразумие разбойника проявляется еще и в том, что он "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "признает"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Христа Богом и Царем того Царства, в которое сам хочет попасть: \"П"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "омяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! \" (Лук. 23: 42)."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Благодаря этому наш разбойник выполняет первую заповедь любви, где говорится: \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Матф. 22: 37)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За исполнение двух наибольших заповедей в Законе (Матф. 22: 36-40) благоразумный разбойник и получает обетование собственного спасения, когда Христос говорит ему: \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«(Лук. 23: 43). По мысли свт. Игнатия Брянчанинова, в этот момент благоразумный» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "разбойник делается Богословом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том 1. О терпении). Ибо он пред лицом всех мудрых и сильных мира сего исповедует Христа Царем Небесным, попирая своим верным мнением их ошибочные мнения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все это понятно... Непонятно другое... Как звали-величали этого разбойника? Ибо в Новом Завете имя разбойника не упоминается. От слова совсем. Что же касается других источников, то они дают не меньше трех версий имени нашего злодея. Где же истина? Давайте разбираться..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Первую версию "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "представляет \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Евангелие от Никодима"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«(III-IV в.). В этом апокрифе имя разбойника упоминается в 9 главе 1-й части, повествующей о допросе Пилатом еврейского народа и об умывании им рук. Согласно» Евангелию от Никодима «, разбойник, которого Пилат приказывает привести в собрание вместе с Иисусом именуется» Дижманом «(в то время, как его антипод назван» Гестой «). Откуда такое имя? Имя» Дижман «- результат славянской транскрипции (с влиянием многочисленных палатализаций) греческого имени» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Δυσμάς\" (Дисмас - "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дизмас - Дижмас - Дижман"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "), "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "которое стоит в греко-язычном тексте. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Благоразумный разбойник Дисмас. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "дисмас.jpg", "filesize": 61372, "height": 594, "pic_id": 443192, "url": "/files/article_image/2023/02/24/%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%81.jpeg", "width": 594}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что означает имя \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Δυσμάς\"?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " В греческо-русском словаре «Glosbe» это слово означает «заход (солнца), запад» (https: //ru. glosbe. com/el/ru/Δυσμάς). Таким образом, согласно «Евангелию от Никодима» разбойника звали Дисмасом, что в переводе означает «заход, закат, запад». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аргументами в пользу имени «Дисмас» является, во-первых, древность источника. Ибо III-IV век - это не шутка (хотя, конечно, это и не первый век). А, во-вторых, греческое имя разбойника, больше похожее на личное прозвище. В Иудее I века евреи нередко получали греческие имена-прозвища. В Новом Завете, Тот же Христос говорит Петру: \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") «(Иоан. 1: 42). Имя» Симон «- еврейское. А вот» Петр\" - греческое."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аргументом против является современная позиция Западной Церкви. Вообще, в прошлом католики очень почитали этого разбойника. В XIV веке он даже вошел в «Каталог святых» Петра Наталиса с именем «Дисмас». Однако в XVI веке кардинал Цезарь Бароний засомневался в подлинности этого имени. Подумал, что апокрифическое имя - это не солидно. И внёс память нашего разбойника (его память - 25 марта) в Римский мартиролог (список святых) уже без имени."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Вторую версию"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " представляет \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Арабское евангелие детства Спасителя"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«(V-VI в.). В этом апокрифе благоразумный разбойник именуется Титом (в противоположность» злому «разбойнику, который называется Думахом). Имя» Тит «впервые появляется в 23 главе (» Разбойники\"), где говорится о путешествии святого семейства через пустыню в Египет. В этой главе Тит предлагает Думаху 40 драхм и денежный пояс за то, чтобы не грабить путешественников (http: //apokrif. fullweb. ru/apocryph1/ev-arab. shtml)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аргументом в пользу версии имени «Тит» является, во-первых, эллинский культурный код. Например, 40 драхм (драхма - греческая денежная единица; была основной в Иудее I в. н. э.). Во-вторых, его изначально сирийское происхождение (по мнению Дж. Эллиотта, апокриф сначала был написан на сирийском языке и только потом переведен на арабский)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аргументы против: во-первых, позднее происхождение апокрифа (V-VI в.). Во-вторых, римское имя «Тит», в переводе означающее «честь, почет». Если разбойник был римлянин, на крест он попасть никак не мог. Римских граждан римская администрация при необходимости усекала мечом. Как, например, это произошло с апостолом Павлом во время гонений Нерона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Благоразумный разбойник Рах. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рах 10.jpg", "filesize": 60832, "height": 423, "pic_id": 443181, "url": "/files/article_image/2023/02/24/%D1%80%D0%B0%D1%85_10.jpeg", "width": 553}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Третья версия "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "восходит к восточно-русской культуре. Прежде всего, к иконографическому канону XVI-XVII вв. Согласно этому канону, благоразумного разбойника звали Рахом. Имя «Рах» писалось иконописцами Древней Руси на многих северных алтарных дверях храмов (что ведут к жертвеннику), чтобы отразить символику алтаря как рая, в который за исповедание веры по слову Господа вошел разбойник. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Установить происхождение имени «Рах» сложно... Некоторые ученые возводят происхождение имени к слову \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "варвар"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«, допуская последующую эволюцию:» Варвар - Варах - Рах «. Кандидат культурологии О. В. Губарева предполагает, что древнее написание слова» Рах «не было именем разбойника. По ее мнению,» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "это было его прозвище: «подвешенный на рогатку», «распятый» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«» (О. В. Губарева. Благоразумный разбойник)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аргументом в пользу имени «Рах» (для нас, русских христиан) является, во-первых, восточно-русское происхождение имени. Ибо раз Церковь установила почитание святого Раха, мы должны Ее слушаться... Во-вторых, происхождение имени «Рах» от слова «рогатка», «распятый» (тут аффтор согласен с П. В. Губаревой). Здесь нет ничего необыкновенного. Повторим: в Новом Завете слово «Петр» было прозвищем. А сейчас стало именем. Тоже самое, видимо, произошло и с наименованием Рах. Изначально оно означало атрибут разбойника. Но со временем стало его личным именем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аргументом против имени «Рах» является его отсутствие в древних рукописях и апокрифах. По сути это имя - изобретение русских иконописцев. Пусть и весьма удачное, ибо ничего ложного не предлагает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сравнив сильные и слабые стороны всех трех версий имени благоразумного разбойника, прихожу к следующему выводу: подлинное имя этого человека нам неизвестно. Оно остается тайной за 7 печатями. Мы узнаем это имя после Второго Пришествия, в день Страшного суда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но, если нам захочется попросить молитвенной помощи у человека, который первым попал в рай, то можно (как мне кажется) обращаться к нему со следующими словами, говоря: \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Святой Рах, моли Бога о нас"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! \""}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем более, что храм во имя благоразумного разбойника Раха по благословению митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Варсонофия уже строится в Московском районе г. Санкт-Петербурга. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Источник: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/kak-zvali-blagorazumnogo-razboinika-i-pochemu-on-popal-v-rai-luk-233943-5fdf3b47f5a6f429fc5a2735"}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 3