26 фев 2023 · 09:11    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Беседа Иисуса с самарянкой происходит между первой и второй Пасхой общественного служения Господа Иисуса Христа. Позади изгнание торгующих из храма (Иоан. 2: 13-25), тайная беседа с Никодимом (Иоан. 3: 1-21), заключение Иоанна Предтечи в темницу (Матф. 14: 3-5). Добрый Пастырь из Иудеи возвращается в Галилею через Самарию. В городе Сихарь у колодезя Иакова (из которого пил и сам Иаков и дети его) около шестого часа (в полдень) Он к величайшему удивлению учеников (Иоан. 4: 27) и вступает в беседу с \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "женщиной Самарянской"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\". Эта беседа очень пространна... Приводим для наглядности только её начало:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую...» (Иоан. 4: 4-10)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "В. И. Нестеренко. Христос и самарянка. Фрагмент. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "hristos-i-samaryanka-1000x765.jpg", "filesize": 178024, "height": 765, "pic_id": 443215, "url": "/files/article_image/2023/02/24/hristos-i-samaryanka-1000x765.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Каково содержание беседы Иисуса Христа с самарянкой? Согласно Иоанну, эта беседа представляет из себя целый ряд отдельных тем, связанных единым мотивом - спасения человека. Сначала Иисус беседует с женщиной об обычной воде. Затем - о Воде Жизни"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", \"текущей в жизнь вечную"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«(Ин. 4: 14). Потом - о всеведении Господнем. После этого - о месте и способе поклонения Богу. И, наконец, - о Себе Самом, как о Христе и о Мессии. Ибо на вопрос женщины о том, не Он ли Христос, Иисус прямо говорит:» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Это Я, который говорит с тобой"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Иоан. 4: 26)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Беседа Иисуса Христа с самарянкой поражает, во-первых, обилием Откровений Божиих (здесь Он говорит о Себе и как о Воде Жизни, и как о Христе, и как о Мессии). Во-вторых, - профессиональным искусством Великого Рыбаря (Христа), Который \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "уловил оказавшуюся у колодца самарянку... и послал ее, уверовавшую, провозглашать самарянам силу Своего Божества"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Феолипт Филадельфийский. Оглашения. Оглашение 4). Наконец, в-третьих, загадочностью уловленной у колодца рыбы (женщины), которая промыслительно попадает в Царство Небесное."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все это понятно. Непонятно другое: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1. Кто"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " она - эта женщина у колодца? "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "2. Почему"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " ученики удивились, увидев ее беседующей с Иисусом? "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "3. Зачем "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "женщина выходит к колодцу в полдень, когда очень жарко? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №1. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кем была женщина у колодца? Ответ очень прост: женщина была самарянкой или \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "женщиной Самарянской"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«(Ин. 4: 9). Нам, скорее всего, невдомек, что это значит... А вот в I в. н. э. любой житель Палестины прекрасно знал, что» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Иудеи с Самарянами не сообщаются"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«(Ин. 4: 9). Потому что у этих людей были серьезные вероучительные расхождения. Ибо иудеи признавали все книги Ветхого Завета. А самаряне - только Пятикнижие Моисеево (» Самарянское Пятикнижие\")."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, иудеи презирали самарян за нечистую кровь. Поскольку после завоевания Израиля Ассирией и насильственной депортации израильтян последние вопреки Закону Моисееву (Лев. 5: 2) смешались с местным населением и превратились (в глазах иудеев) в \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "грязнокровок"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«. На основании всего этого иудеи гордо считали самих себя» православными «, а самарян -» сектантами «. Самаряне в гордости от иудеев не отставали. Для оправдания своей веры самаряне возвеличили гору Гаризим, на которой Моисей повелел читать Закон (Нав. 8: 33-35). И в споре с иудеями о том, кто прав, уповали на силу обычаев. Не случайно самарянка в разговоре с Иисусом апеллирует к авторитету традиции, когда говорит:» Отцы наши покланялись Богу на этой горе\" (Ин. 4: 20). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Якоб ван Ост. Христос и самарянка. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ост 10.jpg", "filesize": 89879, "height": 509, "pic_id": 443260, "url": "/files/article_image/2023/02/24/%D0%BE%D1%81%D1%82_10.jpeg", "width": 760}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №2."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Почему ученики удивились разговору самарянки с Иисусом? Здесь все непросто... К моменту встречи Христа с самарянкой у колодца Иакова взаимоотношения самарян и учеников Христовых (именно учеников, а не абстрактных иудеев) находились в состоянии вялотекущего конфликта. Или большой неприязни. Согласно Евангелию от Луки, самаряне однажды не приняли Христа в селение (Лук. 9: 53). А сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн) в ревности о славе Божией хотели за это низвести на неразумных самарян огонь с неба (Лук. 9: 54)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сам Христос до встречи с самарянкой у колодца (то есть в 1 год Своего общественного служения) заботился только о погибших овцах дома Израилева. Ибо совсем недавно сказал ученикам: \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "На путь Самарянский не ходите"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Матф. 10: 5). Потому ученики и удивились, увидев Любимого Учителя, беседовавшего с самарянкой. Они нашли в этой беседе явное противоречие с прежними наставлениями Иисуса. Возможно, кто-нибудь из учеников вообразил сцену флирта... Со стороны женщины (ибо судьба Ревекки и Исаака решалась у колодца; там же Иаков поцеловал Рахиль)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Между тем, Христос беседой с самарянкой желал показать изменение Его Промысла о всех самарянах, уже призванных в Царство Небесное. Он знал заранее, что \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "она уверует и будет причиной того, что уверуют многие"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Иоанна)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот ученики Христовы, не обладая даром духовного рассуждения, этого не поняли. Потому они и удивились, оставив при себе невысказанные вопросы: \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Ин. 4: 27)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №3."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Зачем женщина идет к колодцу в полдень? Ответ: она имела некий тайный грех, о котором не знали жители города Сихарь («Сихарь» - «пьяный город»). Поэтому, желая скрыть свои \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "постыдные дела"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна), самарянка пошла к колодцу не утром, а в полдень, когда все сидят по домам из-за жары. Женщина хотела набрать воды без свидетелей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Какой грех она имела? Этот грех - блуд. Если верить Священному Писанию и святым отцам, самарянка была блудницей (особой легкого поведения, распутницей, падшей женщиной - нужное подчеркнуть). Но только не явной, а тайной. Женщина тщательно скрывала блудный грех, почему и пошла к колодцу в полдень. Откуда это видно? Прежде всего, из ответа самарянки на просьбу Христа позвать мужа. Самарянка, желая скрыть грех, сказала что у нее «нет мужа». А Господь в ответ обличил ее:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоан. 4: 17-18)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мысли свт. Николая Сербского, Господь Иисус обличает самарянку не случайно. Христос хочет научить женщину \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "мыслить духовно, а не плотски"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" (Николай Сербский, свт. Беседы на Евангелие). Он не творит перед нею чудес, но являет Себя Тайновидцем, чтобы Своим всеведением и провидением предуготовить ей неожиданное спасение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Источник: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/5-zagadok-samarianki-govorivshei-s-iisusom-u-kolodca-ioan4529-5fd4ca0b64f2df18971f618c"}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 10