31 дек 2022 · 12:06    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что же хочет сказать нам автор песни-притчи «Прогулки по воде»? Какое поучение он предлагает? О какой удивительной тайне говорит? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обратимся к тексту Ильи Кормильцева... В первой строфе апостол Андрей мало чем отличается от своего библейского прототипа. Лирический герой поэта представляется, во-первых, обычным рыбаком, достающим из воды «пескарей» (Мар. 1: 16). Во-вторых, рыбаком бедным, который ловит рыбу не с лодки (большим неводом), но с «причала» (скорее всего, небольшой сетью). Рядом с бедным рыболовом Андреем в тексте песни возникает другой Рыболов - Спаситель, Который ходит по воде и тоже ловит: но только не рыбу, а погибшие людские души:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Христос ходит по воде. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "по воде.jpg", "filesize": 222077, "height": 998, "pic_id": 338619, "url": "/files/article_image/2022/12/29/%D0%BF%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5.jpeg", "width": 1414}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С причала рыбачил апостол Андрей,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А Спаситель ходил по воде."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И Андрей доставал из воды пескарей,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А Спаситель - погибших людей (И. Кормильцев. «Прогулки по воде»)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой строфе автор разводит двух главных героев песни (человека и Бога) по двум разным царствах: земному и небесному. Эти царства отличаются друг от друга полярно противоположными онтологическими и ценностными ориентирами. Жизнь жителя земного царства, Андрея, ограничивается одним только причалом. Он не видит ничего, кроме воды и живет только для себя. Его главная цель - это «пескари» (библейский Андрей ловил, конечно, не пескарей, но тилапию - основную промысловую рыбу Галилейского озера). Они нужны ему для того, чтобы съесть их; чтобы ему, Андрею, было хорошо. Совершенно другую онтологию видим у Спасителя. Жизнь Иисуса не ограничена пределом причала. Он ходит по воде: везде и всегда. Его главная цель - спасение погибших людей (тех самых, жизнь которых ограничена некими пределами). И живет Спаситель не для себя, но для людей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По сути дела, в экспозиции Илья Кормильцев обозначает историософию блаженного Августина. Поэт представляет историю всего человечества в виде сосуществование двух общностей - Града Божьего и Града Земного. Жители первого Града рождаются благодатью. Они входят в Град Божий через страдание, подобно идумеянину Иову. Жители второго Града рождаются от угождения испорченной грехом человеческой природе. Они входят в град Земной через грех (беззаконие), отчего могут «подвергаться вечному наказанию с дьяволом» (15: 1). Андрей при виде чудес Спасителя понимает, что пределы его бытия ограничены водой - житейским морем. Герой страстно желает выйти за пределы этого порочного, замкнутого круга. Он хочет покинуть причал - преступить черту, отделяющую земной Град от Града Божьего. Но только Андрей не знает, как это сделать, ибо ему неизвестен «секрет» спасения. И потому Андрей просит Спасителя раскрыть этот секрет. Кормильцев пишет: «И Андрей закричал - я покину причал, // если ты мне откроешь секрет». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот крик души человека, жаждущего спасения, не остается без ответа. Спаситель раскрывает Андрею «секрет» перехода из одного града в другой. Или секрет спасения. Правда, этот секрет оказывается секретом Полишинеля, ибо, как говорит автор, «никакого секрета здесь нет»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«И Спаситель ответил: Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет. // Видишь там, на горе, возвышается крест. // Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем. // А когда надоест, возвращайся назад, //гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!» (И. Кормильцев. «Прогулки по воде»)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Секрет спасения, по мысли Кормильцева, заключается в добровольном распятии на кресте, в подражании Господу Иисусу Христу. Ибо крест у христиан - это главное орудие спасения. Христос распинается на кресте, чтобы показать Своим ученикам (помимо искупления наших грехов), что подлинное спасение состоит именно в распятии на кресте, в «висении» на нем, а не в том, чтобы с этого креста сходить (Матф. 27: 40; Мар. 15: 30)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вячеслав Бутусов. Кадр из клипа \"Прогулки по воде\" (реж. А. Берсенев). Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "бутус.jpg", "filesize": 17094, "height": 450, "pic_id": 338621, "url": "/files/article_image/2022/12/29/%D0%B1%D1%83%D1%82%D1%83%D1%81.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Понятно, что распятие и «висение» не стоит понимать буквально. В тексте подразумевается, конечно, не физическое распятие и «висение», но духовное. Речь идет о так называемом «несении» креста. Ибо Господь так говорит: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10: 38). В святоотеческой экзегезе крест означает в этом месте Евангелия от Матфея (Матф. 10: 38) идею полного самоотвержения ради соединения со Христом. Свт. Иларий Пиктавийский под несением креста понимает распятие тела «с пороками и вожделениями» («Комментарий на Евангелие от Матфея»). Блаженный Феофилакт Болгарский видит в кресте отказ от «настоящей жизни» («Толкование на Евангелие от Матфея»). Свт. Игнатий (Брянчанинов) крестом называет «те скорби, которые Богу угодно попустить нам во время нашего земного странствования» («Аскетические опыты. Часть 1»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иначе говоря, песенному апостолу Андрею для перехода из Града земного в Град Божий предлагается даже не физическая смерть на кресте. Ему предлагается всего лишь духовное распятие: отказ от самого себя, а также от причала и пескарей (как атрибутов земного мира)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако драма персонажа Кормильцева в том и заключается, что он, бедный и несчастный, страшно боится перехода из одной реальности в другую («Но учитель, на касках блистают рога, черный ворон кружит над крестом...»). Герой ждет от Учителя магического заклинания («объясни мне сейчас»), давит на жалость («пожалей дурака»), просит дать аванс («а распятье оставь на потом»). Естественно, такое недостойное апостола Христова малодушное поведение вызывает праведный гнев Спасителя. Христос испытывает те же чувства, которые Он пережил, когда выгонял торговцев из храм (Иоан. 2: 15). У Кормильцева Спаситель «немеет» и «топает ногой» (в реальности Иисус так не делал, но речь сейчас не об этом): «Онемел Спаситель и топнул в сердцах по водной глади ногой. //» Ты и верно дурак! «и Андрей в слезах побрел с пескарями домой»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В итоге, Андрей, поняв, что переход в град Божий лично для него невозможен, не идет за Спасителем (как это сделал реальный Андрей из числа двенадцати), но «в слезах» возвращается домой - с пескарями. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот теперь время ответить на вопрос, почему нам всем так нравится эта песня в целом и совершенно неправильный, небиблейский Андрей в частности. Дело в том, что персонаж Кормильцева, песенный Андрей - это собирательный образ всех малодушных христиан. А именно: всех тех, кто не может преступить пределы Земного Града (из-за привязанности к причалу или пескарям). Всех тех, кто в притче о семенах был брошен не на добрую землю, но при дороге, на камни и в терние (Матф. 13: 3-9; Мар. 4: 3-20). Всех тех, кто не имеет (к величайшему своему сожалению) твердой решимости спасаться о Господе и не может преодолеть инерцию греха."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Песенный Андрей близок нам не только своим малодушием и испорченной грехом человеческой природой. Он вызывает чувство уважения своим по-человечески честным желанием ответить на призыв Божий, честным (говорю без иронии) намерением следовать за Христом, честным же стремлением в Град Божий - в небесный Иерусалим."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герой Кормильцева - это целый город контрастов, борьба противоположностей. В нем есть и «дух бодр», и немощная плоть (Матф. 26: 41). Он одновременно и духовен законом, и «продан греху» (Рим. 7: 14). Это слепок «внутреннего себя», по сути дела, каждого человека, и потому этот Андрей нам так дорог... Дорог этот герой нам еще и тем, что, даже уходя с пескарями домой, он парадоксальным образом поучает нас никогда не подражать его примеру. Ибо путь песенного Андрея для любого христианина - это дорога смерти: путь в ад, в геенну, к пескарям. Что же касается дороги жизни, то она у нас только одна - это несение креста, данного нам Господом или отказ от нашего эго. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому (будем молиться, поститься и слушать радио «Радонеж») будем чаще слушать прекрасную песню «Прогулки по воде» и думать о Вечности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Источник: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/kakoi-sekret-hotel-uznat-apostol-andrei-iz-pesni-progulki-po-vode-5ef33babb844b36e0904b65d"}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 8