3
5 Евангельских загадок о волхвах: звездочетах и царских советниках | Паблико
19 подписчики

5 Евангельских загадок о волхвах: звездочетах и царских советниках


07 янв 2023 · 09:34    

О событии Рождества Иисуса Христа свидетельствуют два евангелиста: Матфей и Лука. Оба евангелиста выдерживают единую линию повествования, но различаются (дополняя друг друга) в деталях. Например, Матфей сообщает о волхвах, но ничего не говорит о пастухах. Зато Лука, говоря о пастухах, в свою очередь умалчивает о волхвах.

В этой статье мы попытаемся пролить свет на все (ну, или почти все) темные места Евангелия от Матфея, связанные с происхождением волхвов (магов) и их миссией в Палестине. В разгадывании библейских загадок нам помогут святые отцы-экзегеты и библеисты. Итак, поехали...



Е. Суслова. Поклонение волхвов. Изображение взято в открытых источниках.


Загадка №1. Кто такие волхвы? У святителя Филарета (Дроздова) это люди, «возвышавшиеся над другими по своей власти и своим познаниям» (Филарет (Дроздов), святитель. «Избранные места из Священной Истории»). В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова) волхвы - это «ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил» (Никифор (Бажанов), архимандрит. «Библейская энциклопедия»). Иначе говоря, это мудрецы, звездочеты (астрономы). Волхвов следует отличать от колдунов, кудесников и волшебников, которые творили ложные чудеса и вызывали нечистых духов. Ибо библейские волхвы - это не колдуны, не ведьмаки, а, как верно говорит архиепископ Аверкий Таушев, тайновидцы (или пророки), подобные тем, над которыми начальствовал пророк Даниил в стране Вавилонской (Дан. 2: 48).

Загадка №2. Почему волхвов на иконах иногда изображают царями (королями)? Впервые волхвов назвал царями святитель Кесарий Арльский (V-VI вв.). В Х веке волхвы в западноевропейском искусстве пишутся с коронами на головах, согласно давно установившейся традиции. Эта традиция возникает не на пустом месте. В Вавилоне и Персии мудрецы-тайновидцы не подвергались гонениям, как это часто бывало в Иудее. Наоборот. Они становились советниками царя (вспомним того же Даниила) и при удачном стечении обстоятельств получали от него во владение целые города с правом самодержавной, царской власти в них. Поэтому волхвы на иконах и пишутся с коронами.

Загадка №3. Откуда пришли волхвы? Конкретную страну (или страны) Матфей не упоминает. В первом стихе второй главы можно найти указание только на сторону света. Евангелист говорит: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока» (Матф. 2: 1). С древности существует неоднозначное толкование этого места. Самой распространенной считается «восточная» версия, согласно которой волхвы приходят из тех стран, которые действительно находятся к востоку от Палестины. А именно: из Персии (свт. Иоанн Златоуст, бл. Феофилакт), Аравии (св. Иустин, Тертуллиан) и Халдеи (бл. Августин). Главным аргументом в пользу «восточной» версии является персидское слово «магос» (μάγοι), употребленное евангелистом Матфеем в оригинальном тексте. Ибо именно в Персии волхвы- «маги» могли слышать от иудеев о великом Царе-Избавителе.



Волхвы с подарками. Изображение взято в открытых источниках.


Между тем, существует и другая, «вселенская» версия происхождения волхвов, согласно которой они приходят со всех концов земли: востока, запада и юга. Главным аргументом этой версии является пророчество Давида из 71 Псалма о царях, приносящих дары. Вот это пророчество:

«Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71: 10-11).

В пророчестве Давида север не упоминается (возможно, в силу дикости гиперборейцев). Зато Фарсис (древний порт в Испании) символизирует запад; Аравия (аравийский полуостров) - восток, а Сава (Эфиопия, откуда к царю Соломону приезжала в гости царица Савская) - юг.

Загадка №4. Сколько было волхвов? Блаженный Августин и свт. Иоанн Златоуст полагали, что волхвов было двенадцать (по числу апостолов Христовых). Точно так же до сих пор считают армяне и сирийцы. Однако в Церковном Предании укрепилась версия Оригена, согласно которой волхвов было трое - по числу предложенных ими даров. Логично считать, полагает профессор А. С Десницкий, что волхвов было трое, ибо они принесли Христу именно три дара: золото, ладан и смирну (Матф. 2: 11). Существует также красивая легенда о четвертом волхве - Артабане, дары которого (сапфир, рубин и жемчужина) не сохранились (как сохранились дары трех других волхвов), ибо Артабан по дороге раздал их бедным.

Загадка №5. В каком месте волхвы покланялись Христу? В церковной среде стойко бытует ошибочное мнение, что волхвы, ведомые звездой, пришли сразу же после пастухов и поклонялись новорожденному Христу в пещере. Об этом говорится в «Разговоре с Трифоном-иудеем» св. Иустина Философа, а также в «Протоевангелии Иакова». Отсюда огромное количество «неправильных» живописных картин и даже православных икон, представляющих поклонение волхвов в вертепе.

Тем не менее, на самом деле между приходом пастухов и приходом волхвов существует определенный промежуток времени (от нескольких дней до нескольких месяцев). Ибо пастухи находят младенца Христа в пещере, в яслях (Лук. 2: 12), а волхвы для поклонения Царю входят уже не в пещеру, а в некий дом (возможно, в гостиницу, которая уже могла освободиться). Матфей ясно говорит, что волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Матф. 2: 11). 

Источник: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/10-evangelskih-zagadok-o-volhvah-i-vifleemskoi-zvezde-5f252f2e2e9a65040cdfb6e9

О событии Рождества Иисуса Христа свидетельствуют два евангелиста: Матфей и Лука. Оба евангелиста выдерживают единую линию повествования, но различаются (дополняя друг друга) в деталях. Например, Матфей сообщает о волхвах, но ничего не говорит о пастухах. Зато Лука, говоря о пастухах, в свою очередь умалчивает о волхвах.

В этой статье мы попытаемся пролить свет на все (ну, или почти все) темные места Евангелия от Матфея, связанные с происхождением волхвов (магов) и их миссией в Палестине. В разгадывании библейских загадок нам помогут святые отцы-экзегеты и библеисты. Итак, поехали...



Е. Суслова. Поклонение волхвов. Изображение взято в открытых источниках.


Загадка №1. Кто такие волхвы? У святителя Филарета (Дроздова) это люди, «возвышавшиеся над другими по своей власти и своим познаниям» (Филарет (Дроздов), святитель. «Избранные места из Священной Истории»). В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова) волхвы - это «ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил» (Никифор (Бажанов), архимандрит. «Библейская энциклопедия»). Иначе говоря, это мудрецы, звездочеты (астрономы). Волхвов следует отличать от колдунов, кудесников и волшебников, которые творили ложные чудеса и вызывали нечистых духов. Ибо библейские волхвы - это не колдуны, не ведьмаки, а, как верно говорит архиепископ Аверкий Таушев, тайновидцы (или пророки), подобные тем, над которыми начальствовал пророк Даниил в стране Вавилонской (Дан. 2: 48).

Загадка №2. Почему волхвов на иконах иногда изображают царями (королями)? Впервые волхвов назвал царями святитель Кесарий Арльский (V-VI вв.). В Х веке волхвы в западноевропейском искусстве пишутся с коронами на головах, согласно давно установившейся традиции. Эта традиция возникает не на пустом месте. В Вавилоне и Персии мудрецы-тайновидцы не подвергались гонениям, как это часто бывало в Иудее. Наоборот. Они становились советниками царя (вспомним того же Даниила) и при удачном стечении обстоятельств получали от него во владение целые города с правом самодержавной, царской власти в них. Поэтому волхвы на иконах и пишутся с коронами.

Загадка №3. Откуда пришли волхвы? Конкретную страну (или страны) Матфей не упоминает. В первом стихе второй главы можно найти указание только на сторону света. Евангелист говорит: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока» (Матф. 2: 1). С древности существует неоднозначное толкование этого места. Самой распространенной считается «восточная» версия, согласно которой волхвы приходят из тех стран, которые действительно находятся к востоку от Палестины. А именно: из Персии (свт. Иоанн Златоуст, бл. Феофилакт), Аравии (св. Иустин, Тертуллиан) и Халдеи (бл. Августин). Главным аргументом в пользу «восточной» версии является персидское слово «магос» (μάγοι), употребленное евангелистом Матфеем в оригинальном тексте. Ибо именно в Персии волхвы- «маги» могли слышать от иудеев о великом Царе-Избавителе.



Волхвы с подарками. Изображение взято в открытых источниках.


Между тем, существует и другая, «вселенская» версия происхождения волхвов, согласно которой они приходят со всех концов земли: востока, запада и юга. Главным аргументом этой версии является пророчество Давида из 71 Псалма о царях, приносящих дары. Вот это пророчество:

«Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71: 10-11).

В пророчестве Давида север не упоминается (возможно, в силу дикости гиперборейцев). Зато Фарсис (древний порт в Испании) символизирует запад; Аравия (аравийский полуостров) - восток, а Сава (Эфиопия, откуда к царю Соломону приезжала в гости царица Савская) - юг.

Загадка №4. Сколько было волхвов? Блаженный Августин и свт. Иоанн Златоуст полагали, что волхвов было двенадцать (по числу апостолов Христовых). Точно так же до сих пор считают армяне и сирийцы. Однако в Церковном Предании укрепилась версия Оригена, согласно которой волхвов было трое - по числу предложенных ими даров. Логично считать, полагает профессор А. С Десницкий, что волхвов было трое, ибо они принесли Христу именно три дара: золото, ладан и смирну (Матф. 2: 11). Существует также красивая легенда о четвертом волхве - Артабане, дары которого (сапфир, рубин и жемчужина) не сохранились (как сохранились дары трех других волхвов), ибо Артабан по дороге раздал их бедным.

Загадка №5. В каком месте волхвы покланялись Христу? В церковной среде стойко бытует ошибочное мнение, что волхвы, ведомые звездой, пришли сразу же после пастухов и поклонялись новорожденному Христу в пещере. Об этом говорится в «Разговоре с Трифоном-иудеем» св. Иустина Философа, а также в «Протоевангелии Иакова». Отсюда огромное количество «неправильных» живописных картин и даже православных икон, представляющих поклонение волхвов в вертепе.

Тем не менее, на самом деле между приходом пастухов и приходом волхвов существует определенный промежуток времени (от нескольких дней до нескольких месяцев). Ибо пастухи находят младенца Христа в пещере, в яслях (Лук. 2: 12), а волхвы для поклонения Царю входят уже не в пещеру, а в некий дом (возможно, в гостиницу, которая уже могла освободиться). Матфей ясно говорит, что волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Матф. 2: 11). 

Источник: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/10-evangelskih-zagadok-o-volhvah-i-vifleemskoi-zvezde-5f252f2e2e9a65040cdfb6e9

Читайте также

Комментарии 10

Войдите для комментирования
■ Городская дачница 07 янв 2023 в 17:02
С Рождеством!
■ Христофор 08 янв 2023 в 10:21
И Вас с Рождеством Христовым!
Очень интересный рассказ! Спасибо! С Рождеством!)
■ Христофор 08 янв 2023 в 10:22
Благодарю.! И Вас с Рождеством Христовым!
■ skona57🌿Мир вам!🌿 07 янв 2023 в 12:30
🙏🙏🙏💗
■ Христофор 08 янв 2023 в 10:22
Спасибо 🎄
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ