5 Евангельских загадок о волхвах: звездочетах и царских советниках
07 янв 2023 · 09:34
О событии Рождества Иисуса Христа свидетельствуют два евангелиста: Матфей и Лука. Оба евангелиста выдерживают единую линию повествования, но различаются (дополняя друг друга) в деталях. Например, Матфей сообщает о волхвах, но ничего не говорит о пастухах. Зато Лука, говоря о пастухах, в свою очередь умалчивает о волхвах.
В этой статье мы попытаемся пролить свет на все (ну, или почти все) темные места Евангелия от Матфея, связанные с происхождением волхвов (магов) и их миссией в Палестине. В разгадывании библейских загадок нам помогут святые отцы-экзегеты и библеисты. Итак, поехали...
Е. Суслова. Поклонение волхвов. Изображение взято в открытых источниках.
Загадка №1. Кто такие волхвы? У святителя Филарета (Дроздова) это люди, «возвышавшиеся над другими по своей власти и своим познаниям» (Филарет (Дроздов), святитель. «Избранные места из Священной Истории»). В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова) волхвы - это «ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил» (Никифор (Бажанов), архимандрит. «Библейская энциклопедия»). Иначе говоря, это мудрецы, звездочеты (астрономы). Волхвов следует отличать от колдунов, кудесников и волшебников, которые творили ложные чудеса и вызывали нечистых духов. Ибо библейские волхвы - это не колдуны, не ведьмаки, а, как верно говорит архиепископ Аверкий Таушев, тайновидцы (или пророки), подобные тем, над которыми начальствовал пророк Даниил в стране Вавилонской (Дан. 2: 48).
Загадка №2. Почему волхвов на иконах иногда изображают царями (королями)? Впервые волхвов назвал царями святитель Кесарий Арльский (V-VI вв.). В Х веке волхвы в западноевропейском искусстве пишутся с коронами на головах, согласно давно установившейся традиции. Эта традиция возникает не на пустом месте. В Вавилоне и Персии мудрецы-тайновидцы не подвергались гонениям, как это часто бывало в Иудее. Наоборот. Они становились советниками царя (вспомним того же Даниила) и при удачном стечении обстоятельств получали от него во владение целые города с правом самодержавной, царской власти в них. Поэтому волхвы на иконах и пишутся с коронами.
Загадка №3. Откуда пришли волхвы? Конкретную страну (или страны) Матфей не упоминает. В первом стихе второй главы можно найти указание только на сторону света. Евангелист говорит: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока» (Матф. 2: 1). С древности существует неоднозначное толкование этого места. Самой распространенной считается «восточная» версия, согласно которой волхвы приходят из тех стран, которые действительно находятся к востоку от Палестины. А именно: из Персии (свт. Иоанн Златоуст, бл. Феофилакт), Аравии (св. Иустин, Тертуллиан) и Халдеи (бл. Августин). Главным аргументом в пользу «восточной» версии является персидское слово «магос» (μάγοι), употребленное евангелистом Матфеем в оригинальном тексте. Ибо именно в Персии волхвы- «маги» могли слышать от иудеев о великом Царе-Избавителе.
Волхвы с подарками. Изображение взято в открытых источниках.
Между тем, существует и другая, «вселенская» версия происхождения волхвов, согласно которой они приходят со всех концов земли: востока, запада и юга. Главным аргументом этой версии является пророчество Давида из 71 Псалма о царях, приносящих дары. Вот это пророчество:
«Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71: 10-11).
В пророчестве Давида север не упоминается (возможно, в силу дикости гиперборейцев). Зато Фарсис (древний порт в Испании) символизирует запад; Аравия (аравийский полуостров) - восток, а Сава (Эфиопия, откуда к царю Соломону приезжала в гости царица Савская) - юг.
Загадка №4. Сколько было волхвов? Блаженный Августин и свт. Иоанн Златоуст полагали, что волхвов было двенадцать (по числу апостолов Христовых). Точно так же до сих пор считают армяне и сирийцы. Однако в Церковном Предании укрепилась версия Оригена, согласно которой волхвов было трое - по числу предложенных ими даров. Логично считать, полагает профессор А. С Десницкий, что волхвов было трое, ибо они принесли Христу именно три дара: золото, ладан и смирну (Матф. 2: 11). Существует также красивая легенда о четвертом волхве - Артабане, дары которого (сапфир, рубин и жемчужина) не сохранились (как сохранились дары трех других волхвов), ибо Артабан по дороге раздал их бедным.
Загадка №5. В каком месте волхвы покланялись Христу? В церковной среде стойко бытует ошибочное мнение, что волхвы, ведомые звездой, пришли сразу же после пастухов и поклонялись новорожденному Христу в пещере. Об этом говорится в «Разговоре с Трифоном-иудеем» св. Иустина Философа, а также в «Протоевангелии Иакова». Отсюда огромное количество «неправильных» живописных картин и даже православных икон, представляющих поклонение волхвов в вертепе.
Тем не менее, на самом деле между приходом пастухов и приходом волхвов существует определенный промежуток времени (от нескольких дней до нескольких месяцев). Ибо пастухи находят младенца Христа в пещере, в яслях (Лук. 2: 12), а волхвы для поклонения Царю входят уже не в пещеру, а в некий дом (возможно, в гостиницу, которая уже могла освободиться). Матфей ясно говорит, что волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Матф. 2: 11).
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О событии Рождества Иисуса Христа свидетельствуют два евангелиста: Матфей и Лука. Оба евангелиста выдерживают единую линию повествования, но различаются (дополняя друг друга) в деталях. Например, Матфей сообщает о волхвах, но ничего не говорит о пастухах. Зато Лука, говоря о пастухах, в свою очередь умалчивает о волхвах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой статье мы попытаемся пролить свет на все (ну, или почти все) темные места Евангелия от Матфея, связанные с происхождением волхвов (магов) и их миссией в Палестине. В разгадывании библейских загадок нам помогут святые отцы-экзегеты и библеисты. Итак, поехали..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Е. Суслова. Поклонение волхвов. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "елена.jpg", "filesize": 89163, "height": 530, "pic_id": 345939, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №1. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кто такие волхвы? У святителя Филарета (Дроздова) это люди, «возвышавшиеся над другими по своей власти и своим познаниям» (Филарет (Дроздов), святитель. «Избранные места из Священной Истории»). В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова) волхвы - это «ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил» (Никифор (Бажанов), архимандрит. «Библейская энциклопедия»). Иначе говоря, это мудрецы, звездочеты (астрономы). Волхвов следует отличать от колдунов, кудесников и волшебников, которые творили ложные чудеса и вызывали нечистых духов. Ибо библейские волхвы - это не колдуны, не ведьмаки, а, как верно говорит архиепископ Аверкий Таушев, тайновидцы (или пророки), подобные тем, над которыми начальствовал пророк Даниил в стране Вавилонской (Дан. 2: 48)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №2."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Почему волхвов на иконах иногда изображают царями (королями)? Впервые волхвов назвал царями святитель Кесарий Арльский (V-VI вв.). В Х веке волхвы в западноевропейском искусстве пишутся с коронами на головах, согласно давно установившейся традиции. Эта традиция возникает не на пустом месте. В Вавилоне и Персии мудрецы-тайновидцы не подвергались гонениям, как это часто бывало в Иудее. Наоборот. Они становились советниками царя (вспомним того же Даниила) и при удачном стечении обстоятельств получали от него во владение целые города с правом самодержавной, царской власти в них. Поэтому волхвы на иконах и пишутся с коронами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №3."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Откуда пришли волхвы? Конкретную страну (или страны) Матфей не упоминает. В первом стихе второй главы можно найти указание только на сторону света. Евангелист говорит: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока» (Матф. 2: 1). С древности существует неоднозначное толкование этого места. Самой распространенной считается «восточная» версия, согласно которой волхвы приходят из тех стран, которые действительно находятся к востоку от Палестины. А именно: из Персии (свт. Иоанн Златоуст, бл. Феофилакт), Аравии (св. Иустин, Тертуллиан) и Халдеи (бл. Августин). Главным аргументом в пользу «восточной» версии является персидское слово «магос» (μάγοι), употребленное евангелистом Матфеем в оригинальном тексте. Ибо именно в Персии волхвы- «маги» могли слышать от иудеев о великом Царе-Избавителе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Волхвы с подарками. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "подарки.jpg", "filesize": 350794, "height": 1024, "pic_id": 345963, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8_1sDNwbl.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Между тем, существует и другая, «вселенская» версия происхождения волхвов, согласно которой они приходят со всех концов земли: востока, запада и юга. Главным аргументом этой версии является пророчество Давида из 71 Псалма о царях, приносящих дары. Вот это пророчество:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71: 10-11)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В пророчестве Давида север не упоминается (возможно, в силу дикости гиперборейцев). Зато Фарсис (древний порт в Испании) символизирует запад; Аравия (аравийский полуостров) - восток, а Сава (Эфиопия, откуда к царю Соломону приезжала в гости царица Савская) - юг."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №4."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Сколько было волхвов? Блаженный Августин и свт. Иоанн Златоуст полагали, что волхвов было двенадцать (по числу апостолов Христовых). Точно так же до сих пор считают армяне и сирийцы. Однако в Церковном Предании укрепилась версия Оригена, согласно которой волхвов было трое - по числу предложенных ими даров. Логично считать, полагает профессор А. С Десницкий, что волхвов было трое, ибо они принесли Христу именно три дара: золото, ладан и смирну (Матф. 2: 11). Существует также красивая легенда о четвертом волхве - Артабане, дары которого (сапфир, рубин и жемчужина) не сохранились (как сохранились дары трех других волхвов), ибо Артабан по дороге раздал их бедным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №5. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "В каком месте волхвы покланялись Христу? В церковной среде стойко бытует ошибочное мнение, что волхвы, ведомые звездой, пришли сразу же после пастухов и поклонялись новорожденному Христу в пещере. Об этом говорится в «Разговоре с Трифоном-иудеем» св. Иустина Философа, а также в «Протоевангелии Иакова». Отсюда огромное количество «неправильных» живописных картин и даже православных икон, представляющих поклонение волхвов в вертепе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее, на самом деле между приходом пастухов и приходом волхвов существует определенный промежуток времени (от нескольких дней до нескольких месяцев). Ибо пастухи находят младенца Христа в пещере, в яслях (Лук. 2: 12), а волхвы для поклонения Царю входят уже не в пещеру, а в некий дом (возможно, в гостиницу, которая уже могла освободиться). Матфей ясно говорит, что волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Матф. 2: 11). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Источник: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/10-evangelskih-zagadok-o-volhvah-i-vifleemskoi-zvezde-5f252f2e2e9a65040cdfb6e9"}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 10