4 загадки родословия Иисуса Христа или почему Спаситель называется "Иисусом Христом"
28 ноя 2022 · 11:57
Начался Рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова. Это событие (Рождество) хранит в себе множество загадок для людей непосвященных... Тайной за 7 печатями остается и родословие Спасителя, ибо Христос одновременно является и Богом, и человеком.
Непонятно, почему евангелисты Матфей и Лука по-разному изображают родословие Спасителя? Почему Мессию получает имя Иисуса, а не какое другое? Почему он называется также Христом? Каким образом в родословие Христа попадает блудница Фамарь? Давайте разбираться...
Родословие Иисуса Христа. Изображение взято в открытых источниках.
Загадка №1. Почему Матфей и Лука по-разному изображаю родословие Спасителя? Здесь все просто. Спаситель не только Бог, но и человек. В связи с этим Священное Писание предлагает два варианта родословия Иисуса Христа: от евангелиста Матфея и от евангелиста Луки. Матфей начинает родословие Иисуса от Авраама для того, чтобы показать, что Христос - человек, семя Авраама и в Нем благословляются все народы земли, ибо Авраам в переводе означает «отец языков (народов)».
Святой евангелист Лука ведет происхождение Иисуса от Иосифа (мнимого отца Христа) до Самого Бога (в обратном порядке), чтобы показать, что Иисус есть Сын Божий, Который рождается от Отца не бессеменно, не призрачно, но по плоти: от Пресвятой Девы Марии.
Загадка №2. Почему Христа назвали «Иисусом», а не каким-либо другим именем? Слово «Иисус» в буквальном переводе с еврейского языка означает «Спаситель». Это слово является личным именем Богочеловека - Иисуса Христа. В родословии евангелистов имя «Иисус» появляется не с потолка. Это имя открывает Божией Матери святой Архангел Божий Гавриил во время события Благовещения. Архангел Гавриил говорит:
«Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лук. 1: 30-31).
Имя «Иисус» - результат Промысла Божия о Себе Самом. В Ветхом Завете это имя носил Иисус Навин - вождь, освободивший Палестину от язычников для избранного народа. В Новом Завете имя «Иисус» получает Тот, Кто становится духовным вождем всего человечества, освобождая его от грехов. Образ Христа-Спасителя людей от грехов находим в благовестии Иосифу, мнимому отцу Иисуса. В то время, когда Иосиф, «обуреваемый помышлениями сомнительными», подозревал Пречистую Деву Марию в супружеской неверности, Бог послал к нему другого Ангела, который, во-первых, успокоил его. А, во-вторых, открыл истинное предназначение Христа - спасение людей от грехов их:
«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф. 1: 20-21).
Загадка №3. Почему Иисуса назвали «Христом»? В буквальном переводе с греческого языка слово «христос» означает «помазанный» или «помазанник» (еврейский аналог слова «Христос» - это «Мессия»). В Ветхом Завете слово «христос» было не собственным, а нарицательным. Оно означало не имя, не отчество (фамилий в те времена еще не существовало), но особый статус человека: его богоизбранность и посвященность. Христами назывались еврейские цари, священники и пророки, когда помазывались священным маслом или елеем на божественное служение (1Цар. 2: 10; 12: 5; 16: 13 и т. п.). Так, например, помазанником-христом, стал царь Саул после того, как пророк Самуил помазал его елеем на божественное служение (1Цар. 10: 1).
В Новом Завете Иисус называется Христом по тому же самому правилу, что и в Ветхом. Слово «Христос» означает не отчество Иисуса, но его статус божественного Мессии: Небесного Царя, который не от мира сего (Ин. 18: 36); и Первосвященника, прошедшего небеса (Ефр. 4: 14); который искушен во всем, кроме греха (Евр. 4: 15). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, Иисус именуется Христом, потому что Он, как Царь, царствует над грехом. А Священником Он называется потому, что умер за нас, принеся в жертву Самого Себя (Евр. 7: 27).
Крещение Иисуса Христа. Изображение взято в открытых источниках.
Однако есть одна большая разница между христами Ветхого Завета и Христом Нового Завета. Ветхозаветных христов помазывали люди (пророки). Что же касается Господа Иисуса, то Его (во время крещения) помазывает Святой Дух, сошедший на Него виде голубя (Матф. 3: 16).
Свт. Василий Великий говорит, что Христос - Помазанник «ради Духа и ради помазания в Духе» («Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия»). У свт. Григория Нисского «Дух Святой есть помазание Единородного» (Григорий Нисский, свт. «О святой Троице»).
Загадка №4. Почему в родословии Иисуса появляется блудница Фамарь? Фамарь - это жена-грешница. По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, она не заслуживает похвалы, ибо, желая после смерти двух своих мужей (Ира и Анана) иметь детей от семени Авраамова, приняла вид блудницы и зачала от свекра «двух детей-близнецов» (Феофилакт Болгарский, блаженный. «Толкование Евангелия от Матфея»). Тем не менее, мы видим блудницу Фамарь среди святых библейских патриархов. Зачем же Матфей вставляет ее туда?
Свт. Иоанн Златоуст видит в упоминании Матфеем Фамари особое Промышление Божие о падшем человеке. По мысли святителя Иоанна, блудница возникает в родословии Иисуса в целях поучения, дабы мы не отчаивались в спасении. Фамарь должна дать нам понять, что Господь Иисус не гнушается ни страстей, ни людей порочных, ибо пришел не для того, «чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить его» (Иоанн Златоуст, свт. «Беседы на Евангелие от Матфея»).
Оригинал статьи автора можно найти по этому адресу: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/5-zagadok-rodosloviia-iisusa-hrista-v-evangelii-ot-matfeia-5f22835408232d74919c712a
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начался Рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова. Это событие (Рождество) хранит в себе множество загадок для людей непосвященных... Тайной за 7 печатями остается и родословие Спасителя, ибо Христос одновременно является и Богом, и человеком."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Непонятно, почему евангелисты Матфей и Лука по-разному изображают родословие Спасителя? Почему Мессию получает имя Иисуса, а не какое другое? Почему он называется также Христом? Каким образом в родословие Христа попадает блудница Фамарь? Давайте разбираться... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Родословие Иисуса Христа. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "родословие 10.jpg", "filesize": 685280, "height": 1258, "pic_id": 274045, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/28/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5_10.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №1. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему Матфей и Лука по-разному изображаю родословие Спасителя? Здесь все просто. Спаситель не только Бог, но и человек. В связи с этим Священное Писание предлагает два варианта родословия Иисуса Христа: от евангелиста Матфея и от евангелиста Луки. Матфей начинает родословие Иисуса от Авраама для того, чтобы показать, что Христос - человек, семя Авраама и в Нем благословляются все народы земли, ибо Авраам в переводе означает «отец языков (народов)». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Святой евангелист Лука ведет происхождение Иисуса от Иосифа (мнимого отца Христа) до Самого Бога (в обратном порядке), чтобы показать, что Иисус есть Сын Божий, Который рождается от Отца не бессеменно, не призрачно, но по плоти: от Пресвятой Девы Марии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №2."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Почему Христа назвали «Иисусом», а не каким-либо другим именем? Слово «Иисус» в буквальном переводе с еврейского языка означает «Спаситель». Это слово является личным именем Богочеловека - Иисуса Христа. В родословии евангелистов имя «Иисус» появляется не с потолка. Это имя открывает Божией Матери святой Архангел Божий Гавриил во время события Благовещения. Архангел Гавриил говорит:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лук. 1: 30-31)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Имя «Иисус» - результат Промысла Божия о Себе Самом. В Ветхом Завете это имя носил Иисус Навин - вождь, освободивший Палестину от язычников для избранного народа. В Новом Завете имя «Иисус» получает Тот, Кто становится духовным вождем всего человечества, освобождая его от грехов. Образ Христа-Спасителя людей от грехов находим в благовестии Иосифу, мнимому отцу Иисуса. В то время, когда Иосиф, «обуреваемый помышлениями сомнительными», подозревал Пречистую Деву Марию в супружеской неверности, Бог послал к нему другого Ангела, который, во-первых, успокоил его. А, во-вторых, открыл истинное предназначение Христа - спасение людей от грехов их:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф. 1: 20-21)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №3. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему Иисуса назвали «Христом»? В буквальном переводе с греческого языка слово «христос» означает «помазанный» или «помазанник» (еврейский аналог слова «Христос» - это «Мессия»). В Ветхом Завете слово «христос» было не собственным, а нарицательным. Оно означало не имя, не отчество (фамилий в те времена еще не существовало), но особый статус человека: его богоизбранность и посвященность. Христами назывались еврейские цари, священники и пророки, когда помазывались священным маслом или елеем на божественное служение (1Цар. 2: 10; 12: 5; 16: 13 и т. п.). Так, например, помазанником-христом, стал царь Саул после того, как пророк Самуил помазал его елеем на божественное служение (1Цар. 10: 1)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Новом Завете Иисус называется Христом по тому же самому правилу, что и в Ветхом. Слово «Христос» означает не отчество Иисуса, но его статус божественного Мессии: Небесного Царя, который не от мира сего (Ин. 18: 36); и Первосвященника, прошедшего небеса (Ефр. 4: 14); который искушен во всем, кроме греха (Евр. 4: 15). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, Иисус именуется Христом, потому что Он, как Царь, царствует над грехом. А Священником Он называется потому, что умер за нас, принеся в жертву Самого Себя (Евр. 7: 27). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Крещение Иисуса Христа. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "крещение 10.jpg", "filesize": 311548, "height": 991, "pic_id": 274051, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/28/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_10.jpeg", "width": 1351}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако есть одна большая разница между христами Ветхого Завета и Христом Нового Завета. Ветхозаветных христов помазывали люди (пророки). Что же касается Господа Иисуса, то Его (во время крещения) помазывает Святой Дух, сошедший на Него виде голубя (Матф. 3: 16). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Свт. Василий Великий говорит, что Христос - Помазанник «ради Духа и ради помазания в Духе» («Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия»). У свт. Григория Нисского «Дух Святой есть помазание Единородного» (Григорий Нисский, свт. «О святой Троице»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадка №4."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Почему в родословии Иисуса появляется блудница Фамарь? Фамарь - это жена-грешница. По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, она не заслуживает похвалы, ибо, желая после смерти двух своих мужей (Ира и Анана) иметь детей от семени Авраамова, приняла вид блудницы и зачала от свекра «двух детей-близнецов» (Феофилакт Болгарский, блаженный. «Толкование Евангелия от Матфея»). Тем не менее, мы видим блудницу Фамарь среди святых библейских патриархов. Зачем же Матфей вставляет ее туда?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Свт. Иоанн Златоуст видит в упоминании Матфеем Фамари особое Промышление Божие о падшем человеке. По мысли святителя Иоанна, блудница возникает в родословии Иисуса в целях поучения, дабы мы не отчаивались в спасении. Фамарь должна дать нам понять, что Господь Иисус не гнушается ни страстей, ни людей порочных, ибо пришел не для того, «чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить его» (Иоанн Златоуст, свт. «Беседы на Евангелие от Матфея»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оригинал статьи автора можно найти по этому адресу: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/5-zagadok-rodosloviia-iisusa-hrista-v-evangelii-ot-matfeia-5f22835408232d74919c712a"}], "attributes": []}], "selectedRange": [5497, 5497]}
Комментарии 9