12 сен 2023 · 04:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "анахита23.jpeg", "filesize": 99222, "height": 726, "pic_id": 691249, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/06/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B023.jpeg", "width": 640}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На Боспоре доминирующими, причём часто на вещах особой ритуальной важности (элементах жреческого одеяния, украшениях саркофагов и т. п.), являются изображения Медузы Горгоны (её изображения разнообразных типов и на самых разных предметах встречаются почти во всех крупных и многих мелких боспорских курганах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Осмысление населением Боспора изображения Горгоны как своей Великой богини (в ипостаси змееногой богини-прародительницы) тем более вероятно, что Горгона Медуза («Владычица») первоначально сама была ипостасью Великой богини."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Свидетельством существования у причерноморских варваров культа Великого женского божества является схожая структура преданий, связанных с главными женскими персонажами северо-причерноморской мифологии: змееногой прародительницей скифов, таманской Афродитой и херсонской Девой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Образы прародительницы скифов и негреческого хтонического божества, почитавшегося на Боспоре под именем Афродиты, владычицы Апатуры, наиболее соответствуют многочисленным изображениям змееногой богини, которые были популярны и в синдо-меотской среде Приазовья, и на Боспоре, и в Крыму."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прекрасной иллюстрацией гипотезы о Горгоне - Великой богине может служить греческая икона XIX в., где над изображением написано: riANATIA ГОРГОЫА, т. е. Горгона названа «Всесвятой» (эпитет Богородицы!)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многочисленные аналогии позволяют говорить о популярности образа змееногой в Этрурии. Змееногие персонажи (как женского, так и мужского пола) также часто встречаются на различных этрусских памятниках преимущественно погребального назначения (на фресках погребальных камер, терракотовых урнах, пеплохранилищах и т. д.)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тот факт, что образ змееногой ипостаси Великой богини, который зародился на Ближнем Востоке, а точнее - в Малой Азии (Хаджилар I, ок. 6000 г.), сохранившись в веках, дожил до наших дней у потомков сарматов - осетин, а также в народных вышивках островов Эгеиды, в частности Крита, где получеловеческий-полузмеиный персонаж до сих пор называется «Горгоной», и русского Севера (как известно, запечатлевших следы глубочайшей древности, может объясняться только сакральной мощью этого образа)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Известно, что отрубленная голова играла важнейшую роль в таврском жертвоприношении богине Деве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Боспорские курганы и загробные представления боспорян."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шауб И. Ю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "________"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У меотов горгоней пользовался столь большой популярностью, что, к примеру, головной убор жрицы2, погребенной в кургане Карагодеуашх, украшали 50 золотых бляшек с изображением головы Горгоны Медузы, а в кургане Курджипс было найдено 29 терракотовых позолоченных имитаций горгонеев. Подобные терракотовые горгонеи часто встречаются и на других меотских памятниках; более всего их было найдено в погребениях и в святилищах. Особое внимание среди изображений Горгоны Медузы, найденных на территории, где обитали меоты, привлекает к себе золотой горгоней, который был главным объектом поклонения в святилище, обнаруженном в кургане № 5 у аула Уляп (Адыгея)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Со второй половины IV в. до н. э. в погребальных и ритуальных сооружениях меотской культуры начинают встречаться керамические горгонеи. «Большинство их имеет на лицевой стороне рельефное изображение Медузы Горгоны как с высунутым языком, так и без него. По ободку проходит линия жемчужника, а обратная сторона имеет два отверстия, куда вставлялась тонкая бронзовая проволочка, служившая для подвески». В Прикубанье известно уже более 20 мест находок подобных медальонов, значительная их часть происходит из святилищ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Публикаторы результатов своих раскопок закубанских святилищ признаются, что «не в состоянии объяснить на базе имеющихся в настоящее время данных популярность образа Медузы у меотов и его частое использование на Кубани в ритуальной практике». Они лишь замечают, что использование керамических горгонеев «служит отличительным признаком меотской ритуальной и погребальной практики»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти факты являются важным дополнительным аргументом в пользу уже давно выдвинутой нами гипотезы о том, что обитавшие в Северном Причерноморье варвары видели в Горгоне Медузе одну из ипостасей своей Великой богини."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Горгона в религии Меотов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шауб И. Ю. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 18