24 янв 2023 · 09:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "русь1 2.jpg", "filesize": 338010, "height": 857, "pic_id": 378667, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/20/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C1_2.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Велес, без сомнения самое чтимое божество славянского пантеона. И, кстати говоря, у Велеса, были и другие имена. Тут к нам на помощь приходит и великий памятник «Слово о полку Игореве»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интереснейший отрывок, где говорится о готских девах, лелеющих месть Шароканю. Логика? Здесь контекст произведения в противоборстве половцев и русичей, где половцы- поганые, то есть язычники. (поган- просто язычник на латыни) И здесь, готы вспоминают время Бусово, время разгрома готами славянского союза, и проклинают Шароканя, божество, как видно, ранее бывшее русским."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«се бо готскïя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю. Звоня рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю»)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Закарпатье до сих пор живы поверья о змееподобном демоне, который часто может называться просто гадюкой или змеицей, а на западе Закарпатья именуется шарканью (от венгерского sarkany), а у гуцулов — жэрэтвой. Впервые в письменных памятниках шаркань упоминается у Степана Теслевца, украинского книжника рубежа XVII-XVIII веков, который этим именем называл змея, пронзенного Георгием Победоносцем (1148). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"Шарка́нь — у венгров дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о шаркани. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где шаркань — свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто — обитатель волшебного замка (2: с. 604). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шаркань — это огромная крылатая змея, размером с две коровы или длиной в 12 метров, которая в зависимости от своего возраста имеет четыре, шесть, девять или двенадцать голов. Происходит такая змея из полоза, который прожил семь лет в пустыне, где его никто не видел. Считается, что если кто-нибудь за это время его увидит, то он перестает расти. Каждый год за время пребывания в пустыне у шаркани прирастает по одной голове. Эти огромные змеи живут в лесах и в пещерах. Шаркань — злой и опасный демон: она тащит на себе градовые тучи, поедает людей и скот, может съесть даже солнце, вызывая солнечные затмения. В частности, знаменитое затмение 1914 года, совпавшее с началом Первой мировой войны, объяснялось на Карпатах происками шаркани. Но в тот раз змея не смогла победить солнце, и через два часа оно продолжило свой путь по небу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шаркань слепая и сама не видит, куда идет туча. Поэтому ею руководит особый демон — витренник. Он надевает на змею уздечку и направляет ее, а следовательно, и тучу, которую она на себе тащит, в нужную сторону. Карпатские витренники сами занимаются изготовлением града на лесных полянах, куда привозят тучами воду из морей. Воду они замораживают, разбивают лед на мелкие кусочки, собирают в тучи и на шарканях разводят град по свету (379). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У южных славян также существуют змееподобные демоны типа шаркани, влияющие на погоду и атмосферные осадки, — ала, ламия, аджаjа. Кроме способности возить на себе градовые тучи, ветры и ливни они обладают рядом общих черт с карпатской шарканью. Однако балканские градоносные демоны типа алы не слепы и сами способны направлять тучи. И на Карпатах, и на Балканах с алами и шарканями борются уже известные нам облакопрогонники*. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Представления о шаркани за последнее столетие претерпели на Карпатах некоторые изменения. В современных карпатских верованиях шаркань воспринимается скорее не как градоносный демон, а как источник засухи, которую она вызывает исходящим из нее огнем. Вот несколько текстов из Закарпатья и запада Черновицкой области: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": " «Очень давно, говорят, были змеюки, у которых было по двенадцать голов. По лесу, из лесу летали. Они в деревьях в дуплах сидели, а когда пригревало солнце, такая змея летела и нападала на что попадет — или на скотину, или на человека»;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Змея с двенадцатью головами, пасть огромная, страшная. Когда она ползет, трава сгорает под ней. Говорят, что такая змея живет много лет. Посредине одна большая голова, а две поменьше — по бокам. Головы блестят, как серебряные»;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": " В венгерских мифах так называли крылатого дракона. Существует два вида Шарканя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Об одном из них, предстающего в виде свирепого чудовища с большим количеством голов, повествуется в сказках. Шаркань – мистическое существо, свирепый монстр венгерского фольклора, а также различных сказаний жителей Закарпатья. Это создание нередко выступает как хранитель сокровищ, оберегающий их от посторонних глаз. Чаще всего его изображают как огромного чешуйчатого дракона или крылатую змею, однако иногда он может приобретать черты и других существ, включая демона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во многих историях Шаркань предстает не только как агрессивный и свирепый герой, охраняющий вход в сокровищницу и нападающий на город, чтобы похитить прекрасную принцессу. Очень часто это существо наделяли чертами, присущими исключительно человеку. Он мог петь и танцевать, был не прочь повеселиться и даже выпить бокал ароматного вина. Шаркань мог оседлать коня и прокатиться на нем, подобно лихому наезднику. Считалось, что он был проводником между физическим и духовным мирами, поэтому ему нередко приписывали и магические свойства. Этот дракон мог заколдовать врага и превратить его в камень, подчинить себе силы природы и менять погодные условия по своему желанию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В других легендах, это мифическое существо представлено уже с одной головой, и в качестве помощника шамана. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но, вероятнее, это отчасти связано с религией, и означало одну из ипостасей божества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Города половцев. То что половцы имели свои города, это редко упоминается в учебниках. Да там много чертовщины и лжи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шарукань. Также в русских летописях назывался Осенев (Асенев). (Лишнее подтверждение того, что город носил одно из имен Велеса- Осень или Авсень. Велесу было посвящено время года- Осень, как Елене Прекрасной-Весна, Ладе-Лето.)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Шарка́нь» — у венгров дракон со змеевидным телом и крыльями. У казаков было божество-Иван Горынович, так же дракон. И все это, без сомнения элементы почитания Велеса. Так же назывался дракон и у прикарпатских русинов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересно нахождение в месте предполагаемого расположения Шарукани города Змеёв. Змиёв, с 1976 года по 1990 год — Готвальд, прежние варианты Зми́ев, в XIII и XVII-XVIII веках Зме́ев (Змѣевъ), также Змиев) — город в Харьковской области."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть город назывался в честь Змея-Дракона, в честь Велеса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сказание о Славене и Русе говорит:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Начальницы же в Словенех во время Александра царя Македонскаго. Начальнейшии же тогда во Словянех и Русех князи быша, им же суть имена: первый Великосан, вторый Асан, третий Авесхасан.» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В русскую летопись город под именем Осенев попадает только в начале 12-го века, когда начались торговые и военно-политические контакты между половецкой знатью и Русскими Князьями. То есть, звали Велеса по времени года, посвященному этому божеству- Осень. Игород Носил двойное название Шарукань-Осенев, и был без сомнения, назван по имени бога Велеса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1108-м году Мономах женит своего сына, будущего Юрия Долгорукого, на внучке хана Осеня. По другим сведениям это была ясская царевна. С тех пор этот город часто появлялся в летописях и исторических справках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1111 и 1116 годах Шарукань был взят войсками Владимира Всеволодовича Мономаха и других князей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "(Можно вспомнить и династию болгарских царей Асеней. В Болгарию ушла часть половцев-саров Отец царя Ивана Асеня II и севастократора Александра. В 1185 году Иван Асень и его брат Феодор (Петр IV) возглавили восстание против византийского господства. Два брата Асеня понимали, что они не могут устоять против византийцев, и оставили город. Они отправились за помощью к половцам, как родственному племени.)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сугров, город половцев. Сугор – в русском языке холм, гора. (Сугроб) Еще одним из топонимических признаков наличия старого поселения являются географические названия типа Городнее, Городище или названия географических объектов, имеющих корень слова «город». Вероятнее всего Сугров находился в районе п. Красная Горка (рядом имеется поселок Подгородное."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До прихода сюда хазар город назывался как-то по-другому. Также по летописи Суртов (Один из этнонимов половцев САРЫ-САРТЫ и СОГДЫ). Сугров упоминается в одном месте летописи как половецкий город на реке Донец. В другой летописи принадлежность и основание Сугрова приписывается ясам, жившим на Донце, которые в половецкие времена вели оседлый, ремесленнический образ жизни, что подвигло их держать крепость в своём поселении, чтобы противостоять частым набегам половцев, ведших всегда кочевой образ жизни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Половцы владели на Донце также городами Шарукань и Балин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1110-м году Великий Князь Святополк Михаил взял Сугров, пожёг его и разрушил все его укрепления. В Повести Временных Лет под 1116-м годом сообщается, что Ярополк и Давыд ходили на Дон и брали Сугров, Шарукан и Балин. Там Ярополк взял себе жену ясскую, кою звали Ясынею."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Суздальская летопись (Лаврентьевский список), Ипатьевский список летописи: «в лето 6473 (1116 год после переделки Петром Первым русского календаря на летоисчисление от рождения Христа) княжич Ярополк, сын князя Владимира, и княжич Всеволод, сын князя Давыда, ходили на Дон на Половечьскую землю и взяли города – Сугров, Шарукан, Балин, Четюев и Сугров (5 из 6 аланских городов). Ярополк привел в жены красавицу, дочь ясского князя Шварна, которую в крещении нарекли Еленой и которая стала 3-ей православной святой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, имелись и люди, носившее это имя. Шарукан- половецкий хан. Шарукан до 1050 — после 1107 года) — половецкий хан, дед Кончака. Разгромил объединённые силы русских князей во главе с великим князем киевским Изяславом Ярославичем в битве на реке Альте осенью 1068 года. Под 1068 годом. И важно, что и сейчас есть имя Сархан."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Был у половцев город Шурукань. названия городов по имени богов часты. В Элладе это Фивы в честь Аполлона, а Афины в честь Афины -Паллады, Дион в честь Зевса-Дия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У казаков это был бог Иван Горынович, кому приносили в жертву убитых в бою и дев, бросая их в воду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну а ЕВАН- это одно из имен Диониса, упоминается и Овидием, наравне с Иакхом (Вакхом)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еван (Эван). Эпитет Диониса "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Овидий"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Метаморфозы IV 15"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бога не след принимать и, дерзкая, все еще Вакха"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не признает за дитя Юпитера, неблагочестью"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "15 Также Иакх, и Эван, и отец Элелей, и Никтелий,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Много имен и еще, которые некогда греки"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дали, о Либер, тебе! Ибо юность твоя неистленна,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но сначала Стенька весьма необычным способом принес в жертву красивую и знатную татарскую деву. Год назад он полонил ее и до сего дня делил с ней ложе. И вот перед своим отступлением он поднялся рано утром, нарядил бедняжку в ее лучшие платья и сказал, что прошлой ночью ему было грозное явление водяного бога Ивана Гориновича, которому подвластна река Яик; тот укорял его за то, что он, Стенька, уже три года так удачлив, столько захватил добра и денег с помощью водяного бога Ивана Гориновича, а обещаний своих не сдержал. Ведь когда он впервые пришел на своих челнах на реку Яик, он пообещал богу Гориновичу: «Буду я с твоей помощью удачлив — то и ты можешь ждать от меня лучшего из того, что я добуду». Тут он схватил несчастную женщину и бросил ее в полном наряде в реку с такими словами: «Прими это, покровитель мой Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар или жертву, чем эта красавица». Был у вора (Schelm) сын от этой женщины, его он отослал в Астрахань к митрополиту с просьбой воспитать мальчика в христианской вере и послал при этом 1000 рублей. \""}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Олег Лосунов приводит свидетельство песню Гребенских казаков, гдн так же Терек называют Горынычем:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Горы высокия, да"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё как на устьице да у Терека–Горыныча, да"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бел–горюч, ой, да бел–горюч камень"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бел-горюч камень да,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё выката-а-лося ой, да у Терека-Горыныча, да"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот красная солнышко."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ван, же и Сар-Царь- этот титулы, имкевшие божественное происхождение. Так что Шаркань, или Сархан, или Иван Горынович- этот тот же Велес в образе дракона. Ведь и Велес и потомок дракона, как о том говорит сказание о его рождении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть Шаркань- это тот же Иван Горыныч, ипостась Велеса в виде дракона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, что важно, Велес под именем Шарокань, Шаркань, Шарукан был чтимым божеством, богом драконом у венгров, половцев и русичей. И, очевидно и культурное родство между этими народами. И об этом свидетельствует и «Слово о полку Игореве» «се бо готскïя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю. Звоня рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю»)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев 2019, ВЕЛЬСУНГИ-ЭТО ДИНАСТИЯ ГУННСКИХ И БУРГУНДСКИХ КОРОЛЕЙ, ТАК ЖЕ И ДИНАСТИЯ СЕВЕРСКИХ (САВИРСКИХ) КНЯЗЕЙ. РОСЫ (РОСОМОНЫ) -ЗНАТЬ ГУННОВ (САВИРОВ-СЕВЕРЯН) "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/38733549/"}, "string": "https: //www. academia. edu/38733549/"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/82625984/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%98%D0%A1%D0%A5%D0%9E%D0%96%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95_%D0%98_%D0%97%D0%9D%D0%90%D0%A7%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95_%D0%A2%D0%98%D0%A2%D0%A3%D0%9B%D0%9E%D0%92_%D0%92%D0%90%D0%9D_%D0%A6%D0%90%D0%A0%D0%AC_%D0%A5%D0%90%D0%9D_%D0%98_%D0%A0%D0%95%D0%9A%D0%A1_%D0%A3_%D0%98%D0%9D%D0%94%D0%9E%D0%95%D0%92%D0%A0%D0%9E%D0%9F%D0%95%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%A5_%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9E%D0%92"}, "string": "ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТИТУЛОВ ВАН, ЦАРЬ, ХАН И РЕКС У ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/82625984/"}, "string": "https: //www. academia. edu/82625984/"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ БОЖЕСТВА ДРЕВНЕЙШИХ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ, ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА. КРЕСТ, КАК СИМВОЛ ЧЕТЫРЕХ БОЖЕСТВ. ХРАМ, КАК ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ. ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВ. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/79015941/"}, "string": "https: //www. academia. edu/79015941/"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соловьев 2021, БЕЛЫЕ БОГИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНЕШНОСТИ БОЖЕСТВ В ДРЕВНОСТИ"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/50618755/"}, "string": "https: //www. academia. edu/50618755/"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев 2020, ПОХОД В ИНДИЮ ДИОНИСА И ВЕЛЕСА. БЫЛИНА ВОЛХ ВСЕСЛАВИЧ. МИРМИДОНЦЫ И МУРАВЬИ МИФОВ. ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ В РУССКИХ БЫЛИНАХ И ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/43747923/"}, "string": "https: //www. academia. edu/43747923/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [13303, 13303]}
Комментарии 1