3
Триста спартанцев и жертва Леонида | Паблико
202 подписчики

Триста спартанцев и жертва Леонида


12 янв 2023 · 07:00    



гоплиты23.jpg 347.06 KB


Леонид был женат на Горго, своей племяннице, дочери старшего брата Клеомена (Клеомен был рождён от другой матери). Имел несовершеннолетнего сына Плистарха. Ещё перед началом войны дельфийский оракул предсказал, что в ходе войны погибнет либо вся Спарта, либо один из её царей:

Ныне же вам изреку, о жители Спарты обширной:

Либо великий и славный ваш град чрез мужей-персеидов

Будет повергнут во прах, а не то — из Гераклова рода

Слёзы о смерти царя пролиёт Лакедемона область

При Фермопилах собралось немалое союзное войско, пришедшее с Пелопопонесса, Коринфяне, фокейцы, феспийцы, фиванцы и даже микенцы выставили многочисленные отряды воинов. Непосредственно у Леонида был отряд гиппеев (всадников), сопровождаемых оруженосцами-илотами. Надо понять, что и илоты. как легкие пехотинцы были неплохи, а для действий в горах- необходимы. И у каждого спартиата было по пять илотов. Вместе получается весьма внушительный отряд в 1800 человек.

Следует сделать экскурс в историю позднеримской армии, и заметить, что тяжеловооруженных воинов в легионе было всего-то триста бойцов, остальные были стрелками.

Армия сдерживала натиск персов, но над Леонидом висело предсказание Оракула, и он старался его выполнить, прибегнув к помощи Эфиальта. Эфиальт, скорее всего по приказу царя рассказал о тайной тропе царю персов, и Леонид готовился принять смерть и спасти Спарту. Эфиальт взял на себя грех и проклятия, служа спартанскому царю.

Священные отряды существовали у многих индоевропейских народов, и у славянских народов до сравнительно недавнего времени, и описаны историками, как реально существующие боевые единицы. Что самое интересное, это были конные отряды по триста человек, не больше и не меньше. Это знаменитая дружина бога Святовита и Новгородский владычный полк, подчинявшийся епископу города. О Арконской дружине осталось свидетельство Саксона Грамматика в его «Деяниях данов» «Эта дружина участвовала походах, изымая в пользу храма треть добычи.» Аркону описал датский средневековый автор Саксон Грамматик («Gesta Danorum»): «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга он ограждён природной защитой... с западной стороны его защищает высокая насыпь в пятьдесят локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается прекрасный деревянный храм, почитаемый не только благодаря великолепию своего зодчества, но и благодаря величию бога, которому здесь был воздвигнут идол».... Саксон Грамматик в «Деяниях Данов», 2 пол. XII в., описывает храм Святовита в столице руян городе Аркона, где «Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской». К Святовиту обращались при гадании, и он давал ответы через священного белого коня, преступавшего препятствия особым образом Культ Святовита, как бога предводителя, тождественен культу Аполлона, выступавшего в эпоху бронзового века как Царь Пастух, и поэтому в русском языке остался как Иван Купала (Гопал - на санскрите пастух, Ванакс – анакс - царь). А Святовит, означает «Ведающий Свет», божество активного добра. В русской мифологии остались многочисленные свидетельства о этой дружине. «На океане море лежит Злотырь камень, на Златыре камне стоит соборна церква, в той церкве соборней стоит престол, а за престолом стоят триста коней железных и триста мужей железных…» (а у каждого по луку железному и по триста стрел железных) (Майков, №181). «На том острове лежит бел горючь камень Алатр, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами… тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы…» (Майков, №210)



греция алек2.jpg 488.35 KB


В Древней Греции, в Классическую эпоху так же были известны священные отряды, они упоминаются в Афинах, Фивах и Спарте. Эти отряды назывались Гиппеями. В Спарте гиппеи были почётным царским отрядом охраны, который состоял из 300 тщательно отобранных молодых спартанцев. Ксенофонт рассказывает: «Из числа тех, кто достиг зрелости (т. е. тридцати лет), эфоры отбирают трёх человек, называемых гиппагретами. Из этих каждый набирает сто человек (юношей), ясно указывая, кому и за что даётся преимущество, и кто и за что лишается его» (Ксенофонт) При этом члены данного элитного корпуса спартанских «всадников» на лошадях не ездили, а являлись пехотинцами. Во время боя этот отборный отряд гоплитов часто стоял в центре спартанской фаланги, являясь охраной царя. Гиппеи Спарты давали клятву защищать царя на поле боя до смерти, и клятву сдерживали безусловно, без каких либо исключений, если царь погибал в бою, погибали и они. Это показали битвы при Фермопилах, когда погиб царь Леонид, с ним погибли и его гиппеи, и битва при Левктрах, когда погиб царь Клеомброт, и битва при Мегалополе, когда погиб царь Агис. Они сражались до последнего, и не могли остаться живыми, если погибал царь. Так что Гиппеи не бросили своего царя и сражались до последнего, погибнув вместе с ним на поле боя, выполнив Дельфийское пророчество.

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли. Симонид Книдский

В Персии, в эпоху Ахеменидов, известен священный отряд «бессмертных», охранявших царя и священную колесницу Ахурамазды. Можно вспомнить и священный отряд Фив, тоже в триста воинов, погибших при Херонее. 



гоплиты23.jpg 347.06 KB


Леонид был женат на Горго, своей племяннице, дочери старшего брата Клеомена (Клеомен был рождён от другой матери). Имел несовершеннолетнего сына Плистарха. Ещё перед началом войны дельфийский оракул предсказал, что в ходе войны погибнет либо вся Спарта, либо один из её царей:

Ныне же вам изреку, о жители Спарты обширной:

Либо великий и славный ваш град чрез мужей-персеидов

Будет повергнут во прах, а не то — из Гераклова рода

Слёзы о смерти царя пролиёт Лакедемона область

При Фермопилах собралось немалое союзное войско, пришедшее с Пелопопонесса, Коринфяне, фокейцы, феспийцы, фиванцы и даже микенцы выставили многочисленные отряды воинов. Непосредственно у Леонида был отряд гиппеев (всадников), сопровождаемых оруженосцами-илотами. Надо понять, что и илоты. как легкие пехотинцы были неплохи, а для действий в горах- необходимы. И у каждого спартиата было по пять илотов. Вместе получается весьма внушительный отряд в 1800 человек.

Следует сделать экскурс в историю позднеримской армии, и заметить, что тяжеловооруженных воинов в легионе было всего-то триста бойцов, остальные были стрелками.

Армия сдерживала натиск персов, но над Леонидом висело предсказание Оракула, и он старался его выполнить, прибегнув к помощи Эфиальта. Эфиальт, скорее всего по приказу царя рассказал о тайной тропе царю персов, и Леонид готовился принять смерть и спасти Спарту. Эфиальт взял на себя грех и проклятия, служа спартанскому царю.

Священные отряды существовали у многих индоевропейских народов, и у славянских народов до сравнительно недавнего времени, и описаны историками, как реально существующие боевые единицы. Что самое интересное, это были конные отряды по триста человек, не больше и не меньше. Это знаменитая дружина бога Святовита и Новгородский владычный полк, подчинявшийся епископу города. О Арконской дружине осталось свидетельство Саксона Грамматика в его «Деяниях данов» «Эта дружина участвовала походах, изымая в пользу храма треть добычи.» Аркону описал датский средневековый автор Саксон Грамматик («Gesta Danorum»): «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга он ограждён природной защитой... с западной стороны его защищает высокая насыпь в пятьдесят локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается прекрасный деревянный храм, почитаемый не только благодаря великолепию своего зодчества, но и благодаря величию бога, которому здесь был воздвигнут идол».... Саксон Грамматик в «Деяниях Данов», 2 пол. XII в., описывает храм Святовита в столице руян городе Аркона, где «Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской». К Святовиту обращались при гадании, и он давал ответы через священного белого коня, преступавшего препятствия особым образом Культ Святовита, как бога предводителя, тождественен культу Аполлона, выступавшего в эпоху бронзового века как Царь Пастух, и поэтому в русском языке остался как Иван Купала (Гопал - на санскрите пастух, Ванакс – анакс - царь). А Святовит, означает «Ведающий Свет», божество активного добра. В русской мифологии остались многочисленные свидетельства о этой дружине. «На океане море лежит Злотырь камень, на Златыре камне стоит соборна церква, в той церкве соборней стоит престол, а за престолом стоят триста коней железных и триста мужей железных…» (а у каждого по луку железному и по триста стрел железных) (Майков, №181). «На том острове лежит бел горючь камень Алатр, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами… тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы…» (Майков, №210)



греция алек2.jpg 488.35 KB


В Древней Греции, в Классическую эпоху так же были известны священные отряды, они упоминаются в Афинах, Фивах и Спарте. Эти отряды назывались Гиппеями. В Спарте гиппеи были почётным царским отрядом охраны, который состоял из 300 тщательно отобранных молодых спартанцев. Ксенофонт рассказывает: «Из числа тех, кто достиг зрелости (т. е. тридцати лет), эфоры отбирают трёх человек, называемых гиппагретами. Из этих каждый набирает сто человек (юношей), ясно указывая, кому и за что даётся преимущество, и кто и за что лишается его» (Ксенофонт) При этом члены данного элитного корпуса спартанских «всадников» на лошадях не ездили, а являлись пехотинцами. Во время боя этот отборный отряд гоплитов часто стоял в центре спартанской фаланги, являясь охраной царя. Гиппеи Спарты давали клятву защищать царя на поле боя до смерти, и клятву сдерживали безусловно, без каких либо исключений, если царь погибал в бою, погибали и они. Это показали битвы при Фермопилах, когда погиб царь Леонид, с ним погибли и его гиппеи, и битва при Левктрах, когда погиб царь Клеомброт, и битва при Мегалополе, когда погиб царь Агис. Они сражались до последнего, и не могли остаться живыми, если погибал царь. Так что Гиппеи не бросили своего царя и сражались до последнего, погибнув вместе с ним на поле боя, выполнив Дельфийское пророчество.

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли. Симонид Книдский

В Персии, в эпоху Ахеменидов, известен священный отряд «бессмертных», охранявших царя и священную колесницу Ахурамазды. Можно вспомнить и священный отряд Фив, тоже в триста воинов, погибших при Херонее. 

Читайте также

Комментарии 1

Войдите для комментирования
■ id9665 12 янв 2023 в 07:27
Очень интересная история
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ