27 июн 2023 · 05:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "абаш1.jpg", "filesize": 78289, "height": 524, "pic_id": 617374, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/21/%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%881.jpeg", "width": 727}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И никакого импорта: чем уникальна найденная в России повозка 23 века до нашей эры, рассказывает археолог"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История транспорта, который ездил по евразийской степи несколько тысяч лет назад"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Колесная повозка — это сложная система, состоящая из связанных между собой конструкций: колес с осями и рамой; кузова; упряжи и упряжного животного. Животные в колесной повозке создают тяговое усилие, которое посредством упряжи передается полезному грузу. Такая деревянная повозка найдена в захоронении катакомбной культуры могильника Улан IV в Ростовской области. Ее положили в разобранном виде в могилу мужчины пятидесяти лет, жившего примерно в XXIII веке до нашей эры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из конструктивных элементов лучше всего сохранилась ходовая часть — четырехугольная рама платформы. Она состояла из двух пар параллельных продольных несущих дрог — лонжеронов — и кузова из переплетенных деревянных прутиков и циновки. Колеса имели трехчастную конструкцию со штифтовым внутренним соединением сегментов и утолщающимся к центру колесным диском. Цилиндрическая ступица с круглым сечением была вставной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изучение пород древесины показало, что мастера подбирали для деталей различные породы дерева, в соответствии со своими профессиональными представлениями о древесине и накопившимся опытом. Платформа кузова сделана из клена; ступица заднего колеса — из ясеня, само колесо — из дуба. Специальное исследование вариаций изотопных отношений стронция показало, что все породы древесины местные."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оказалось, что, несмотря на почти пустынные ландшафты в наше время, в эпоху бронзы здесь росли байрачные и пойменные леса, состоявшие из дуба, ясеня, клена, липы, вяза, осины, груши. Пыльца таких деревьев сохранилась в почве. Значит, повозку сделали на месте степные мастера катакомбной культуры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ученым известно также, что в инструментальный набор подвижных скотоводов входили деревообрабатывающие орудия — бронзовые долота, они умели плести циновки, из которых мастерили кузов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, жившие на территории современного Юга России древние кочевники использовали все доступные им природные ресурсы Сальско-Манычских степей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исследование артефакта культурного наследия выполнено при поддержке гранта РНФ №21-18-00026."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наталья Шишлина"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "археолог"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "специалист по эпохе бронзового века Северной Евразии "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2115, 2115]}
Комментарии 13