21 дек 2022 · 14:21    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "сарматы67.jpg", "filesize": 114593, "height": 396, "pic_id": 324991, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/21/%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B67.jpeg", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тактика сарматов основывалась на комбинации действия тяжелой конницы и легкой пехоты. Об этом говорят многочисленные изображения на фресках боспорских склепов того времени. Сарматы использовали тяжелое очень длинное копье и лук в равной степени. Но длинное древко во время удара, поддерживаемое двумя руками, должно было неминуемо ломаться в месте соединения древка на специальной втулке, иначе всадник бы рисковал быь выбитым из седла собственным ударом. А оруженосцы, называемые македонянами бегуны, помогали всадникам, подавали им новые копья, и поднимали выбитых из седла. Пехоту сарматы атаковали редким строем, защищая фланги от контратак, заезжая по очереди к строю пехоты, и ломая в теле врага копье и отъезжая за сменным. Этот порядок очень напоминает позднейший рейтарский караколе, когда всадники отъезжали в прходы между рядами, и эта тактика была очень непростой. Так же обстреливали пехоту из луков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В римской армии, созданной по образцу сармато-гуннских отрядов, для этой цели были созданы специальные подразделения, по словам Маврикия. Но и лук оставался важным инструментом боя. Сарматское военное искусство для своего времени находилось на высоком уровне развития. Сарматскую стратегию и тактику, новейшие образцы вооружения перенимают скифы, боспорцы, и даже римляне. В процессе восточной экспансии с кочевыми племенами столкнулись сначала греческие, а затем и римские колонисты. Греческие авторы уделяли больше внимания обычаям и истории варваров. Военное дело их интересовало в меньшей степени, так как их отношения с местным населением носили, скорее всего, мирный характер."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Искусство войны сарматов по большей части осветили римские историки. В описаниях Сарматии прослеживается много традиционных и легендарных моментов. Так, например, большинство авторов I—II вв. н. э. по традиции именует сарматов скифами или савроматами. До I в. до н. э. нет прямых сведений о военном деле сарматов, но так как время первого активного выступления кочевников на исторической арене выпадает на IV—III вв. до н. э., то следует рассмотреть документы, косвенно повествующие о различных сферах военного дела сарматов. Многое становится понятно, благодаря многочисленным росписям склепов Боспорского государства и изображения на погребальных стелах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Военные эпитеты и краткие упоминания о сарматах как о свирепых воинах появляются с I в. н. э. в сочинениях поэтов и философов. Римский поэт Овидий, отправленный в 8 г н. э. в ссылку на черноморское побережье в город Томы, одним из первых упоминал о сарматах как о свирепых воинах и сравнивал их с Марсом (Скорбные элегии, V, 7)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Некоторые обычаи «скифов и подобных им племен» описал Луций Анней Корнут, философ стоической школы, живший во времена Нерона. Автор уделял внимание неукротимой справедливости и военным упражнениям кочевых племен. Писатель также упоминал почитание бога войны Ареса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О родстве номадов с богом войны упоминал и Дионисий Периэгет. Его работы относятся к I—II вв. н. э. Латинский автор описывает кочевников живущих в близи Меотиды, и в их числе «племена савроматов, славный род воинственного Ареса» (Описание населенной земли, 652—710)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэт Гай Валерий Флакк Сетин Бальб оставил сведения, касающиеся «свирепой сарматской молодежи» и их «животного рева» (VI, 231—233)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Руфий Фест Авиен, писал о «свирепом сармате» обитавшим вокруг Тавра (Описание круга земного, 852—891). Клавдий Клавдиан упомянул сарматские конные отряды (Пангерик на третье консульство, VV, 145—150). Евтропий упоминал об истребленном в Сарматии легионе. Вдобавок к этому он писал о войнах Диоклетиана с сарматами (VII, 23; IX, 25)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В III в. до н. э. Антигон Каристский, также упомянул историю скифской кобылице (Свод невероятных рассказов, LIV, 59). Следующим кто дал небольшую характеристику коннице воинственных сарматов был Овидий. Он описывает диких коней и «сарматов, опасных конём» (Скорбные элегии, III, 10)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гай Плиний Секунд Старший пишет: «Сарматы, собираясь в долгий путь, накануне не кормят лошадей, а дают им лишь немного попить, и таким образом они, сидя верхом, продвигаются непрерывно на расстояние 150 миль…» (4, 162). Он упоминает рассказ Аристотеля о «скифской кобылице», а также пишет о том, что скифы отдают предпочтение использованию на войне кобылиц (4, 156, 165)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "сарматы609.jpg", "filesize": 62448, "height": 702, "pic_id": 324997, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/21/%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B609.jpeg", "width": 626}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Полиен, описывая военную операцию сарматской царицы Амаги, отмечает, что воины её отряда имели при себе двух сменных лошадей и таким образом смогли преодолеть расстояние в 1200 стадий (VIII, 56)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одним из последних авторов писавших о кочевой коннице был Клавдий Элиан. Им очередной раз повторяется аристотелевский «рассказ о скифской кобылице» (О животных, IV, 7). Пехота имелась у сармат. судя по изображениям на фресках склепов Боспора, и это была легкая пехота. вооруженная небольшим щитом, мечом и парой копий. Главная их функция была в поддержке тяжелой конницы в бою, и они бегом сопровождали кавалерию, проникая в прорывы. помогая и поднимая упавших всадников."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Античные авторы, описывая сарматскую конницу, большое внимание уделяли таким качествам как выносливость и благородство. По сведениям писателей сарматские кони могли проходить за день до 150 миль, что приравнивается 220 км. Некоторые авторы упоминают сменных лошадей. Всё это позволяло кочевникам преодолевать значительные расстояния."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Овидий сообщает о том, что «враги налетают хищною стаей» (Скорбные элегии, V, 10), Иосиф Флавий описывает «стремительные набеги» сарматов на Мезию и на Мидию (О войне иудейской, VII, 4, 3; 7, 4). Сарматы, судя по изображениям, в равной степени владели и луком."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тактика гуннов являлась продолжением и развитием сарматской тактики, и также основывалась на комбинации действия тяжелой конницы и легкой пехоты. Об этом пишет Прокопий Кессарийский, рассказывая о боях армии римлян за Рим, где федератами в коннице служили гунны.. Гунны использовали тяжелое очень длинное копье и лук в равной степени. Но длинное древко во время удара, поддерживаемое двумя руками, должно было неминуемо ломаться в месте соединения древка на специальной втулке, иначе всадник бы рисковал быть выбитым из седла собственным ударом. А оруженосцы, называемые македонянами бегуны, помогали всадникам, подававали им новые копья, и поднимали выбитых из седла. В римской армии, созданной по образцу сармато-гуннских отрядов, для этой цели были созданы специальные подразделения, по словам Маврикия. Так называемые депутаты, у них были сделаны седла с двумя парами стремян. Но и лук оставался важным инструментом боя, и даже стал определяющим. Покопий говорит, что гунны при столкновениях с готами несли минимальные потери, потому что у готов не было конных лучников. Но основные потери среди гуннов были от попаданий стрел и дротиков в лицо бойца, латы были практически непробиваемы. Тактика применяемая гуннским воинами, и описываемая многочисленными римскими историками, как Аммиан Марцеллин, или полководец Маврикий, представляла собой комбинацию действий тяжелой конницы и легкой пехоты, то есть так же как и у в армии сарматов. Легкая пехота была вооружена парой копий, мечом и щитом, а всадники были одеты в тяжелую броню, были вооружены длинной пикой,, луком и стрелами, мечом. Всадник мог в лучае необходимости действовать и в пешем строю. Вот как пишет об этом Прокопий Кессарийский в начале своей книги «Война с персами»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Теперь всех воинов называют стрелками. Раньше само имя стрелок было прокятием, воин стрелял из-за кладбищенских стрел, не защищенный ничем кроме жалкой одежды, теперь же стрелок одет в доспехи, поножи и наручи, шлем, а лицо защищает маленьким железным щитом, и не боится вступить в бой, и идет сражаться конным или пешим» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Множество гуннов служило в армии Юстиниана, сражалось за Рим и Италию, а случай с одним гуннским воином, раненым в лицо стрелой, и вытащившим ее из раны самостоятельно, внушает уважение к храбрости и стойкости этого воина. То есть, гунны уже могли действовать в бою на манер позднейших драгун, созданных именно по образцу гуннского войска, умеющего сражаться как пешими, так и конными. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [5545, 5545]}
Комментарии 0