Поскольку сон – дверь в мир мёртвых, он является также путём в мир предков, благодаря чему представители различн сообществ полагали, что в сновидениях души предков приходят из мира мёртвых либо душа спящего отправляется в мир предков. Согласно этим представлениям, духи, ещё не рождённые души и души умерших стремятся вновь воплотиться на земле. Для этого они могут вступать в контакт с будущей матерьюво сне, поскольку сон – единственное место пересечения мира живых и мира мёртвых, доступное обычному человеку (исключение составляют «специалисты» по взаимодействию между мирами – шаманы, колдуны, жрецы).
Так, ужителей Тробрианских островов в то время «когда должен родиться ребёнок, появляется дух женского предка и объявляет о грядущей инкарнации». Островитяне полагают настоящей причиной беременности появление предка во сне. Такие же представления зафиксированы и у некоторых племён Австралии, где зачатие связывается с «духом-зародышем», проникающим в чрево женщины во время сновидения. В других австралийских сообществах сохранились отголоски этих представлений: «мужчина должен во сне увидеть мифического предка, душа которого собирается перевоплотиться в его новорождённого ребенка». Представители племени тлингит в Северной Америке также считают, что «если беременная женщина видит во сне некоего давно умершего родственника, то она объявляет… что она возвратит этого человека в мир». Согласно корейским даосским верованиям, всякий раз, когда небесные духи и подходящее женское тело соединяются вместе и кристаллизуются чтобы сделать ребенка, появляется сновидение. Таким образом, культ сновидений, вероятно, во многом возникает из-за места, занимаемого пространством сна в «круговороте душ», в возрождении предков вноворожденных детях, поскольку в этом поддерживающем жизнь процессе пространство сна занимает одно из ключевых положений. В обществах такого типа «традиция переживается как непосредственная коммуникация: живые физически чувствуют между собой присутствие предков; время неотделимо для них от преемственности поколений, отношения жизни и смерти мыслятся как органический, естественный взаимопереход. Это тождественность прошлого и настоящего».
Реликты описанных выше представлений зафиксированы и у ряда народов Сибири в начале XX в. Так, согласно Штернбергу, у народов Дальнего Востока «стоит женщине увидеть во сне тигра или медведя, разделяющего с ней супружеское ложе, и у всех рождается убеждение, что родившийся после этого ребенок – дитя «горного человека» (тигра, медведя). На Амуре есть много родов, ведущих свое происхождение от тигра или медведя исключительно на основании женских рассказов о подобных любовных сновидениях». Таким образом, сновидение – это не только путь сообщения с миром предков, но и пространство коммуникации с миром первопредков – миром тотемов. При всей дискуссионности теории тотемизма, данные о сексуальных связях с первопредками в снах, кажется, работают на подтверждение этой теории. Вероятно, отголосками «тотемических сновидений», подобных приведённым выше, являются сновидения необычных, выдающихся членов традиционных сообществ, рассказы о которых не только широко фиксируются этнографами, но и обнаруживаются в письменных источниках. Так, если у орочей и нанайцев необычный человек мог родиться в том случае, если женщина вступала в половые отношения с духом первопредка (тигр или медведь), который приходил к ней во сне, то можно предположить, что сон о вошедшем в её чрево белом слоне, который мать Будды увидела перед его рождением, связан с этими глубоко архаичными представлениями. Подобный сон о белом слоне приписывается и матери основателя джайнизма Махавиры (первое из четырнадцати её сновидений). Пророческие сны, которые посещают родителей незадолго до до рождения необыкновенных детей, широко распространены во всех мировых религиях.
Литература:
Рабинович Е. И.
Сны Пробуждённых: сон и сновидения в культуре, религии, политике Тибета
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "8mL4h7LqmKk.jpg", "filesize": 667661, "height": 2160, "pic_id": 777000, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/13/8mL4h7LqmKk.jpeg", "width": 997}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку сон – дверь в мир мёртвых, он является также путём в мир предков, благодаря чему представители различн сообществ полагали, что в сновидениях души предков приходят из мира мёртвых либо душа спящего отправляется в мир предков. Согласно этим представлениям, духи, ещё не рождённые души и души умерших стремятся вновь воплотиться на земле. Для этого они могут вступать в контакт с будущей матерьюво сне, поскольку сон – единственное место пересечения мира живых и мира мёртвых, доступное обычному человеку (исключение составляют «специалисты» по взаимодействию между мирами – шаманы, колдуны, жрецы)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, ужителей Тробрианских островов в то время «когда должен родиться ребёнок, появляется дух женского предка и объявляет о грядущей инкарнации». Островитяне полагают настоящей причиной беременности появление предка во сне. Такие же представления зафиксированы и у некоторых племён Австралии, где зачатие связывается с «духом-зародышем», проникающим в чрево женщины во время сновидения. В других австралийских сообществах сохранились отголоски этих представлений: «мужчина должен во сне увидеть мифического предка, душа которого собирается перевоплотиться в его новорождённого ребенка». Представители племени тлингит в Северной Америке также считают, что «если беременная женщина видит во сне некоего давно умершего родственника, то она объявляет… что она возвратит этого человека в мир». Согласно корейским даосским верованиям, всякий раз, когда небесные духи и подходящее женское тело соединяются вместе и кристаллизуются чтобы сделать ребенка, появляется сновидение. Таким образом, культ сновидений, вероятно, во многом возникает из-за места, занимаемого пространством сна в «круговороте душ», в возрождении предков вноворожденных детях, поскольку в этом поддерживающем жизнь процессе пространство сна занимает одно из ключевых положений. В обществах такого типа «традиция переживается как непосредственная коммуникация: живые физически чувствуют между собой присутствие предков; время неотделимо для них от преемственности поколений, отношения жизни и смерти мыслятся как органический, естественный взаимопереход. Это тождественность прошлого и настоящего»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Реликты описанных выше представлений зафиксированы и у ряда народов Сибири в начале XX в. Так, согласно Штернбергу, у народов Дальнего Востока «стоит женщине увидеть во сне тигра или медведя, разделяющего с ней супружеское ложе, и у всех рождается убеждение, что родившийся после этого ребенок – дитя «горного человека» (тигра, медведя). На Амуре есть много родов, ведущих свое происхождение от тигра или медведя исключительно на основании женских рассказов о подобных любовных сновидениях». Таким образом, сновидение – это не только путь сообщения с миром предков, но и пространство коммуникации с миром первопредков – миром тотемов. При всей дискуссионности теории тотемизма, данные о сексуальных связях с первопредками в снах, кажется, работают на подтверждение этой теории. Вероятно, отголосками «тотемических сновидений», подобных приведённым выше, являются сновидения необычных, выдающихся членов традиционных сообществ, рассказы о которых не только широко фиксируются этнографами, но и обнаруживаются в письменных источниках. Так, если у орочей и нанайцев необычный человек мог родиться в том случае, если женщина вступала в половые отношения с духом первопредка (тигр или медведь), который приходил к ней во сне, то можно предположить, что сон о вошедшем в её чрево белом слоне, который мать Будды увидела перед его рождением, связан с этими глубоко архаичными представлениями. Подобный сон о белом слоне приписывается и матери основателя джайнизма Махавиры (первое из четырнадцати её сновидений). Пророческие сны, которые посещают родителей незадолго до до рождения необыкновенных детей, широко распространены во всех мировых религиях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рабинович Е. И."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сны Пробуждённых: сон и сновидения в культуре, религии, политике Тибета "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3831, 3831]}