14 апр 2023 · 08:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга кол2367.jpg", "filesize": 120851, "height": 1050, "pic_id": 513399, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/07/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB2367.jpeg", "width": 787}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 1650-х годов в России проводилась реформа патриарха Никона, направленная на внесение изменений в богослужебные книги и некоторые обряды в целях их унификации с греческими. Именно присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги послужили причиной восстания в Соловецком монастыре."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем монастыря сторонника реформ отца Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В середине XVII в. монастырь был мощной крепостью с военизированной братией. К 20-м годам XVII века «под ружьем» в Поморье находилось 1040 человек. Все они состояли на монастырском содержании и распределялись по трем основным пунктам: Соловки, Сума, Кемь. Верховным командующим считался игумен, но «береговые» стрельцы находились под непосредственным начальством присланного из столицы воеводы, проживавшего в Сумском остроге. Совместно с соловецким настоятелем и под его руководством он должен был охранять Север. Такое «двоевластие» не устраивало игумена, желавшего быть единоличным военным начальником края. Его претензии были основательны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кроткие» черноризцы к этому времени настолько увлеклись военным делом и до того освоили его, что считали возможным и выгодным оставаться без военных специалистов. Они больше не нуждались в их помощи, а терпеть стеснения не хотели. Царь понимал желания своих богомольцев и уважил их просьбу. По представлению игумена, ссылавшегося на монастырскую скудность, в 1637 году Соловецко-Сумское воеводство было ликвидировано. Последний воевода Тимофей Кропивин сдал игумену городовые и острожные ключи и навсегда выехал в Москву. Обороной Поморья и монастыря стал ведать соловецкий настоятель с келарем и братией. С этого времени игумен в полном смысле слова стал северным воеводой, руководителем обороны всего Поморья."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Охрана обширных владений монастыря требовала более многочисленной вооруженной силы, чем та, которая имелась в распоряжении игумена. Одной тысячи стрельцов не хватало. Нужны были дополнительные отряды воинов, а это требовало больших затрат. Монахи нашли иной выход. Чтобы не расходовать средств на наем новых партий стрельцов, они сами стали обучаться военному искусству. В 1657 году вся братия (425 человек) была призвана к оружию и по-военному аттестована. Каждый инок получил «звание»: одни стали сотниками, другие десятниками, третьи — рядовыми пушкарями и стрельцами. В мирное время «дружина черноризцев» числилась в запасе. В случае неприятельского нападения монахи-воины должны были занять места на боевых постах, причем каждый из них знал, где ему придется стоять и что делать:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Во святых воротах до Преображенской башни ведать келарю старцу Никите, а с ним:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1. Пушкарь старец Иона Плотнишний у большой поджарной медной пушки, а с ним на поворот мирских людей 6 человек (следуют имена);"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. Пушкарь старец Иларион, моряк, у медной дробовой пушки, а с ним на поворот мирских людей — 6 человек наймитов;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. Пушкарь Пахомий…» и т. д."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Военизация монастыря делала Соловецкую крепость неуязвимой для внешних врагов и причинила, как это ни странно, много хлопот правительству. По данным воеводских отписок царю, в осажденном монастыре находилось более 700 человек, в том числе свыше 400 решительных сторонников борьбы с правительством. В распоряжении восставших было 90 пушек, расставленных на башнях и ограде, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также защитного снаряжения. Начало Соловецкого восстания совпало с разгоравшейся в Поволжье и на юге России крестьянской войной под предводительством Степана Разина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своём распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первые годы осада мятежного монастыря велась вяло и с перерывами. В летние месяцы царские войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы, входившие в правительственную рать, распускались на это время по домам. Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К. А. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царь обещал прощение всем участникам восстания, добровольно явившемся с повинной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С осени 1671 года, то есть после поражения крестьянской войны в монастырь стали прибывать разинцы. Из воеводских отписок мы узнаем, что к руководству восстанием пришли враги царя и духовенства, «пущие воры и заводчики и бунтовщики… изменники великому государю» беглый боярский холоп Исачко Воронин и кемлянин (из Кемской волости) Самко Васильев. К командному составу восстания принадлежали и разинские атаманы Ф. Кожевников и И. Сарафанов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «распросных речах» выходцев из монастыря сообщается, что руководители восстания и многие его участники «и в церковь божию не ходят, и на исповедь к отцам духовным не приходят, и священников проклинают и называют еретиками и богоотступниками». Тем же, кто упрекал их в грехопадении, отвечали: «мы де и без священников проживем». Новоисправленные богослужебные книги жгли, рвали, топили в море. Восставшие «отставили» богомолье за великого государя и его семью и слышать больше об этом не хотели, а иные из мятежников говорили про царя «такие слова, что не только написать, но и помыслить страшно»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фанатичный сторонник «старой веры» высланный на Соловки архимандрит Никанор до конца восстания надеялся с помощью оружия заставить царя отменить никоновскую реформу. По словам черного попа Павла, Никанор беспрестанно ходил по башням, пушки кадил и водою кропил и по воеводе и по ратным людям стрелять велел. Население Поморья выражало сочувствие мятежному монастырю и оказывало ему постоянную поддержку людьми и продовольствием."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Черный поп Митрофан, бежавший из монастыря в 1675 году в «распросной речи» говорил, что в период осады приезжали в монастырь «с рыбою и с харчевыми запасами с берегу многие люди». Царские грамоты, угрожавшие суровым наказанием тем, кто доставлял продовольствие в монастырь, не действовали на поморов. Суда с хлебом, солью, рыбой и иными продуктами питания непрерывно приставали к островам. Благодаря этой помощи восставшие не только успешно отражали приступы осаждавших, но и сами совершали смелые вылазки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все гражданское население Соловков было вооружено и по-военному организовано: разбито на десятки и сотни с соответствующими командирами во главе. Осажденные значительно укрепили остров. Они вырубили лес вокруг пристани, чтобы никакое судно не могло подойти к берегу незамеченным и попало в зону обстрела крепостных орудий. Низкий участок стены между Никольскими воротами и Квасопаренной башней подняли деревянными террасами до высоты других участков ограды, надстроили низкую Квасопаренную башню, на Сушильной палате устроили деревянный помост (раскат) для установки орудий. Дворы вокруг монастыря, позволявшие неприятелю скрытно приближаться к кремлю и осложнявшие оборону города, были сожжены."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вокруг монастыря стало «гладко и ровно». В местах возможного приступа положили доски с набитыми гвоздями и закрепили их. Была организована караульная служба. На каждую башню посменно выставлялся караул, ворота охраняла команда из 20 человек. Значительно укрепили и подступы к монастырской ограде. Перед Никольской башней, где чаще всего приходилось отбивать атаки царских стрельцов, вырыли окопы и обнесли их земляным валом. Здесь же установили орудия и устроили бойницы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К моменту прибытия Мещеринова в монастыре еще было минимум 300 защитников. Воевода обладал отрядом из 1000 чел. В июне 1674 г. он неудачно пытался склонить монахов к сдаче обители. После этого воевода велел спустить из Святого озера часть воды, чтобы у осажденных обмелели колодцы, принялся делать шанцы и подкопы с восьми сторон крепости, а также приказал рубить раскаты напротив Белой, Архангельской, Корожной и Квасоваренной башен. С раскатов служилые люди открыли ураганный огонь по монастырю из пушек и ручного ружья. В сентябре 1674 г. в виду приближающейся зимы воевода увел свои силы в Сумский острог."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. 7 января 1675 года на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя — «ирода»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. 2 января 1676 года отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, штурм был отбит, погибли 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вследствие жестокой блокады и непрерывных боев число защитников монастыря также постепенно сокращалось, запасы военных материалов и продовольственных товаров истощались, хотя крепость могла еще долго обороняться. В монастыре накануне его падения было, по словам перебежчиков, хлебных запасов на семь, по другим данным — на десять лет, коровьего масла на два года. Только в овощах и свежих продуктах чувствовался недостаток, что привело к вспышке цинги. От цинги и ран умерло 33 человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помогла осаждавшим случайность. Сбежавший из обители монах Феоктист указал осаждавшим на плохо заделанную калитку у Белой башни. Ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к стенам монастыря: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Через открытые ими башенные ворота в крепость ворвались главные силы Мещеринова. Восставшие были захвачены врасплох: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оставшиеся защитники заперлись в трапезной, которую пришлось брать штурмом. В плену оказалось 63 чел., 28 из которых воевода казнил, а другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги (еще 100-150 чел. смогли бежать из крепости). Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Монастырь подвергся разграблению, сам Мещеринов попытался вывезти монастырскую библиотеку (200 книг!). Жестокость воеводы стала поводом для сыска. Награбленное вернули опять в обитель, а Мещеринова посадили в соловецкую же тюрьму, откуда он был освобожден только в 1680 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Поморья в XVI—XIX вв."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чумичёва О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 годов. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 22