23 дек 2022 · 08:03    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "скифы одежда сибирь2.jpeg", "filesize": 228091, "height": 667, "pic_id": 327146, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/22/%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%84%D1%8B_%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0_%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8C2.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это обычай обезвреживания мертвых, известный лишь в Предкавказье и бассейне Волги и Дона. Расчлененные погребения бронзового века известны в курганных погребениях ямной и катакомбной культур. В то же время единого хронологического пласта они не образуют, часто их датировка затруднена отсутствием инвентаря. Зачастую практиковалось расчленение двух погребенных, захороненных в одной яме. Конкретные формы проявления ритуала расчленения костяков могли различаться, что может быть объяснено разными мотивами расчленения. Но, несмотря на это, общим для всех вариантов является то, что подобная практика никогда не применялась ко всем членам общины и всегда была уникальной. Различают два типа расчленений, за каждым из которых стоит своя мотивация:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тип I - расчленения вызванные некрофобией, скорее желанием обезвредить не умершего, а сделать безопасным его мертвое тело, которое к умершему человеку, то есть душе, отношения уже не имело. И в более поздние эпохи, индоевропейц не подписывали могилы умерших, не клали никаких табличек с именами покойников, даже знаменитые царские захоронения Македонии были обезличены, в отличие от афинских захоронений той же эпохи. Труп расчленялся, либо ему наносились увечья, призванные «обезвредить» покойника. Можно вспомнить распространенное уже в историческую эпоху поверье о том, что вампира можно убить колом, вонзенным в сердце или отрезав голову, но и можно убить серебряным оружием. Оба явления имеют одну и ту же мотивацию. В эпоху бронзы подобному расчленению, вероятно, могли подвергаться душевнобольные или служители культа, жрецы, колдуны, предсказатели. Ритуал был призван лишить могущественного покойника сакральной силы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тип 2 - расчленения жертвы, в качестве искупления грехов устроителей погребального обряда и перенесения «гнева покойного» на расчлененную жертву. Либо это применялось, для «облегчения» страданий основного покойного или прохождения им посмертных испытаний. Типа 2 применялся не в единичных погребениях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме Окско-Сурского междуречья, такие захоронения известны и на других территориях. Но ареал распространения этого обряда столь велик, что перечислить все области его существования очень трудно. Кроме древней мордвы, данный обряд получил достаточно широкое распространение и в среде финно-угров, и за ее пределами. Так в III-IV вв. обряд обезвреживания был известен сарматам (II Ахмеровский, Салиховский могильник), вплоть до VII в. он существовал у турбаслинских племен (Дежневский, Турбаслинский могильники), бахмутинской культуры (Бирский могильник), в VIII-X вв. у салтово-маяцкой культуры это (Маяцкий, Салтовский, Рубежанский могильники), в VII-X вв. обряд присутствовал в погребениях мери (Хотимльский могильник, курганы близ Кинешмы), в IX-XI вв. у вымской культуры, в XII -XIV вв. в памятниках макушенского типа (Макушенский могильник), релкинской культуры (могильник Релка), у удмуртов, родановской культуры и т. д. (Матвеева Г. И., 2003. С. 210-211; Флеров В. С., 1993, 2000а, б; Аксенов В. С, 2002; Финно-угры и балты...., 1987. С. 74, 78, 125, 221; Голдина Р. Д., Кананин В. А., 1989; Шутова Н. И., 2001)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все это свидетельствует о широком распространении обряда обезвреживания погребенных, его эволюции во времени и возникновении локальных особенностей у населения Окско-Сурского междуречья.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На территории России, и именно в Волго-Донском бассейне, существовал обычай обезвреживания колдунов после смерти еще в 20 веке, так. В 1900-е годы, в Мензелинском уезде при похоронах колдуна было принято класть его в могилу вниз лицом. В Богаве Свияжского уезда также в таком случае покойника клали вниз лицом, а также вырезали ему пятки и втыкали осину против сердца. Как всем понятно, что, эти люди, не читали в начале 20в. «Графа Дракулу», и естественно, что эти обычаи ведут свое происхождение еще с эпохи бронзового века."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наиболее ярко обряд обезвреживания умершего представлен в мог. №83 восточного некрополя Неаполя Скифского, в Крыму. Погребальное сооружение представляет собой подбойную могилу с камерами с северной и южной стороны. В северной находилось захоронение коня. Скелет лошади был втиснут в узкую яму, а голова лежала на специально сделанном выступе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подбой с южной стороны содержал погребение женщины в возрасте шестидесяти лет. Умершая лежала на спине с закинутой назад головой, выжженными глазницами, с обрубленными выше локтя руками. Правая рука вытянута, левая поднята и согнута в колене, стопы сожжены. Погребальный инвентарь представлен предметами, типичными для женских погребений II – 1-й пол. III вв. н. э.: бронзовое зеркало, обойма от обкладки шкатулки, колечко и пронизка, бронзовая лучковая фибула, игла, обломок шила, пряслице, бусы, румяна, железные удила. Скелет был завернут в кошму (Сымонович, 1983, с. 71). Анализируя это погребение с точки зрения обрядовых норм и практик можем отметить следующее: тип погребального сооружения представлен подбойной могилой, имеющей ряд особенностей. Например, конские захоронения во входных ямах подбойных могил встречаются достаточно часто, но в данном случае лошадь втиснута в узкий подбой, который видимо, понадобилось дополнительно углубить и снабдить ступенькой для головы лошади. Дно ямы предназначенной для лошади, находилось на глубине 1, 8 м, а выступ на глубине 1, 1 м, т. е. на уровне человеческого захоронения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Южный подбой, содержащий человеческое захоронение, заложен плитами, входная яма забутована камнем. Эти детали находят параллели в синхронных памятниках Центрального Крыма, в частности традиция забутовывать входные ямы камнем была широко распространена в позднескифской среде. Никаких предметов вооружения в погребении не обнаружено, поэтому говорить о причастности умершей к военной сфере сложно, несмотря на положение в могилу удил и сопогребение коня. Напротив, инвентарь подчеркнуто женский. Нет среди вещей и предметов культового назначения, что могло бы указать на жреческие функции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вероятно, манипуляции с телом умершей были вызваны ее индивидуальными качествами. Можно предположить, к примеру, боязнь сглаза, что привело к выжиганию глазниц. Хотя, вне всякого сомнения невозможно разгадаить страхи и сомнения людей древности, но несомненно, эти люди верили в возможность самого существования «живых мертвецов», опасных для живых людей. (Сымонович, 1983, с. 71). То есть и здесь продолжается традиция со времен бронзового века по обезвреживанию умерших, которые могли повредить живым. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "скифы саки1.jpg", "filesize": 43289, "height": 466, "pic_id": 327147, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/22/%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%84%D1%8B_%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%B81.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Находка мумифицированной головы в одном из Пазырыкских курганов. В черепе было сделано отверстие для ремня."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сымонович, 1983 "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев 2020, ПОХОД В ИНДИЮ ДИОНИСА И ВЕЛЕСА. БЫЛИНА ВОЛХ ВСЕСЛАВИЧ. МИРМИДОНЦЫ И МУРАВЬИ МИФОВ. ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ В РУССКИХ БЫЛИНАХ И ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/43747923/"}, "string": "https: //www. academia. edu/43747923/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соловьев 2021, БЕЛЫЕ БОГИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНЕШНОСТИ БОЖЕСТВ В ДРЕВНОСТИ "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/50618755/"}, "string": "https: //www. academia. edu/50618755/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [6657, 6657]}
Комментарии 0