06 янв 2023 · 09:04    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "реконструкторы67.jpg", "filesize": 157757, "height": 630, "pic_id": 346339, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B67.jpeg", "width": 630}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, в Московском государстве с конца XVI века считались служилым сословием из Северской земли. Проживали в бассейне рек Десны, Сейма, Ворсклы, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с конца XV до XVII вв. В XVI веке считались представителями (древне) русской народности. Севрюки последний раз упоминаются в конце XVI — начале XVII веков в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». После Смутного времени имя севрюков практически исчезает из истории."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К Северщине в разное время (географически и этнически) относились такие города, как Чернигов, Новгород-Северский (возможно два этих города исторически являлись центром Северской земли), Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Козельск Трубчевск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, Курск, Гомель."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Границы Северской земли (и её производных — Черниговским, Новгород-Северским и Курскими княжествами) никогда не была постоянной. Одно время территория Черниговского княжества захватывала даже подмосковную Коломну, гранича с Рязанским княжеством, которое являлось его вассалом. В стародавние века северяне находились между двумя племенами — полянами на западе и вятичами на северо-востоке. И кстати говоря, Таруса-знаменитый город поэтов Коломенской области так же относился у Черниговскому княжеству."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества. По мнению исследователей, термин севрюк происходит от названия одного из славянских племенных образований — северян, и образуется результате снижения продуктивности суффикса -яни/-ани. В XIV—XV вв. на юге восточнославянской территории фиксируется рассматриваемый этноним с украинским уменьшительным суффиксом -ук/-юк/-як, восходящий к уменьшительно-ласкательному и, по совместительству, трудовому суффиксу. Согласно славянской гипотезе и этимологическому словарю, название племени происходит от слова «север»: се́вер род. п. -а, диал. си́вер «северный ветер», арханг. (Подв.), тобольский диалект татар на Иртыше между Тобольском и бывш. Тюменским уездом (ЖСт., 1899, вып. 4, страница 509), украинский сíвер «холод», древнерусский, старославянский сѣверъ (Остром., Супр.), болгарский се́вер, сербохорватский сjе̏ве̑р, словенский sẹ́ver, чешский, словацкий sever, др. -чеш. sěver."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, севрюки-северяне, часть русской народности,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Родственно литовский šiaurỹs, вин. šiáurį, «северный ветер», šiáurė «север», šiaurùs «суровый, пронизывающий до костей (ветер)» (*ḱēur-), латинский caurus «северо-восточный ветер», готский skūrа windis «ураганный ветер», древневерхненемецкий scûr «ливень»; смотри Траутман, ВSW 303 и сл.; И. Шмидт, KSchlBeitr. 6, 149; Мейе, ét. 410; ВSL 25, 175; Мейе — Эрну 191 и сл.; Вальде — Гофм. 1, 190; Буга, РФВ 67, 245; Торп 466 и сл.; Зубатый, AfslPh 13, 623 и сл.; Фасмер, Baudouinowi dе Соurtеnау 81. Сюда же Сѣверъ — область племени северян (Пов. врем. лет, часто), неподалеку от Чернигова, а также болгарский племенное название Σέβερεις в Мизии (Феофан 359; Нидерле, Slov. Star. 2, 2, 407). Этот этноним также имеет общие корни с этнонимом савары-савиры, и тождественен им. Шафарику (Slav. Alt. I, 212), Маркварту (UJb. 4, 270 и сл.), Первольфу (AfslPh 7, 604), Файсту (WuS 11, 31), Туулио (Stud. Orient. 6, 148)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В таком случае название сивер + юк, что крайне типично для украинского словообразования после 14 века. Этимологически же украинские фамильярные суффиксы «-ук / -юк» происходят от деепричастий как, к примеру, укр. «могутній» (могущественный) обозначало исполнителя действия в праславянском языке *gorentjь = *gorontjь (укр. горячий = горючий). В свою очередь носовые «эн» и «он», дали *gorENtjь = gorONtjь, en — я, on — у/ю. В то же время добавился уменьшительный суффикс др. -рус. -ъкъ- это выглядело следуйщим образом: *gorEN + ъкъ = gorON +ъкъ. Со временем носовые гласные перешли в «я» и «у/ю» что дало др. -рус. «горякъ», которое равнозначное к «горюкъ/горукъ». Эти суффиксы по началу обозначали буквально младшего в исполнении действия, это хорошо видно в случаях с профессиями: бондар — бондарюк (бочник — бочечник) откуда этот суффикс, потеряв значение действия, перешёл на имена личные (Назар — Назарюк) и на названия людей по местности, как укр. волиняк, подолюк, и туда же «сиверюк». В случае с именами личными это дало началу фамильярному суффиксу, что очень ярко выражено в таких украинских фамилиях, как: Кухарук, Максимюк, Шевчук, Тарасюк, Залізняк, Подоляк, и прочие."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На преемственную связь населения XV—XVI вв. с древнейшим населением Северской земли — северянами указывают советские исследователи В. В. Мавродин, Б. А. Рыбаков, Г. Н. Анпилогов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "а Северяне-Сиверцы-Савиры-это часть гуннов, согласно Иордану:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие — савирами, но места их поселений разделены.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Летописи» Феофана Византийца под 508 г. записано:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гунны, называемые савирами, проникли за Каспийские врата, вторглись в Армению, опустошили Каппадокию, Галатию и Понт и остановились почти у самой Евхаиты» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Об этом пишет Олаф Далин в своей истории Швеции историк, писал: «Хунагард (страна гуннов). Прежде эта страна называлась Ваналанд или Ванланд по ванам, т. е. венедам». И далее он уточнял: «…ваны — прародители гуннов… Ванланд есть единое с Хунагардом». [Олаф Далин, 110] Другой шведский историк, Олаф Верелий, по данному поводу высказался не менее определенно: «Под именем гуннов наши предки (шведы) понимали славян, впоследствии называемых виндами или венетами»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мнению архивиста РГАДА, аспиранта Юго-Западного государственного университета г. Курска — А. С. Ракитина, севрюки — «несостоявшийся восточнославянский народ, наравне со словенами (новгородцами)» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Северяне отличались от прочих славян (например, древлян) узким лицом и долихоцефалией. Захоронения на реке Псёл (Большое Горнальское городище) показали, что среди северян преобладали средне- и узколицые длинноголовые европеоиды с сильно выступающим носом, с рельефным лицом и тонкими костями. Это были очень рослые люди, с средним показателем около 180см."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По современной научной гипотезе севрюки представляют собой потомков гуннов-савиров-северов (Соловьев С. Ю Гунны, народ пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов) "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соловьев 2021, БЕЛЫЕ БОГИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНЕШНОСТИ БОЖЕСТВ В ДРЕВНОСТИ"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/50618755/"}, "string": "https: //www. academia. edu/50618755/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев 2020, ПОХОД В ИНДИЮ ДИОНИСА И ВЕЛЕСА. БЫЛИНА ВОЛХ ВСЕСЛАВИЧ. МИРМИДОНЦЫ И МУРАВЬИ МИФОВ. ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ В РУССКИХ БЫЛИНАХ И ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/43747923/"}, "string": "https: //www. academia. edu/43747923/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [6461, 6461]}
Комментарии 0