28 дек 2022 · 10:04    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "саркофаг78145.jpg", "filesize": 90422, "height": 646, "pic_id": 335991, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/27/%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%B378145.jpeg", "width": 736}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В греческом языке не существовало специального термина для обозначения саркофага. Слово «саркофаг» стало применяться в смысле «гроб» только в римское время. Оно означает «плотоядный» и ранее употреблялось как эпитет по отношению к каменным гробам определенного рода. Это объясняется тем, что каменные ящики способствовали быстрому разложению трупа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На Боспоре найден ряд мраморных и деревянных саркофагов, которые представляют специфический и очень характерный элемент эллинской культуры. Деревянные саркофаги известны на Боспоре с самого раннего времени существования греческих полисов, но они плохо сохранились. Древнейшие саркофаги имели форму простого прямоугольного ящика в виде сундука с плоской, полукруглой или двускатной крышкой этот тип сохранился и позднее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В период расцвета Боспорского государства для богачей доставлялись на кораблях громадные мраморные саркофаги. «Таманский мраморный саркофаг» прекрасной греческой работы (вторая половина IV в. до н. э.) открыт в кургане Лысой горы. Саркофаг имеет форму храма, украшен резьбой в виде архитектурно-орнаментальных фризов, мраморными акротериями на длинных сторонах двускатного перекрытия, позолоченными розетками на розовом фоне углублений в гладких стенках саркофага [88; 58]. Подобную же форму храма имеют и деревянные саркофаги. Саркофаг из V склепа Юз-обы представляет как бы схему храма с фронтоном и акротериями на коньке и на углах в виде позолоченных пальметок с волютами над узким фасадом [35; 224]. Пальметы имеют упорячивающую, организующую функцию, являясь символом Мирового древа. Форма саркофагов, имитирующая фасад храма, также не случайна: умерший уподобляется божеству, местом обитания которого является подземный храм. Деревянные саркофаги украшались резьбой и раскрашенными гипсовыми налепами по расцвеченному фону, росписью (рис. 26, 27). Саркофаги IV в. до н. э. отличались роскошью, соответствующей богатым курганным погребениям той эпохи. Большую роль играла инкрустация - деревом другого тона, слоновой костью или янтарем, а также стеклянные вставки. Редко встречаются вставки из металла [27; 89]."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "саркофаг8901223.jpg", "filesize": 40772, "height": 360, "pic_id": 335993, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/27/%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%B38901223.jpeg", "width": 463}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Саркофаг Геракла. Геракл-это символ воскресения, ведь после смерти он был вознесен в Царство Богов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мифы о Геракле также соприкасаются с погребальными верованиями, Геракл, срывающий золотые яблоки в саду Гесперид - мотив, связанный с верой в бессмертие души и надеждой на райскую жизнь в загробном царстве. Особая популярность образа Геракла прослеживается в боспорской коропластике позднего эллинизма. Из Пантикапея происходят терракотовые маски Геракла местной работы (рис. 28). Суровое и страдальческое выражение лица, при соблюдении ритуальной символики (прямые брови - признак пылких натур, курчавые волосы и борода - признак силы и мужественности) иллюстрирует трагизм смерти [61; 56-57]."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "грот парка боболи13.jpg", "filesize": 111256, "height": 701, "pic_id": 335995, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/27/%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%82_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B813.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У входа стражи в Подземный мир, и одновременно мир богов, Ахиллес и Елена Прекрасная. Подобные изображения украшают вход в Грот Боболи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С Гераклом и змееногой богиней связана местная генеалогическая скифская легенда. В погребальном культе эта легенда перекликается с мифами об Ахилле. Родоначальник царских скифов Колаксай, сын змееногой богини (местного женского божества) и эллинского героя Геракл, как и Ахилл, сын морской богини и воин. Его мать - дочь реки Борисфен, отождествляемая со скифской богиней земли и воды Апи. Ее змеиная сущность подчеркивает хтонический аспект. Это объясняет присутствие образов Геракла и змееногой богини на погребальных памятниках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На анапском саркофаге (IIIв. до н. э.) можно видеть тритонов и нереид, везущих доспехи Ахиллу. Водная стихия символизирует нижний мир и, в тоже время, преграду между этим и потусторонним мирами. Нереиды на морских чудищах сопровождают души в царство Аида. Другой популярный сюжет - гибель Ниобид от стрел Аполлона и Артемиды - символизирует внезапную смерть. Миф о Ниобидах часто служил сюжетом рельефов, украшающих боспорские мраморные саркофаги [27; 168]. Редко встречается изображение Артемиды. Она представлена в виде охотницы, обнимающей лань"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вакхические сцены подчеркивают погребальную роль Диониса. И Диониса роднит с Гераклом то. что попрал СМЕРТЬ ЖИЗНЬЮ. ОН БЫЛ СМЕРТНЫМ, А СТАЛ бессмертным, он забрал свою мать, Селену из Царства Богов, сделав ее бессмертной богиней. Театральные маски напоминают о том, что человеческая жизнь была схожа с ролью, которую каждому приходилось играть в течение всей своей земной жизни. Противопоставляя друг другу комическую и трагическую маски, древние показывали тем самым, что наш переход в иной мир состоит из радостей и страданий. Борьба не на жизнь, а на смерть выражала иногда идею борьбы, которую приходилось выносить умершему."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неслучайны в гипсопластике изображения Эрота, плывущего на дельфине или летящего на лебеде. Семантика дельфина как обитателя водной стихии понятна и лебедя, парящего в небесах, понятна - это символ души человека, расставшегося с земной жизнью. Лебеди - птицы, с прилетом которых начинается в северных широтах весна, отсюда связь образа этой птицы с самыми прекрасными эллинскими божествами - Эротом и его матерью Афродитой, устроителями священного брака, совершающегося по ту сторону бытия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Афродита-Элисия, хранительница мира мертвых, Элизиума. с фарном-лебедем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лебедь рассматривается и в русских, и шведских и датских сказаках, как фарн, существо уносящее умершего в Царство Богов. (Гуси-Лебеди, Путешествие Нильса). И Греции Лебедь был птицей Аполлона, они несли его упряжку, унося каждые полгода в Гиперборею Солнцебога."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, саркофаг, изображаемый в виде древнегреческого храма, это образ, показывающий, что умерший в посмертии попадает в царство богов, и образом этого царства является древнегреческий храм. И надо понимать, очего употреблялся мрамор-МАРМАР по эллински, в дословном переводе-Сверкающий, а как известно, Царство Богов представлялось как Сверкающее. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соловьев 2021, БЕЛЫЕ БОГИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНЕШНОСТИ БОЖЕСТВ В ДРЕВНОСТИ"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/50618755/"}, "string": "https: //www. academia. edu/50618755/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев 2020, ПОХОД В ИНДИЮ ДИОНИСА И ВЕЛЕСА. БЫЛИНА ВОЛХ ВСЕСЛАВИЧ. МИРМИДОНЦЫ И МУРАВЬИ МИФОВ. ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ В РУССКИХ БЫЛИНАХ И ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/43747923/"}, "string": "https: //www. academia. edu/43747923/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [5820, 5820]}
Комментарии 0