05 янв 2023 · 08:04    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга кол 5890.jpg", "filesize": 135904, "height": 720, "pic_id": 345351, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB_5890.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Саяны — субэтническая группа русских в Курской губернии, в Посемье (Курский, Щигровский, Фатежский, Льговский, Белгородский, Корочанский уезды). Существовали до начала XX века, после чего слились с основным массивом русского населения. К концу XIX века численность саянов составляла порядка 25—30 тысяч человек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Саяны, также жили и в Новосильском уезде Тульской губернии, в принадлежащих местному Свято-Духову монастырю сёлах — Архангельское, Березовец, Задушное, Игумново, Подъяковлево, и деревнях — Городилова, Колгановка, Толстенкова. По описанию одежды, внешности, говора и бытового уклада, местные экономические крестьяне были практически идентичны курским саянам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Название группы скорее всего произошло от слова «саян» и было племенным названием, и присходит от другого имени саков, сайев. От это племени называется и область Систан или Сеистан на Юго-востоке Ирана."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Систа́н (перс. سیستان [siːˈstɒːn]), Сакастан; до II в. до н. э. — Дрангиана) — историко-географическая область на юго-востоке Ирана и юго-западе Афганистана. Западный Систан является частью иранской провинции (остана) Систан и Белуджистан, тогда как восточный — афганской провинции Нимроз. Страна богата памятниками старины и героическими преданиями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Seistan заключает часть древней Арианы. У теперешних обитателей Ирана Seistan - родина их богатыря Рустама и поприще его подвигов, которые воспеты, как героическое время, ново-персидским поэтом Фирдоуси, а Рустам - освободитель этой страны, родины своих предков, от нападений неприятелей из Турана. Главные лица его дома везде в древнейших рассказах являются повелителями этой высокой страны. Но пора славы прошла: теперь видны только развалины прежней образованности да разбойнические орды!»"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- писал в XIX веке немецкий иранист и географ Карл Риттер."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Саяны — обособленное южнорусское население Курской губернии (современные Курская и Белгородская области) — относились как к этнотерриториальным, так и к этносословным группам. Саяны по быту и языку напоминают севрюков-сиверцев. а сиверцы-это часть гуннов, согласно Иордану:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие — савирами, но места их поселений разделены.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Летописи» Феофана Византийца под 508 г. записано:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гунны, называемые савирами, проникли за Каспийские врата, вторглись в Армению, опустошили Каппадокию, Галатию и Понт и остановились почти у самой Евхаиты» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Об этом пишет Олаф Далин в своей истории Швеции историк, писал: «Хунагард (страна гуннов). Прежде эта страна называлась Ваналанд или Ванланд по ванам, т. е. венедам». И далее он уточнял: «…ваны — прародители гуннов… Ванланд есть единое с Хунагардом». [Олаф Далин, 110] Другой шведский историк, Олаф Верелий, по данному поводу высказался не менее определенно: «Под именем гуннов наши предки (шведы) понимали славян, впоследствии называемых виндами или венетами»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, и северяне, и их часть саяне, это часть гуннов, и славян, что одно и тоже. ("}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38167825"}, "string": "ВЕЛЬСУНГИ - ЭТО ДИНАСТИЯ ГУННСКИХ И БУРГУНДСКИХ КОРОЛЕЙ, ТАК ЖЕ И ДИНАСТИЯ СЕВЕРСКИХ (САВИРСКИХ) КНЯЗЕЙ. РОСЫ (РОСОМОНЫ) -ЗНАТЬ ГУННОВ (САВИРОВ-СЕВЕРЯН)"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Соловьев С. Ю."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Саяны отличались от других русских Курской губернии (в том числе от соседних однодворцев) рядом антропологических, диалектных и культурных особенностей, отличия проявлялись в антропологическом типе. Саяны характеризовались светлым цветом волос и глаз, долихокефалией. Саянские женщины в противоположность мужчинам были высокого роста. Высокий рост же был характерен и для Северян, более 180см. как и долихокефалия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-вторых, саяны отличались особенностями говора: «когоканьем» — твёрдым произношением г с особенным ударением на о; произношением с вместо аффрикаты ц; подчёркнутым аканьем и т. д. В курско-белгородском регионе для характеристики речи саянов имела хождение поговорка: «Куриса на улисе яйсо снесла». Г. В. Денисевичем зафиксирован современный вариант этой поговорки: «Куриса на улисе яйсо снесла, а я его сап и в кооперасыю». В селе Болховец Белгородского района, окружённом сёлами перевертней, однодворцев, цуканов и украинцев с акающими слобожанскими говорами был отмечен следующий вариант поговорки: «Как у нас на Болховсе куриса снесла яйсо прямо в рукавису». Поселения саянов представляли собой большие деревни, располагавшиеся несколько в стороне от реки, в низине или овраге."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Саяны выделялись своеобразной одеждой собственного изготовления. Будничная женская одежда состояла из рубахи, расшитой разноцветными нитями, клетчатой шерстяной понёвы или юбки, головным убором служила повязка в виде повойника. В состав праздничной одежды женщин входили расшитая нитями и позументом юбка и в качестве головного убора — богато украшенная «сорока» в форме высокого кокошника с «позатыльником». Девушки носили так называемый «саян» — платье без рукавов из чёрной самодельной сарпинки, расшитое по швам позументом, поверх которого подвязывали холщовый «запон» (фартук). Повседневным девичьим головным убором был платок, а праздничным — «венок» из красного бархата. Саян был типичной одеждой для жителей многих сёл Шебекинского района Белгородской области (бывший Белгородский уезд)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новосильские девушки- «саянки» подвязывали платье красными кушаками, а на головах носили сложенные в виде венка красные платки с бахромой. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 2]}
Комментарии 0