26 дек 2022 · 07:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Византия медаль . за победу над вандалами1.jpg", "filesize": 494101, "height": 976, "pic_id": 331517, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/25/%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C_._%D0%B7%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%83_%D0%BD%D0%B0%D0%B4_%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B81.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Необходимо рассмотреть сначала конкретные, реальные условия проживания и деятельности древних русов в Константинополе и перейти затем к выраженным в договорах X в. правовым нормам, по-прежнему и в современной историографии получающим самые противоречивые оценки. Прежде всего — о месте и условиях расквартирования русских послов и купцовв столице империи. Если верить договору 907 г., уже тогда местом пребывания русов был определен визайтийским правительством квартал св. Маманта («Приходяще Русь да витають у святаго Мамы»). Вопрос о размещении посольств, прибывающих в Константинополь по срочной государственной надобности, независимо от сезонных торговых караванов (о таких посольствах упоминается в 8-ой статье договора 911г.), нельзя решать однозначно. Послы имели гораздо более высокий официальный статус, чем купцы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Данные об этом бесспорны: именно послы по договору 944 г. представляли власти Руси, именно их имена названы ранее имен купцов (в договорах 907 и 911 гг. имена купцов вообще не приводятся); до введения князем Киева «верительных грамот», с которыми послы и купцы являлись в Константинополь, первые предъявляли властям империи золотые печати, а вторые - серебряные; на втором приеме княгини Ольги императором ее послы получили подарки, превосходившие вдвое дарованное купцам. «Слебное» («слюбное»?) - довольствие для послов, выдаваемое им в империи, отличается в договорах даже терминологически от «месячины» для купцов. Более высокий ранг послов учитывался, конечно, и при их размещении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Квартал св. Маманта - предместье вне стен столицы, расположенное примерно вдвух километрах от ближайшего участка северных стен Константинополя, на европейском берегу Босфора (Стена), близ выхода из пролива в Мраморное море. Пригород получил свое название по имени монастыря, основанного в этом месте в честь великомученика Маманта. Монастырь уже существовал, когда после пожара 469 г. Лев I (457—474) воздвиг здесь всего за полгода роскошную загородную резиденцию — дворец с ипподромом, портиками и оборудованной гаванью; дворец стал местом празднеств и развлечений василевсов; разграбленный и сожженный по приказу болгарского хана Крума в 813 г., дворец был еще более пышно отстроен Михаилом III (842—867), который превратил его в свою почти постоянную резиденцию; здесь он был и убит в результате заговора Василия I Македонянина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласно «Книге эпарха», иногородние купцы — подданные империи обосновывались в столице во время торга в ксенодохиях или снимаемых за плату помещениях в частных домах. Что же касается иностранцев, то их размещали только в специально предназначенных для них гостиничных комплексах — подворьях (митатах, занимавших целые кварталы), в которых имелись не только спальни и трапезные, но и все другиебытовые службы, а также склады для товаров и конюшни для верховых, тяглых и вьючных животных."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такой порядок приема иноземцев в столице империи удовлетворял прежде всего одну из главных забот властей в отношении чужестранцев — обеспечивался постоянный (с экономной затратой сил) надзор за ними, о котором недвусмысленно говорится и в «Книге эпарха» и в русско-византийских договорах. Размещение посла вне митата влекло дополнительные хлопоты: к дверям резиденции Лиутпранда были поставлены во весь срок его пребьшания 4 вооруженных стража, мешавших его общению с жителями города. Следовательно и для русов помещения в пригороде св. Маманта должны были удовлетворять двум главным условиям: во-первых, быть достаточно большими для одновременного расквартирования нескольких сот человеки, во-вторых, располагатьвсеми необходимыми бытовыми службами для автономного проживания массы людей, элементарными удобствами которых никак нельзя было пренебречь, так как ежедневный выход множества вооруженного народа за пределы предместья, попытки самообслуживания (прежде всего поиск продовольствия и индивидуальное приготовление пищи) грозили бы опасностью беспорядков и конфликтов и с официальной властью, и с местными жителями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рим DT11584++.jpg", "filesize": 148661, "height": 909, "pic_id": 331518, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/25/%D1%80%D0%B8%D0%BC_DT11584.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Книге эпарха» сказано, что иностранцы в Константинополе платили не только за гостиницу, но и «за проживание» (, και μονην). е., как мы это понимаем, «за размещение и за пищу», которую они принимали в трапезной своей гостиницы. А в «Книге эпарха», введенной в практику как раз в это время, трижды и недвусмысленно подчеркнуто, что иностранные купцы не имеют права оставаться в Константинополе более трех месяцев; ослушников ожидали конфискация, избиение, позорящая стрижка волос; не проданный за это время товар мог быть насильственно подвергнуто распродаже властями, а его хозяин выслан из города. (Г. Г. ЛИТАВРИН УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ ДРЕВНИХ РУСОВ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ В X в. И ИХ ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вдали от родины, в чужой, заморской стране, плохо зная ее порядки и нравы ее жителей, не понимая или едва разбирая греческую речь, испытывая постоянный не отступный надзор полицейских агентов эпарха, не имея права брать с собой привычное средство самозащиты (оружие) при посещении Константинополя, русы в самом деле чувствовали себя в безопасности, почти как дома, только «у Мамы». Только здесь, вплоть до дня отплытия, они вращались в среде соотечественников, слышали роднуюречь, имели даровые кров и пищу, мылись в банях, «елико хотять», советовались сбывалыми людьми — ветеранами, отслужившими договорный срок в армии императора и ожидавшими, также «у Мамы», отправления каравана, чтобы вместе с ним вернуться на родину... "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3980, 3980]}
Комментарии 1