05 мар 2023 · 07:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "шитик2.jpg", "filesize": 331625, "height": 420, "pic_id": 452348, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/01/%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA2.jpeg", "width": 630}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Польский учёный из Варшавы, член Академии наук Пшемыслав Урбаньчик, признался журналистам, что на северо-востоке Исландии, в районе Sveigakot вблизи озера Myvatn, в 2001 году были обнаружены три славянские землянки, которые строили по всей Руси в IX веке. Археолог уточнил, что перепутать эти жилища со скандинавскими невозможно и что он встречал такие жилища в Норвегии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В отличие от викингов, ходивших на драккарах, поморы строили палубные карбасы и кочи, которые использовались для открытий до XVIII века. Кочи имели осадку в полтора метра, в длину достигали 25 метров и могли взять на борт команду из 15 человек и больше 50 тонн груза. Корпус судна был сконструирован так, что льды выдавливали корабль вверх, а скорость коча достигала семи узлов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О том, что Америка была открыта русскими задолго до Колумба, свидетельствует письмо географа Джерома Мюнцера (Хиеронимо Монетарио) из Нумберга (Нюрнберга), написанное 14 июля 1493 года португальскому королю Жуану II по прозвищу Совершенный. В этом письме учёный указывает на то, что знаменитый генуэзец немного опоздал с открытием."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сначала Мюнцер рассыпается в похвалах королю, а потом пишет буквально следующее:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Тебя уже восхваляют как великого государя немцы, итальянцы, рутены, аполлоновы скифы и те, которые живут под суровой звездой Арктического полюса, так же, как восхваляют и великого герцога Московии, ибо немного лет тому назад под суровостью сказанной звезды открыт большой остров Груланда (Grulanda), берег которого тянется на 300 легуа и на котором находится величайшее поселение под господством сказанного герцога». Очевидно, что под герцогом Московии понимается великий князь Иван III, который в 1493 году принял титул «государь всея Руси»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку португальское легуа — это около пяти километров, получается, что берег новой земли тянется минимум на 1500 километров. Под это описание не подходит ни Шпицберген, ни Исландия. Остаётся одно: под названием Grulanda Мюнцер понимает Гренландию — то есть берег Американского континента."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поморы ходили к Гренладии до XV века"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В том, что русские ходят к Гренландии, не сомневался датский король Фредерик II, который в 1576 году писал богатому штатгальтеру Людвику Мунку, что русский кормщик Павел Никитич знает дорогу из Мальмуса (русский город Кола) в Гренландию и может показать её за вознаграждение. Экспедиция датчан к Гренландии действительно была снаряжена через три года, но не смогла достичь цели из-за льдов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не сомневался в успехах русских и австрийский дворянин Сигизмунд Герберштейн: в «Записках о Московии» он указывал, что ещё в 1496 году русский толмач Истома Григорьев говорил ему, что на западе, за морем, есть земля, которой владеют новгородцы. Разговор этот состоялся в Копенгагене, куда Истома пришёл на коче (судно) северным путём — в обход Скандинавии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Знали поморы и Шпицберген, который был официально открыт в 1596 году. Советский историк Анатолий Фрумкин в книге «История открытия Шпицбергена» приводил свидетельство крестьянина Антона Старостина, который уверял, что его деды знали Шпицберген (Грумант) ещё до основания Соловецкого монастыря в 1435 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подтверждает успехи русских и карта Герарда Меркатора 1569 года, на которой севернее Скандинавии есть острова под названием Святые Русские. Правда, зачастую Святыми Русскими островами называют Грумант. Грумант же- видимо, от Пылающий остров. Уголь там залегает у поверхности, и видимо отсюда пошли истории про Горюч-Камень."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "шитик4.jpg", "filesize": 112664, "height": 453, "pic_id": 452350, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/01/%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA4.jpeg", "width": 604}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ходили же поморы на шитых кораблях, шитиках. Шитик — небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10 м, ширина до 4 м."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шитик - парусно-гребное судно поморов. Использовалось в XI-XV вв. Имело длину 12-15 м., ширину 3-4 м., грузоподъемность 15-24 т. Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль. Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме - кубрик для команды. В XIII веке шитик был наиболее распространен как транспортное судно поморов. Так, среди прочего, имеются документальные сведения о том, что практически все, даже крупные морские суда новгородцев, северных поморов, саамов, карелов и других народов на протяжении многих веков не имели металлического крепежа — никаких гвоздей, заклепок, скреп и тому подобного не использовалось."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Преобладающая технология скрепления досок обшивки между собой напоминала сшивание ткани ниткой — причем в качестве «нитки» чаще всего использовалась так называемая вица — либо длинный гибкий корень, либо побег некоторых пород дерева, завитый особым образом для придания ему гибкости. …"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В период своего расцвета в XVI–XVII вв. технология шитья в судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, шитые кочи достигали 100 т водоизмещения и регулярно ходили из Колы (близ современного Мурманска) до Шпицбергена, который тогда имел русское название Грумант. В XVII в. кочами обслуживался важный торговый путь — «мангазейский ход» — из Архангельска и Холмогор в город-колонию Мангазея, основанную поморскими купцами в Обской губе вблизи устья реки Таз."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть, как видно, и речи нет заимствования поморами скандинавских технологий-корабли были шитые, что и сейчас находит отзвук в русском языке- «Обшивка», «Шить доску». таким образом, нет и речи о каком либо влиянии так называемых викингов в Русском Поморье- поморы использовали технологии трехтысячелетней давности, неизвестные ни грекам, ни римлянам, ни скандинавам. Судя по находкам, все корабли скандинавы собраны на заклепках, а поморские-сшиты. Таким образом, все измышления в главном аспекте- о культуррегерской деятельности скандинавов разбиваются в пыль в самом главном-кораблестроении, которое различно у скандинавов и поморов от слова совсем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Источники:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История отечественного судостроения IX-XIX вв. В пяти томах. Том I: И. В. Богатырев, Г. А. Вахарловский, П. А. Кротов, А. Г. Сацкий. -СПб.: Судостроение, 1994. -472 с.; ил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Йоахим фон Фиркс. "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "http://www.norway-live.ru/library/suda-vikingov.html"}, "string": "Суда викингов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " / Пер. с нем. А. А. Чебана. — Л.: Судостроение, 1982. — 104 с. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3420, 3420]}
Комментарии 8