29 янв 2023 · 09:04    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Русь489.jpg", "filesize": 244957, "height": 707, "pic_id": 392823, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/27/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C489.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возможно, восприятие половцев как народа, которому чужды христианские воззрения на мир и морально-этические нормы, усвоенные Русью, и в этом смысле народа «беззаконного», позволяло совершать в отношении «поганых» жестокие и коварные поступки. Хотя нельзя сказать, что в летописных повествованиях русские идут на них без всяких колебаний."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1095 г. хан Кытан вместе с ханом Итларем прибыл к Переяславлю на встречу с Владимиром Мономахом для заключения мирного договора. Сначала Мономах склонялся к миру и в заложники дал хану Кытану, разбившему со своим отрядом лагерь у городских валов, своего сына Святослава."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прибывшие в город дружинники Славята и Ратибор уговоривают князя убить послов. Владимир Мономах не сразу решается на убийство Кытана и Итларя. Он напоминает советникам, что пребывает с этими половцами в мире. Его убеждают, напоминая, что сами половцы нарушали мир неоднократно. Можно было бы увидеть в этом обычное для летописей оправдание сомнительных (или откровенно дурных), с точки зрения христианской этики, поступков правителей тем, что последние поддались убеждениям советников. Однако, похоже, здесь случай иной: и поступки Мономаха, и его литературное наследие представляют его как человека совестливого, для которого нравственная сторона жизни была весьма значимой. Кроме того, сомнения его могли быть связаны и с тем, что его малолетний сын Святослав находился в заложниках у Кытана. И тем не менее, пришедшие по поводу мира половцы были перебиты в результате детально продуманной двойной операции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Владимир Мономах направил ночью к лагерю Кытана дружинников и отряд торков. Те выкрали маленького Святослава, убили хана Кытана и всю его дружину. Убив в городе наутро хана Итларя, Владимир Мономах и великий киевский князь Святополк Изяславич пошли в Степь и разгромили вежи доверившихся им половцев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Известно, что для русских князей это было не единственно возможным вариантом поведения. Олег Святославич, дав согласие идти с Владимиром и Святополком на оставшихся без правителей и военной элиты половцев, не пошел с ними «в путь един», а на требование выдать либо убить находившегося у него сына Итларя ответил отказом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своих «Путях и ловах» Владимир Мономах бесстрастно перечисляет иссеченных и брошенных в реку половецких “князей” и “кметей молодых”, которые были взяты в плен. Однако до этого он говорит о лепших князьях половецких, освобожденных им от оков:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных кметей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двух сот лучших мужей.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очевидно, для этого времени убийство пленных половцев не было правилом или неким принципом, участь их решалась в зависимости от различных обстоятельств. Характерен в этом смысле рассказ ПВЛ об убийстве хана Белдюзя, захваченного в плен после битвы 1103 г. Половецкий вождь просит сохранить ему жизнь и сулит богатый выкуп: золото, серебро, коней и скот. Святополк же посылает его к Владимиру Мономаху, последний произносит гневную речь, обвиняя хана в нарушении мира, причем не только им самим, но и его сыновьями и всем «родом его». Лишь после этого князь велит его убить, и Белдюзя рассекли «на оуды». По-видимому, за обвинительными словами Мономаха стояли реальные факты. Возможно, имелись в виду какие-то конкретные нарушения со стороны половцев мира, либо Владимир Мономах был какое-то время в союзе с кем-то из рода этого хана и столкнулся с вероломством союзника."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть закономерная неоднозначность и в трактовке летописцем ситуации при описании столкновения у Переяславля с половцами Святополка Изяславича и Владимира Мономаха (1096 г.). Уже с самого начала летописец подчеркивает, что Тугоркан, пришедший к Переяславлю, — тесть Святополку, а в конце рассказывает о том, что Святополк разыскал тело Тугоркана «и взяша и Святополк, акы тестя своего и врага, [и] привезше и к Кыеву, погребоша и на Берестовем, межю путем идущим на Берестово и другымь в манастырь идуще», видимо, по половецкому обычаю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В рассказах о борьбе с половцами Михалки Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, говорится о некоторой рефлексии «наших» относительно участи захваченных в плен половецких «сторожей», которые дали ценные сведения о размере и передвижении основных войск. Прежде чем сообщить, что русские воины решаются на убийство всех пленных, летописец счел необходимым привести их размышления и аргументы:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Иже дам сим живот, а Половець много есть назади, а нас есть мало, иже с ними начнем биться, то эти нам будут первые вороги. И избиша их всех, не оупустивше ни мужа» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, такого рода рефлексии русская военная элита была подвержена далеко не всегда. Изяслав Мстиславич в 1149 г., захватив «дикого половца» из числа союзников Юрия Долгорукого и узнав от него нужные сведения, тут же велит его убить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конявская Е. Л. Половцы в ранних летописях: оценки и интерпретации летописцев. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3, 3]}
Комментарии 1