12 мар 2023 · 09:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Рус книга.jpg", "filesize": 2110223, "height": 1082, "pic_id": 458085, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/04/%D0%A0%D1%83%D1%81_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0.jpeg", "width": 2300}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Термин «гость» известен в буквальном смысле с первого дня существования Русского государства со столицей в Киеве. Впервые «гости великих князей» Олега и Игоря, идущие в Греки, упоминаются в самом начале X века."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вспомним, что это напрямую соотносится с более поздними упоминаниями гостей как представителей «великого князя» или других владетелей (и эта конкретизация, на наш взгляд, является существенной) Характерно, что новгородская летописная традиция называет «гостей» «подугорскими» или «подюгорскими» — в том числе и Новгородская IV летопись, наиболее зависимая от Повести временных лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже если рассматривать эту деталь как позднее привнесение новгородцами понятных им реалий, нельзя не отметить постулируемую сообщением связь деятельности летописных «гостей» с югорскими походами новгородских данщиков. «Гости» являются активными субъектами русско-византийского договора 944 г., где мы впервые сталкиваемся с упоминанием купца (возможно, человека с прозвищем «Купец» или же купцов как группы переговорщиков)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вариант прочтения и понимания этого слова зависит в основном от мнения публикатора летописи. В большинстве случаев исследователи согласны с тем, что купец в данном сообщении является синонимом «гостя» В дальнейшем в числе участников переговоров упоминаются только «слы» и «гостии». Текст подчеркивает, что «гости» — не новое явление в русско-византийских отношениях. Некоторые русы, прибывающие в Византию, неправомерно именуют себя «гостями», поэтому византийцы требуют заменить безличные верительные знаки послов и гостей княжескими грамотами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот пункт договора является свидетельством посещения Византии некоторыми торгующими людьми из Русской земли, отличными от «гостей». «Гости», хотя и стоят ниже послов по своему статусу, участвуют в переговорах и занесены в договор, являясь, таким образом, гарантами его соблюдения. Крайне важным представляется и то, что «гости», как и «слы», а также их сопровождающие, имеют право на «месячину» — государственное содержание от императора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В следующий раз «гости» упоминаются в довольно своеобразном контексте — «гостями добрыми» именует Ольга участников древлянского посольства. Здесь, если мы не склонны признать, что слово «гость» употребляется в практически современном значении и что эпитет «добрые» является выражением сарказма обдумывающей месть княгини, мы снова видим выполнение «гостями» дипломатической функции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следующим этапом, косвенно связанным с «гостями», является установление (или оптимизация) Ольгой системы погостов на Древнерусской территории. Большинство исследователей не отрицает связи терминов «погост» и «гость» и, таким образом, признаёт «гостей» активными участниками сбора да ней на территории Древнерусского государства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, уже на начальном этапе существования термина «гость» мы обнаруживаем, что в компетенции этой социальной категории находится не только торговля с заграницей, но и дипломатическая служба (на уровне заключения межгосударственных соглашений!), сбор даней и оброков, выполнение ординарных княжеских поручений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мы показали, что эти же самые функции присущи «гостиному чину» на протяжении всего периода его существования. Регулярное выполнение всех упомининавшихся обязанностей «гостя» трудно совмещается с деятельностью богатого купца- «частника», лично планирующего объёмы, направления и сроки своей торговли. Равно плохо соотносятся эти функции с образом «воина-торговца», ведущего полуразбойничий образ жизни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В заключительной части статьи мы попытаемся выделить момент, лежащий в истоках русской исторической традиции, упорно использующей термины «гость» и «купец» как синонимы. Мы полагаем, что первоначальная неточность связана с переводом текста описания приёма «архонтиссы россов Эльги» из книги Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора», где в составе посольства присутствуют послы и купцы архонтов Росии. Вполне логично предполагается, что переводчики договора 944 г Использовали термин «гость» для перевода соответствующего византийского термина и, должно быть, он являлся обозначением именно «купца». Однако в реальности мы видим несколько иную картину."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку в традиционно используемом русском переводе текста «О церемониях...» фигурируют купцы, было бы резонно ожидать в греческом тексте использования термина «эмпор» (ἔμπορος). Однако в подлиннике применён другой термин — прагматевт (πραγματευτής). Разница между понятиями значительна. Если эмпор — это самостоятельно действующий крупный торговец, то прагматевт представляет собой «агента, управляющего делами, уполномоченного, поверенного», служащего состоятельным частным лицам, в том числе и самому императору. Есть указания, что прагматевт имел доход от совершаемых с его помощью сделок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Устойчивость ошибки закреплена еще и традиционно используемым в русской традиции переводом термина πραγματευτής как «торговец». Терминологическая ошибка закреплялась некорректной работой с переводом источников, когда восприятие синонимичности пары «гость — купец» приводило к искажению смыслового наполнения текста."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подводя итоги, мы можем утверждать (с учетом всей совокупности информации), что «гости» русских источников не являлись специализированными торговцами (хотя и могли вербоваться из их числа), а представляли собой часть княжеского административного аппарата, ответственную на начальном этапе в первую очередь за сбор и монетизацию даней. В дальнейшем функции их расширились, включив в себя выполнение ординарных дипломатических поручений, например, регулярных дипломатических поездок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вероятно, с самого начала в привилегии гостей входило право включать свои товары в число княжеских (необлагаемых пошлинами или облагаемых по облегчённому тарифу), что повышало их заинтересованность в выполнении поручения. Это привело к сближению интересов «гостей» и всех прочих торговых людей. Однако гости продолжали оставаться агентами государства и, возможно, частных лиц высокого ранга до момента сложения единого Русского государства, когда и произошло превращение гостей в категорию высших фискальных служащих."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Предлагаемое нами понимание термина «гость» позволяет, на наш взгляд, объяснить многие «неувязки» в летописных сообщениях. Так, присутствие «гостей» зимою 1240 года в районе Тёсова и Сабли хорошо объясняется периодом традиционного сбора даней и оброков, приуроченным к поздней осени. Объяснимыми становятся появление гостей великого князя в двинской земле, параллельное упоминание гостей и купцов как разных категорий или групп, разделение «купецкого и гостебного» дел, наличие в источниках ладожских, деревских, бежецких и пр. гостей, высокий статус гостей в период укрепления государственных структур и снижение его в период приватизации государственных функций."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несомненно, предложенная автором гипотеза может быть подвергнута корректировке, требует расширения корпуса использованных источников по данной проблеме и уточнения некоторых особенностей функционирования института гостей на разных территориях и разных этапах"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С. А. Салмин. «Гости» в социальной системе древнерусского государства: государственные служащие\" "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 8