3
Резные изображения по дереву из Педжикента. параллели с русским искусством резьбы по дереву | Паблико
202 подписчики

Резные изображения по дереву из Педжикента. параллели с русским искусством резьбы по дереву


27 дек 2022 · 06:03    



согд дер 789.jpg 231.31 KB


Пенджикентская археологическая экспедиция – одна из старейших экспедиций Эрмитажа, археологи которой на протяжении 70 сезонов продолжают исследовать городище Древнего Пенджикента V – VIII вв.

Пенджикент наиболее известен настенными росписями из храмов, дворца и гостевых залов домов богатых горожан. Их можно увидеть в Эрмитаже, музеях Таджикистана, они обязательно упоминаются в трудах по истории древнего и средневекового искусства. Каждый год археологи находят новые росписи.

Слева-женское божество с грифоном, справа женское божество в индуистской позе с пальметтой на голове, в правой руке птица (феникс) а в левой-жезл Силы.

Более редкой категорией находок является резное дерево Пенджикента. Как и в росписях, в деревянном декоре представлены рельефные изображения людей, богов, животных, сцены охоты, причудливый растительный орнамент, кариатиды.

Резьба, вероятно, расписная, покрывала деревянные конструкции парадных залов зданий города. Но в условиях Пенджикента она сохранялась только в особой ситуации: если в помещении случался пожар, дерево прогорало без доступа кислорода и превращалось в древесный уголь.

Большинство находок обгоревшего резного дерева Пенджикента происходит из слоев, связанных с поджогом части города мусульманскими отрядами в 722 г. Сгоревшие кварталы и храм были исследованы экспедицией в первые десятилетия раскопок, поэтому в последующие годы такого рода материалов было очень мало. Последний солидный образец – изображение юного бога на павлине, Сканды-Картикея, открытое в 1982 г. и экспонирующееся ныне в Эрмитаже.

Реконструкция найденных фрагметов и их прорисовка. Все изображения окружены контуром, включающий орнаментированный узор, напоминающий русскую резьбу по дереву. Наиболее важны№4- ЦАРЬ в четырех частной короне гуннского типа, и царь на колеснице №8 так же в четырехчастной гуннской короне.



ямал89087.png 718.73 KB


Блюдо со сценой вознесения Александра Македонского, надпись на греческом «Александр Базилевс» Колесницу несут Грифоны.



Грифон старая Рязань1.jpg 27.86 KB


рельеф Старая Рязань сюжет идентичный фрагменту 8



грифон александр4.jpg 104.44 KB




грифон Александр6.jpg 31.54 KB


Как видно, ситль изображений рельефов по дереву, сюжеты, близок с исполнением и общим стилем Дитриевского Собора. И это вполне объяснимо, ведь это также принадлежало к общей индоевропейской культуре. и очевидно, переданной через посредство гуннов-эфталитов. 



согд дер 789.jpg 231.31 KB


Пенджикентская археологическая экспедиция – одна из старейших экспедиций Эрмитажа, археологи которой на протяжении 70 сезонов продолжают исследовать городище Древнего Пенджикента V – VIII вв.

Пенджикент наиболее известен настенными росписями из храмов, дворца и гостевых залов домов богатых горожан. Их можно увидеть в Эрмитаже, музеях Таджикистана, они обязательно упоминаются в трудах по истории древнего и средневекового искусства. Каждый год археологи находят новые росписи.

Слева-женское божество с грифоном, справа женское божество в индуистской позе с пальметтой на голове, в правой руке птица (феникс) а в левой-жезл Силы.

Более редкой категорией находок является резное дерево Пенджикента. Как и в росписях, в деревянном декоре представлены рельефные изображения людей, богов, животных, сцены охоты, причудливый растительный орнамент, кариатиды.

Резьба, вероятно, расписная, покрывала деревянные конструкции парадных залов зданий города. Но в условиях Пенджикента она сохранялась только в особой ситуации: если в помещении случался пожар, дерево прогорало без доступа кислорода и превращалось в древесный уголь.

Большинство находок обгоревшего резного дерева Пенджикента происходит из слоев, связанных с поджогом части города мусульманскими отрядами в 722 г. Сгоревшие кварталы и храм были исследованы экспедицией в первые десятилетия раскопок, поэтому в последующие годы такого рода материалов было очень мало. Последний солидный образец – изображение юного бога на павлине, Сканды-Картикея, открытое в 1982 г. и экспонирующееся ныне в Эрмитаже.

Реконструкция найденных фрагметов и их прорисовка. Все изображения окружены контуром, включающий орнаментированный узор, напоминающий русскую резьбу по дереву. Наиболее важны№4- ЦАРЬ в четырех частной короне гуннского типа, и царь на колеснице №8 так же в четырехчастной гуннской короне.



ямал89087.png 718.73 KB


Блюдо со сценой вознесения Александра Македонского, надпись на греческом «Александр Базилевс» Колесницу несут Грифоны.



Грифон старая Рязань1.jpg 27.86 KB


рельеф Старая Рязань сюжет идентичный фрагменту 8



грифон александр4.jpg 104.44 KB




грифон Александр6.jpg 31.54 KB


Как видно, ситль изображений рельефов по дереву, сюжеты, близок с исполнением и общим стилем Дитриевского Собора. И это вполне объяснимо, ведь это также принадлежало к общей индоевропейской культуре. и очевидно, переданной через посредство гуннов-эфталитов. 

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ