23 фев 2023 · 07:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга кол234.jpeg", "filesize": 490367, "height": 776, "pic_id": 434443, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB234.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поп Упырь Лихой это не персонаж антиклерикальных пасквилей, он сам так подписывался. Еще точнее, подписывался он по-древнерусски: «Аз поп Оупирь Лихыи». Очевидно, таково было его мирское имя вместе с прозвищем. Жил Упырь в Новгороде в XI в. и был не только священником, но и переписчиком библейских книг."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1047 году он переписал пророческие книги Ветхого Завета с толкованиями Феодорита Кирского. Работа продолжалась семь месяцев (с 14 мая по 19 декабря). Упырь Лихой работал в Новгороде по заказу новгородского князя Владимира Ярославича — сына великого князя Киевского Ярослава Мудрого в то время, когда строился Софийский собор и, возможно, книга предназначалась для церковной библиотеки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сама рукопись 1047 года не сохранилась; до нас дошло 9 поздних (XV—XVI вв.) списков, где была скопирована и древняя приписка Упыря Лихого. Это древнейшая (не по сохранности рукописи, а по дате создания текста) датированная запись на древнерусских книгах:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Слава тебе ги црю нбсныи. Яко сподоби мя написати книгы си ис коуриловице, кнзю влодимиру новегороде княжащю. Сынови Ярославлю болшему. Почахъ же е писати в лето 6555, мсца мая, 14, а кончах тогоже лета мсца декабря, въ 19. Азъ попъ Оупирь Лихыи.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Упырь Лихой – представитель второго или третьего поколений древнерусских христиан. Не только в его время, но и много позднее старые мирские имена употреблялись чаще, чем христианские, и даже духовные лица пользовались ими вполне свободно. Прозвище Упирь долго бытовало на севере Руси. Известны крестьяне Макарий Упирь (1495 г., Новгород) и Упирев Тараско Кузмин (1582 г., Северная Двина). Возможно, страшные имена вроде Упыря давали детям как оберег, чтобы отпугнуть от них нечистую силу, защитить от колдовства, сглаза, порчи, смерти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Упырь Лихой начал послесловие благодарением Богу, который помог ему «написати книги си ис кириловицѣ». Это сообщение – самая ранняя письменная фиксация названия славянской азбуки. Термин кирилловица (кириллица) не мог появиться при жизни Константина Философа, изобретателя глаголицы. Константин получил имя Кирилл при монашеском постриге незадолго перед смертью 14 февраля 869 г. в Риме. Каким же было первоначальное значение этого термина?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Точное значение слов «ис коуриловицѣ» является предметом долгой дискуссии. Большинство исследователей полагают, что Упырь Лихой переписывал «Толковых пророков» с глаголического оригинала. Словацкий учёный П. Й. Шафарик считал, что Упырь Лихой переписал кирилловскими буквами южнославянский глаголический оригинал и по невнимательности перенёс в свой текст отдельные глаголические буквы и слова. При этом поп Упырь называл глаголицу кирилловицей, то есть её исконным именем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторую славянскую азбуку создали ученики Константина и Мефодия в восточной Болгарии при царе Симеоне (893–927 гг.) по образцу греческого крупного письма (унциала). Со временем она вытеснила глаголицу у православных славян и унаследовала её название кирилловица (кириллица), которое сохраняется за ней до сих пор. Но, конечно, в Болгарском царстве пользовались греческой азбукой без устроения, о чем говорят многочисленные надписи. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 4