13 сен 2023 · 04:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Греция афродит 234.jpg", "filesize": 41065, "height": 281, "pic_id": 693228, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/08/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82_234.jpeg", "width": 320}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С одной стороны — «принадлежащие земле», chthonioi, с другой — «небесные» боги; вошло в обиход противопоставление «олимпийского» «хтоническому»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для богов складывали из камней высокий алтарь, мертвым же подобал очаг вровень с землей, eschara, или яма, bothros, указывающая «вглубь», под землю. Во время жертвоприношения богам жертвенному животному запрокидывали голову назад, так что, когда перерезали горло, оно было обращено вверх — при заклании животного для подземных богов, кровь текла сразу в bothros."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "греция медея1.jpg", "filesize": 149206, "height": 654, "pic_id": 693229, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/08/%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F1.jpeg", "width": 966}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для такой жертвы лучше всего подходили вечер и ночь, тогда как праздник в честь бога начинался с восходом солнца. Храм богов, naos, возвышался на тройном цоколе, семейные же святилища, напротив, сосредотачивались в «священном доме», oikos, мистерии также устраивались в «доме»; жертвенная яма, кроме того, могла принимать вид круглого в плане здания, tholos. Для жертвы, приносимой богам, использовался глагол «освящать», hiereuein, и особенно — «воскурять», thyein: ведь дым от сжигаемого жира поднимается к небесам; при жертвоприношении в честь мертвых — «посвящать», «табуировать», enagizein, или «зарезать и бросить» в огонь, entemnein. Небесным богам жертвовали белых, подземным — черных коров и овец. Возлияния для подземных богов назывались «choai», в то время как небесным богам совершали spondai."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "греция каллимах афродита.jpg", "filesize": 97142, "height": 1108, "pic_id": 693230, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/08/%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%85_%D0%B0%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0.jpeg", "width": 640}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Принадлежащие земле» — не обязательно мертвые; были также хтонические боги. Говорят о них, впрочем, неохотно и в большинстве случаев — только намеками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Внушаемый ими страх гибели — лишь одна из сторон «хтонического». Со времен возникновения земледелия людям было известно, что пропитание, а с ним — «жизнь», произрастают из глубины земли: «злак исходит от мертвых». Вот почему Аид одновременно — «Плутон», хранитель и податель щедрого дара, зерна; Деметра, мать злаков, в особом смысле — «Chthonia», укрывающая в себе также и мертвых. В Гермионе праздник Деметры назывался просто «chthonia»; Павсаний описывает шествие и жертвоприношение коровы в запертом храме, он особо обращает внимание на траурный характере венков из цветов на головах детей, идущих в процессии, намекая на тайные обряды, совершавшиеся в древнем каменном круге. В мистериях богиня-подательница зерна помогала людям освободиться от страха перед смертью. Таинство мистерий окружало также «хтонического Диониса», сына Персефоны. Затем, «хтонической» звалась Геката, богиня полуночного колдовства, которая кроме того имела доступ в подземное царство1, и конечно, Гермес, проводник душ, который тоже пересекал границу, отделяющую мир живых от мира мертвых. Однако, чаще всего встречается имя «хтонического Зевса» — отцу и повелителю небес, таким образом, противостоял его подземный двойник. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "греция античность саркофаг.jpg", "filesize": 91937, "height": 375, "pic_id": 693231, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/08/%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%B3.jpeg", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Другой Зевс», «Зевс мертвых», могло быть просто вторым, знаковым именем Аида; однако, именно с ним связывали рост растений: сеятель молился «подземному Зевсу и чистой Деметре», «для плодов» приносилась жертва «хтоническому Зевсу и хтонической Земле». Бог, оракул которого находился в Левадии, позволявший «спускавшимся» к нему приобщиться к страшному знанию, назывался «Кормильцем», Зевсом Трефонием или Трофонием. Наконец, распространено было почитание подземного Зевса, которого призывали как «Милостивого», Meilichios, Milichios. В Афинах в его честь устраивался «величайший» праздник из посвященных Зевсу, Диасии, а в Селинунте семьи учреждали «своих» Милихиев и чтили их. В Аргосе его статуя была поставлена в знак искупления после кровопролитной гражданской войны. Зевса Милихия изображали или в виде патриархальной фигуры, сидящей на троне, или просто в виде змеи; патриархальный образ выражал примирение с мертвыми, так же как его имя передает «смягчающее» действие возлияний."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В почитании «хтонических» сил, безусловно, очень много древнего."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература: В. Буркерт «Греческая религия и архаика» "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3762, 3762]}
Комментарии 22