01 сен 2023 · 04:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "дионис голова3.jpg", "filesize": 305071, "height": 960, "pic_id": 677904, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/23/%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B03.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В описании плюща у Плиния характерно указание на его употребление во фракийском культе Диониса, — плющем увивали фракийцы тирсы, шлемы и щиты бога (следовательно, это был столько же аттрибут Сабазия, сколько фракийского Арея), — а также указание на принадлежность растения местам влажным и обильным змеями. Характерно и мнение о связи плюща с пчелами, которые будто бы сбирают мед с его цвета. Пчела, как видно из мифа об Аристее, приводится в близкое отношение к божеству Диониса. Она посредствует между миром загробным и миром живых и, зарождаясь, по преданию, из тления, знаменует возрождение отшедших."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Группа символов: плющ, змея, пчела, — к ним должно причислить еще сосну или ель (elatê), исконное дерево Вакха, ветви которого в руках мистов назывались bakchoi, дуб (откуда Дионис Dryophoros в Филиппах, Prinophoros в Фессалониках), наконец, вечно зеленый тис (smilax) — составляет изначальное культовое отличие фракийского оргиазма и оргиазма женского одноприродного с фракийским; в этом диком оргиазме скалистых высот и болотистых низин Дионис сочетается с Артемидой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Охотничье копье, увитое плющем или хвоей, есть тирс). Удивительно, без сомнения, что это священное орудие, оружие и как-бы чудотворная хоругвь вакхов, этот жезл ветвь-копье-светоч. очевидно, общевразумительно. И когда Геродот называет одно фракийское племя „Агафирсами“, он уверен, что слушатели или читатели поймут имя в нужном смысле, как о значении рода некиих тирсоносцев, „сильных тирсами“ или „сильных Тирсов“."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перенесение имени на свадебные венки также свидетельствует о давности его усвоения эллинами. Предложенное недавно сближение thyrsos с thyias и вакхическим thyô (срв. boëôi podi thyôn) нам кажется близким греческому чувствованию слова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Более того: мы склонны видеть в thyrsos наименование самого Диониса. Agathyrsoi и родственные имена, племенные, как Thyssagetai, и личные, как Idanthyrsos, вероятно, произошли от бога, родового эпонима (как и „сабы“ и „бассары“), и значат опять только: „вакхи“. Дионис — „лоза“ (klêmatis), „столп“ (stylos), „светоч“ (pyr еuіоn): он же и „тирс“. Отсюда разнообразие в конкретном применении термина: раскидистая ветвь, и копье с шишкою пинии на острие, и смоляной факел, и полая трость, (narthêx); отсюда же и приписание тирсу чудотворного могущества. Итак, „много несущих Диониса в руках, но мало несущих его в сердце“ — вот смысл знаменитого стиха о множестве „тирсоносцев“ и редких „вакхах“). „Тирс“ — „изступленный“ (thyrsos — thyôn). Метафора Hâides euthyrsos в „Вакханках“ Эврипида (1156), что значит: смерть от тирсов — есть символ самого Диониса: он Аид цветущий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Дионис и прадионисийство» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вячеслав Иванович Иванов 1923 г. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2617, 2617]}
Комментарии 50