16 дек 2022 · 15:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "скифы чаша надпись1.jpg", "filesize": 22630, "height": 253, "pic_id": 315673, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/16/%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%84%D1%8B_%D1%87%D0%B0%D1%88%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C1.jpeg", "width": 597}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Достоверным доказательством наличия письменности у скифов является иссыкское письмо — общее название для ряда недешифрованных надписей, найденных на Памире и Тянь-Шане."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наиболее известный памятник данного письма — горизонтальная надпись на внешней стороне сакской серебряной чаши из кургана Иссык (Казахстанв 50 км от Алма-Аты), в котором был захоронен «золотой человек». Надпись состоит из 26 знаков, внешне напоминающих орхоно-енисейскую письменность (по другой гипотезе — письмо кхароштхи). Чаша датируется V в. до н. э. Некоторыми исследователями признаётся вероятность того, что потомком этого письма является более позднее (VI—VIII вв. н. э.) классическое орхоно-енисейское, то есть налицо преемственность культуры Обско-Енисейского региона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "скифы чаша надпись12.jpg", "filesize": 22902, "height": 345, "pic_id": 315674, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/16/%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%84%D1%8B_%D1%87%D0%B0%D1%88%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C12.jpeg", "width": 350}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "прорисовка надписи на чаше"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Та же письменность предположительно была представлена в трёхъязычной надписи [трилингве] из Дешт-и-Навур (en: Dasht-e Nawar, центральный Афганистан) I в. н. э. — на пракритеписьмом кхароштхи, на бактрийском языке греческим алфавитом, а также иссыкским письмом (которое Лившиц В. А. идентифицировал как сакское). Дашти-Навурская (Dasht-e Nāwar) трилингва, в том числе версия написанная иссыкским письмом, содержит сообщение о походе кушанского царя Вимы Кадфиза, которого считают отцом Канишки, в район Кундуза (Андезо) и разгром его войсками народа saina (соколы), упоминаемого в Авесте. То есть говорится о племени саков, назаваемых и саянами, и вероятно, название гор-Саяны пошло от них. В России прживал народ саян-сеян, часть севрюков в Курской области. В настоящее время надпись утрачена. Отдельные знаки иссыкского письма представлены на многочисленных надписях на обломках глиняной посуды и камня из Южного Узбекистана, Южного Таджикистана и Северного Афганистана, которые оставлены кушанами и гуннами эфталитами и датируются примерно I—VI вв. н. э."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Золото́й челове́к» ("}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA"}, "string": "."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Алтын Адам) — условное название археологической находки, сделанной в 1969—1970гг в 53, 5 километрах от Алма-Aты в результате раскопок кургана Иссык на берегу реки Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров. Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде. В захоронении была найдена серебряная чаша с 26 письменными знаками рунической письменности. Находка датируется VI—V веком до н. э, надпись на чаше до сих пор не расшифрована.. По антропологическому определению О. И. Исмагулова, захороненная в кургане Иссык имеет характерный для семиреченских саков европеоидный облик с примесью монголоидных черт, возраст ее 16-18 лет. Так что это скорее была девушка (наличие зеркала говорит само за себя). В связи с последующей потерей костных останков отсутствует возможность провести реконструкцию внешности или сделать хромосомный анализ. Форма одежды и способ захоронения позволяют предположить, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи, хотя скорее, учитывая наличие охры в сумке, это была ведунья. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1833, 1833]}
Комментарии 0