17 дек 2022 · 08:04    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "хенгист.jpg", "filesize": 579314, "height": 731, "pic_id": 312907, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/%D1%85%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82.jpeg", "width": 955}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«В год от воплощения Господа 449-й… народ англов, или саксов, приглашенный Вортигерном, приплыл в Британию на трех кораблях и получил место для поселения в восточной части острова, будто бы собираясь защищать страну, хотя их истинным намерением было завоевать ее… Говорят, что первыми их предводителями были два брата, Хенгист и Хорса; Хорса позднее был убит в сражении с бриттами, и в восточной части Кента до сих пор стоит монумент с его именем», — так рассказывает прославленный историк, ученый и писатель VIII в. Беда Достопочтенный о начальной странице истории англо-саксонской Англии. Ни он сам, ни другие хронисты, использовавшие ту же традицию, не сомневались в ее достоверности. Да и современные историки не склонны отвергать ее полностью, тем более что и археологические, и другие материалы подтверждают появление германцев на Британских островах примерно в это время. И все же…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если вспомнить, что и Русская земля пошла, по свидетельству летописца, от призванных из-за моря трех братьев, Рюрика, Синеуса и Трувора, и Польское государство было «создано» призванным на правление Краком, а в англо-саксонской эпической поэме «Беовульф», как и в скандинавской саге о датских конунгах («Сага о Скьёльдунгах»), повествуется о приплывшем из заморья основателе датской (на о. Зеландия с центром в Лайре) королевской династии Скильде Скевинге (в скандинавской традиции — Скьёльд), то это сообщение предстает в несколько ином свете. Легенда о призвании первых правителей открывает «историческое» существование многих европейских народов. В ней смыкается эпическое и историческое прошлое, но она же знаменует и начало собственно исторического времени."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, следует вспомнить, перевод слова Horse. Лошадь. А... Герой? Нет, дело в другом, и нужно вспомнить герб Саксонии- Белая Лошадь (как виски)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вообще, Священный конь- частая тема мифов индоевропейцев. Известен священный конь Святовита, дававший пророчества в храме на Арконе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если вспомнить, что и Русская земля пошла, по свидетельству летописца, от призванных из-за моря трех братьев, Рюрика, Синеуса и Трувора, и Польское государство было «создано» призванным на правление Краком, а в англо-саксонской эпической поэме «Беовульф», как и в скандинавской саге о датских конунгах («Сага о Скьёльдунгах»), повествуется о приплывшем из заморья основателе датской (на о. Зеландия с центром в Лайре) королевской династии Скильде Скевинге (в скандинавской традиции — Скьёльд), то это сообщение предстает в несколько ином свете. Легенда о призвании первых правителей открывает «историческое» существование многих европейских народов. В ней смыкается эпическое и историческое прошлое, но она же знаменует и начало собственно исторического времени."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Северогерманские племена англов и ютов, обитавшие на юге Ютландского полуострова, и саксов из Северной Германии начали переселяться на Британские острова в середине V в. До этого времени, с I в. н. э., южная и центральная части Британии, населенной кельтскими племенами (бриттами и скоттами), была римской провинцией. Римские легионеры основали здесь укрепленные поселения, остатки которых сохранились в некоторых местах и до сих пор, так же как и названия на -честер и -кастер (от лат. castrum «укрепленный лагерь») выросших затем городов. Они построили разветвленную сеть дорог, связывающих укрепленные пункты; наконец, создали несколько мощных оборонительных линий, протянувшихся на несколько десятков километров, которые должны были охранять «римскую Британию» от пиктов и скоттов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале V в. гибнущий под ударами остготов Рим вынужден был отозвать остатки своих войск из Британии. В 409 г. в ответ на призыв бриттских вождей оказать им помощь против наступления пиктов император Гонорий посоветовал им защищаться самим, насколько это удастся. Судя по развернувшимся далее событиям, реконструируемым из разрозненных крупиц информации в более поздних источниках, бритты не слишком преуспели в этой борьбе. Уже во второй четверти V в. они оказались перед необходимостью искать наемные силы для отражения нападений пиктов и скоттов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О событиях этого времени рассказывают источники различного времени и жанров. Среди них важнейшими являются три: гневное обличение падения христианских нравов, написанное кельтским монахом Гильдасом, «О гибели и покорении Британии» (ок. 548 г.), ученая хроника Беды Достопочтенного «Церковная история англов» (VIII в.) и «Англо-саксонская хроника», которая начала составляться лишь в конце IX в., но в которой, помимо труда Беды, были использованы, видимо, более ранние записи, в частности в пасхальных таблицах. Гильдас, не называя имен и дат, патетически восклицает: «Эти дичайшие, нечестивого имени саксы, Богу и людям мерзкие, были введены, словно волки в овчарню, на остров для сдерживания северных народов. Доселе, как бы то ни было, никогда не совершалось ничего более погибельного и горького. О, глубочайшее затмение чувств!» Историческая информация у Гильдаса крайне скудна: его цель — оплакивание его Британии, погубленной многими прегрешениями его соотечественников, а не последовательное изложение вторжения германцев и борьбы с ними. Но все же Гильдас — современник последнего этапа германского завоевания Англии, — хотя и крайне смутно, подтверждает сообщения более подробных, но более поздних источников."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В целом же вырисовывается достаточно ясная картина англо-саксонского завоевания Британии, уточняемая археологическими данными. Не выдерживая натиска пиктов и скоттов и ведя постоянные междоусобные войны, бритты, а если следовать Беде и другим письменным источникам, вождь одного из бриттских племен или политии по имени Вортигерн, призвал на помощь германцев. В этом Вортигерн последовал установившейся еще в римское время традиции: археологические раскопки на юго-востоке Англии показали, что отдельные — хотя и немногочисленные — поселения и могильники германцев встречаются уже в конце IV в. вдоль дорог и у стен римских городов и укреплений (Йорка, Анкастера и др.). В виде платы за службу наемники получали земли, на которых могли поселиться. Пять последовательных записей в «Англо-саксонской хронике» под 455—473 гг. говорят о начавшемся конфликте между Хенгистом и Вортигерном: видимо, германцы вышли из повиновения и начали действовать уже в собственных интересах, а не в интересах местной знати; об основании Хенгистом королевства в Кенте и о широких военных действиях Хенгиста и его сына Эска (Хорса, согласно этой легенде, погиб в сражении с Вортигерном в 455 г.) против бриттов, которые «бежали от англов, как от огня» (473 г.)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следующая группа сообщений хроники относится к 477—491 гг., когда появляются новые отряды германцев, которых, как кажется, уже никто не приглашал. Они прибывают с семьями, захватывают земли на юго-востоке и востоке страны, основывают поселения и ведут не- прекращающуюся борьбу с кельтским населением. Именно к этому времени относится деятельность легендарного короля Артура, одного из кельтских вождей, оказавшего ожесточенное сопротивление германским находникам. Вплоть до середины VI в. продолжается массовое переселение германцев. Это уже не эпизодические набеги, не дружинная служба и не оседание небольших отрядов, а массовая колонизация южной и средней Англии. Ныне известно более 1500 могильников с 50 000 захоронений англов, ютов и саксов, относящихся ко времени до 600 г. — таков был масштаб этой колонизации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Особую остроту их борьбе с местным населением придавало то, что германцы стремились поселиться в местах с наиболее плодородными почвами, избегая гористых и болотистых территорий. Но именно здесь и жили кельты. Поэтому германцы частично изгоняют местных жителей с освоенных ими земель, частично селятся чересполосно. Археологи находят немало заброшенных, разоренных, преданных огню кельтских поселений, свидетельствующих о разгоревшейся здесь борьбе. Тесня бриттов на запад и север (в Уэльс и Корнуолл), германцы основывали свои селения, иногда использовали остатки римских укреплений (большая же их часть погибла, и жизнь в них не возобновлялась). Поселения германцев к середине VI в. заняли всю южную и среднюю Англию до Хамбера на севере. Все же и в области их основного расселения какая-то часть кельтского населения уцелела: данные аэрофотосъемок говорят о сосуществовании в Сассексе и Йоркшире полей кельтского и германского типов, а в судебниках и повествовательных памятниках упоминаются бритты, правда, как несвободные, находящиеся в зависимости от германцев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кто же были эти «дичайшие саксы» и откуда они пришли? Беда и вслед за ним другие авторы называют три «народа», участвовавших в завоевании Англии: англов, саксов и ютов. Локализация этих германских племен на континенте основывается на сообщениях позднейших историописателей и на данных топонимии и археологии: юты, как считается, обитали на Ютландском полуострове (вопрос о более точном месте их обитания до сих пор остается спорным), англы — на юге Ютландии (область Ангелн), саксы — между низовьями Эльбы и Везера. Видимо, в заселении Англии приняли участие также фризы, населявшие юго-восточное побережье Северного моря, и, возможно, небольшое количество франков. Далее Беда указывает, что англы заселили восточную Англию, саксы — южную, а юты заняли Кент. Однако археологические материалы не подтверждают строгого разграничения областей расселения каждого из племен. По остроумному замечанию английского историка П. Блэра, это сообщение скорее свидетельствует об упорядоченности мышления Беды, нежели об упорядоченности расселения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все попытки археологов выделить специфические «племенные» черты в материальной культуре переселенцев оказались тщетными. Сходство обычаев, предметов быта, вооружения, типов жилищ возникло, видимо, еще в период Великого переселения народов (IV—V вв.), когда племенные различия между англами и саксами, а в значительной степени и ютами начали стираться. В ходе же завоевания остатки этнических признаков быстро сгладились. Поэтому даже немногие виды вещей, этническая принадлежностькоторых кажется установленной, как выяснилось в последние годы, имеют значительно более широкое распространение, нежели территории, указанные Бедой. Так, «англские» броши были найдены в Кенте, а «кентские» украшения встречаются и в Восточной Англии. Установить же различия в такой важной категории массовых находок, как керамика, на которой в значительной степени основываются хронологические и этнические построения археологов, не представляется возможным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта специфика, а также более общие соображения о характере германских обществ эпохи Великого переселения народов привели к выводу, что переселявшиеся группы германцев представляли собой не этнические (племенные), а социальные общности смешанного этнического состава. 14 Поэтому есть основания говорить не только о культурной близости германцев, заселивших Англию, но и об их относительно смешанном расселении, хотя — и здесь Беда прав — на отдельных территориях преобладали переселенцы различной племенной принадлежности. Наибольшее своеобразие как в культуре, так и в социальной структуре общества обнаруживает лишь Кент."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стирание племенных различий, которые уже во времена Беды, видимо, ощущались мало, подготовило почву для сравнительно быстрого формирования единой культуры на всем пространстве, занятом германцами. Сам Беда, при всем его стремлении к точности, употребляет этнонимы «англы» и «саксы» как взаимозаменяемые, а свою «Историю», охватывающую все англо-саксонские королевства, называет историей «народа англов». В конце IX в. король Альфред Великий, представитель западносаксонской (уэссекской) династии, объединившей большую часть Англии под своей властью, называет свой язык «англским» (английским), а своих подданных — жителей и Кента, и Уэссекса, и Мерсии, и Восточной Англии — «англами»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мельникова Е. А. Меч и лира: Героический мир англо-саксонского эпоса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соловьев С. Ю. Воины, ведомые Аполлоном-Эниалием в войнах "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/37534153/"}, "string": "https: //www. academia. edu/37534153/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3, 3]}
Комментарии 1