14 мар 2023 · 08:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рим шт1.jpg", "filesize": 109317, "height": 663, "pic_id": 466398, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D1%80%D0%B8%D0%BC_%D1%88%D1%821.jpeg", "width": 996}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одним из первых регулярных знамен воинских подразделений мира, стали именно римские. Они существовали под теми же номерами и названиями в течении столетий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Задолго до реформ Гая Мария, еще во времена республики, когда римская военная тактика ведения боя базировалась на делении подразделений на манипулы, роль штандарта выполнял пучок сена, привязанного к шесту, как символ власти. Manipulus в переводе с латыни «горсть, пучок» - именно это слово дало название этой боевой единице."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти штандарты были максимально просты, но у каждой манипулы также был свой знак - signum. Римский воин, несущий этот знак назывался сигнифер."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рим сиг6.jpg", "filesize": 103417, "height": 800, "pic_id": 466421, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D1%80%D0%B8%D0%BC_%D1%81%D0%B8%D0%B36.jpeg", "width": 623}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сигнифер, реконструкция. Маска закрывала лицо воина, делая его подобным божествам. Сражаться в таком облачении плохо, видимость недостаточная. Но, божества считались именно БЕЛЫМИ и Блистающими, а поскольку знамена были и частью культа, то сигнифер был и жрецом этого культа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рим шт7.jpg", "filesize": 67185, "height": 469, "pic_id": 466504, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D1%80%D0%B8%D0%BC_%D1%88%D1%827.jpeg", "width": 736}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А как выглядел сигнум? Это длинное деревянное древко с украшениями и медалями, «заработанными» в боях той или иной боевой единицей. На нем также было указание боевой части, венчало конструкцию изображение острия копья или знак раскрытой руки - manus."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рука символизировала клятву римских солдат, присягу верности своей стране, у ряда исследователей есть версия, что рука - знак сигнума манипулы, а острие копья - когорт и центурий. Под рукой размещался полумесяц, предположительно, он считался амулетом от неудач. Круглые «блюдца» на сигнуме - фалеры, изначально служили украшениями для конников, но позже стали аналогами современных медалей за боевые заслуги. На некоторых сигнумах присутствует corona aurea - золотой венок, еще один символ награды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Были некоторые отличия между символами на сигнумах у преторианцев, у них были свои особенные формы венков, например - vallaris за вхождение первыми в неприятельское укрепление. На фалерах преторианцев помещали изображение правящего императора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сигнум несли во главе колонны на марше, а во время битв в конце. Но часть исследователей считает, что сигнум наоборот всегда был на передовой, чтобы вдохновлять римских солдат, но едва ли это правда, ведь человека, вооруженного шестом, очень легко заметить и с шестом достаточно сложно быстро двигаться - сигнифер стал бы слишком простой добычей в бою."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Римский динарий с изображением императора Нерона в профиль на аверсе и аквилой между двух сигнумов, 59-68 гг. нашей эры"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как пишет Вегеций, с появлением Римской империи, к 380 году нашей эры свой значок имела каждая центурия, а у когорт отличительных знаков не было. Если наш вчерашний герой - аквилифер, нес аквилу легиона, то сигнифер нес эмблему центурии. Приятный бонус профессии сигнифера - от также отвечал за выплату жалования легионерам и в целом за финансы центурии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рим зн1.jpg", "filesize": 207948, "height": 604, "pic_id": 466507, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D1%80%D0%B8%D0%BC_%D0%B7%D0%BD1.jpeg", "width": 582}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Инв. I 1a 5800 Египет. Первая половина III в Живопись на льняной ткани; красная, коричнево-золотая и серо-синяя краски В. 53; Ш. 51"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Надо сказать, это не просто шедевр, а уникальная единственная в мире вещь, древнеримское знамя сохранившееся до нашего времени. Только благодаря чуду и почве и климату Египта, мы можем наблюдать на фото этот артефакт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По словам выдающегося антиковеда М. И. Ростовцева, этот «сравнительно грубый и невидный памятник» имеет первостепенный интерес и представляет собой «настоящий уник» как единственный подлинный образец дошедшего до нас римского военного знамени; он же – и очень редкий пример римской живописи по ткани. Почти квадратный кусок льняного полотна, у которого высота чуть превышает ширину, с пришитой снизу бахромой, некогда крепился к высокому древку или копью. Он представляет на пурпурном фоне написанную золотом богиню победы Викторию в венке, стоящую на шаре в развевающемся хитоне и плаще. В обеих руках она держит знаки победы: в правой – лавровый венок с медальоном и развевающимися лентами, в левой – пальмовую ветвь. В углах помещены золотые же заполнительные орнаменты – "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "gammadia"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Это "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "vexillum"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – римское военное знамя, широко известное как по историческим источникам, так и в иконографии. Наиболее выразительно знамена представлены на рельефах колонны Траяна; на цоколе колонны Антонина Пия в Риме (после 161 н. э.) в сцене конного парада офицеров; на колонне Марка Аврелия, как, например, в эпизоде перехода через реку; на других рельефах императора – со сценами триумфального въезда в Рим, принятия им побежденных варваров и жертвоприношения; на почетной арке Септимия Севера в Лептис Магна (203–204 н. э.) во многих эпизодах, из которых особенно значима сцена триумфа императора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подобные вещи дошли до нас только на римских барельефах с изображениями победоносных римских войск"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Vexillum или вексиллум, по сути, это прямоугольная ткань на древке с указанием номера боевой единицы, часто с изображением ее символа. Носитель вексиллума - вексиллярий. Также как аквилифер, вексиллярий носил поверх шлема медвежью или волчью шкуру, а у преторианцев - львиную. Ближе к 3 веку нашей эры вексиллум вытеснил сигнумы и стал основным штандартом римских легионов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рисунок на вексиллуме может быть нарисован или вышит, поэтому до нас в уцелевшем виде дошел только один вексиллум, кстати, увидеть его можно в Пушкинском музее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что касается изображений на вексиллуме, символ орла на нем не всегда был единым - это результат реформы Гая Мария. До реформы в качестве символа использовались изображения богини победы Виктории, быка, лошади, римской волчицы, льва, слона и даже минотавра! Как говорится, на свой вкус и цвет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По легенде, когда Гай Марий был еще совсем юн, он нашел гнездо орла с семью птенцами. Мы помним, что птицы для римлян всегда проводники, через которых боги посылают сигналы людям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Семь птенцов, как было трактовано впоследствии, предрекали Гаю Марию великолепную карьеру, ведь он семь раз был консулом. И, в память об этом событии, из всех символов на вексиллумах, Гай Марий, конечно, выбрал орла, не только как птицу бога Юпитера, но и символа покровителя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Имаго императора Максимиана Дазы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рим лициний1.jpg", "filesize": 116317, "height": 604, "pic_id": 466509, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D1%80%D0%B8%D0%BC_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B91.jpeg", "width": 604}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Золотой ИМАГО императора Юлиана является бюст в золоте был найден 19 апреля 1939 г. в Авенше, муниципалитет Во на западе Швейцарии. Это самый большой известный бюст римского императора из драгоценных металлов, высота которого 33, 5 сантиметра, а вес 1, 6 кг. Он считается одной из самых важных археологических находок в Швейцарии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рим юл2.jpg", "filesize": 35792, "height": 515, "pic_id": 466512, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D1%80%D0%B8%D0%BC_%D1%8E%D0%BB2.jpeg", "width": 450}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Имаго обнаруженный случайно во время раскопок святилища Cigognier d ' Aventicum, он хранится в целях безопасности в Banque cantonale vaudoise de Lausanne; копия является частью постоянной экспозиции римского музея Аванша. Оригинал выставлялся всего дюжину раз, включая две выставки в Авенче, в 1996 и 2006 годах"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Также в знаменную группу легиона входил имагинифер, который нес imago. Как нетрудно догадаться из названия, имагинифер нес изображение императора. Возникновение в легионе такой должности связывают с обожествлением личности первого императора Римской империи - Октавиана Августа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рим зе56.jpg", "filesize": 317866, "height": 840, "pic_id": 466518, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D1%80%D0%B8%D0%BC_%D0%B7%D0%B556.jpeg", "width": 1940}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Слева направо: драконарий, орлоносец (аквилафор), имагинифер, вексиллярий, сигнифер. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Военная реформа Гая Мария, в том числе, была направлена на объединение войск, на создание боевого духа, на соединение частей армии для достижения общей цели - донести римский мир или Pax Romana, до самых отдаленных частей мира. Создание единой символики с одинаковыми правилами оформления - во всем римляне любили порядок. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [6915, 6915]}
Комментарии 6