09 июн 2023 · 07:40    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "золотая орда234.jpg", "filesize": 153863, "height": 600, "pic_id": 601527, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/09/%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0234.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В ордынской государственности и культуре есть влияния китайские, иранские, уйгурские, но нет ни малейшего следа русских влияний. Это говорит, во-первых, о том, что монголы не нашли в русской среде полезных и рациональных для себя явлений; во-вторых, кочевые степи и Русская земля в XIII—XIV вв. существовали как бы в параллельных мирах, соприкасаясь лишь по формально-государственным поводам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, дело здесь вовсе не в более низком социальном и культурном уровне развития Руси. Сложно сопоставлять этот уровень, но не думаю, что Русь выглядела настолько «варварской», чтобы присущие ей явления и установления отвергались монголами из-за ее отсталости. Отсутствие русских заимствований у монголов, скорее всего, объяснялось другими причинами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-первых, ко времени завоевания Руси государственная система Монгольской империи уже в основном сложилась на основе восточных институтов. К тому же в первые десятилетия после завоевания Русь подчинялась не ханам-Джучидам — потомкам Джучи (старшего сына Чингис-хана), а центральному имперскому правительству. А там при дворе ведущими чиновниками были уйгуры и кидани. И у тех, и у других за плечами был вековой опыт собственной государственности (плюс мощное китайское влияние), и им незачем было присматриваться к далекой северо-западной окраине державы, чтобы что-то оттуда перенимать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-вторых, азиатские монархии обычно были приспособлены под управление как оседлым, так и кочевым населением. Это было более привлекательно для завоевателей-монголов, чем цивилизация Руси, ориентированная только на земледельцев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При учете этой ситуации и русско-ордынские отношения выглядят иначе по сравнению с привычным шаблоном. До сих пор в учебниках и монографиях эти отношения определяются как жесткая система господства-подчинения. Принято считать, что владычество ордынцев над завоеванной Русской землей проявлялось в двух главных формах: в выдаче ханами ярлыков и в выплате «выхода»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При знакомстве с устройством Монгольской империи оказывается, что ни один из этих пунктов не может служить доказательством какого-то приниженного, угнетенного положения Руси в структуре огромного государства. Ярлыки вовсе не были признаком порабощения и подавления. Их выдача являлась процедурой инвеституры, которая пронизывала всю империю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вплоть до начала XIV в. ханам Золотой Орды также жаловались ярлыки в имперской столице, которая располагалась в Монголии, затем в Китае. Правда, к тому времени это превратилось в чисто ритуальное действие, которое демонстрировало лишь иерархическое старшинство верховного хана над улусными правителями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Выход» (заимствованный ордынцами из мусульманских стран налог харадж) тоже не являлся данью в строгом смысле, т. е. изъятием завоевателями продукта, произведенного завоеванным населением. Слово «дань» в средневековом русском языке было гораздо более многозначным, и толковать «выход» как беспощадное выкачивание ресурсов из многострадальной Русской земли было бы неверно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Имеются сведения, что с города Хаджи-Тархана (Астрахани) в Золотой Орде взимался «выход» в 60 тыс. алтын. Но Хаджи-Тархан никак не мог расцениваться как завоеванный город: он был основан самими ордынцами и располагался на домениальных ханских землях. Следовательно, в «выходе» -харадже можно видеть государственный налог, которым облагались как собственно ордынские, так и нетатарские владения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть еще одна проблема, очень сложная для анализа, — взаимное восприятие средневековых русских и татар. При ее изучении перед исследователем встают труднопреодолимые препятствия. Практически не сохранилось хроник, актов, документов делопроизводства, созданных непосредственно в Золотой Орде. Почти все известные источники о ней написаны за ее пределами — нередко за тысячи километров от Орды — и к тому же людьми, никогда в ней не бывавшими."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Судя по очень лаконичным и косвенным данным, ордынцы видели в русских по большей части данников, жителей «Русского улуса». Интерес к внутренним делам этого улуса абсолютно незаметен в восточных текстах, рассказывающих о Золотой Орде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Русь в Золотоордынские времена была завоевана, но не оккупирована. Поэтому простой народ редко сталкивался с ордынцами. Мало кто видел живого татарина, особенно в XIV в. Знали, что где-то далеко на Волге есть «вольный царь», для которого его баскаки, а потом княжеские дьяки собирают меха и серебро. Разве что жители стольных городов изредка наблюдали приезды ханских послов для введения в должность очередного князя и оглашения ярлыка. Да еще несчастные обитатели пограничных крепостей и деревень страдали от набегов из степи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Летописи изображают татар негативно, хотя и сравнительно сдержанно (по сравнению с «латинянами»). Сказывались здесь и восприятие завоевания как Божия попущения. Князья могли сетовать на бесчинства татарских отрядов и неправедность ханского суда (Даниил Галицкий: «злее зла честь татарская»), призывать к борьбе против «бусурман», но здесь в основном влияли факторы политические и религиозные. Зримым рубежом в изменении образа Орды в источниках послужило «обесерменивание» хана Узбека в 1314 г. — обращение Улуса Джучи в ислам, после чего у русских появилась идеологическая основа для будущей борьбы с Ордой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что же касается основной массы русского населения, то сведения о его отношении к тогдашним татарам могут быть почерпнуты разве что из такого позднего (по времени фиксации) и ненадежного источника, как фольклор. Вот зачин «Повести о Щелкане Дудентьевиче», изображающий двор грозного Узбека:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А и деялося в Орде,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Передеялось в большой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На стуле золоте,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На рытом бархате,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На черевчатой камке"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сидит тут царь Азвяк,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Азвяк Таврулович;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Суды рассуживает"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И ряды разряживает,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Костылем размахивает"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По бритым тем усам,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По татарским тем головам,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По синим плешам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой карикатурной сцене звучит не ненависть к завоевателям, не боль за поруганное православие, а скорее сарказм, насмешка над «вольным царем» и его придворным окружением. Слушатель «Песни» ясно понимал разительный контраст между татарским владыкой и русским князем, любовно описанным во множестве фольклорных памятников. Конечно, ведь идеальный князь вершил свой строгий и справедливый суд, вовсе не охаживая просителей и истцов костылем по плешивым головам!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По материалам: Трепавлов В. В. Степные империи Евразии: монголы и татары. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 15