11 янв 2023 · 07:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "окуневская культура78.jpg", "filesize": 59299, "height": 540, "pic_id": 354198, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B078.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Окуневская культура — южносибирская археологическая культура скотоводов бронзового века (II тыс. до н. э.), происходит из местного неолитического субстрата. Распространена на территории Хакасии и южной части Красноярского края."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки. Значительное место занимала металлургия, животноводство, а также охота на диких животных и рыболовство. Сменилась андроновской культурой. Известные памятники Окуневской культуры — менгир Тас Хыз, а также Улуг Хуртуях тас."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История изучения. Первые могилы были раскопаны у с. Батени в местности Ярки (Ермолаев, 1913 г.; Теплоухов, 1923 г.). Об этом можно судить по найденным сосудам, которые С. А. Теплоухов выделил как особую группу андроновской керамики (Э. Б. Вадецкая Археологические памятники в степях Среднего Енисея. // Л.: 1986. 180 с.)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ограды всегда четырёхугольные, чаще квадратные, сооружены из вкопанных на ребро плит песчаника или сложены из глыб булыжника. Низкие, выс. до 50 см, размером от 2. 5×3 до 40×40 м. В некоторых оградах по 1 могиле в центре, в других — 3-15, а в одной — 22 могилы. Прослежена последовательность заполнения оград. Первую могилу выкапывали в центре, следующие — по бокам ограды, самые последние — между развалами насыпей ранних могил"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для могилы выкапывали небольшую укороченную и неглубокую яму, рассчитанную на одного человека, уложенного на спину с сильно поднятыми вверх коленями, либо на двух человек, тесно прижатых друг к другу. В отличие от афанасьевских просторных ям окуневские были очень тесные — покойник упирался головой и ногами в стенки ямы. Часто стенки ям обставлены большими плитами в виде ящика, а дно выложено мелкими плитками. Ящики и ямы закрывали плитами и сооружали небольшой холмик из земли и камней. Реже встречаются ямы, покрытые брёвнами и поверх них — плитами. В нескольких случаях плиты над ямами уложены в виде купола, что делает их похожими на афанасьевские."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "окуневская культура1.jpeg", "filesize": 26623, "height": 205, "pic_id": 354199, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B01.jpeg", "width": 620}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одним из способов сохранения трупа была посмертная трепанация черепа и извлечение мозга. Черепа с посмертной трепанацией обнаружены в кургане Разлив X. Возможно, что подхоронения производились зимой, когда было трудно сооружать новую могилу. Об умении обрабатывать и сохранять череп близкого покойника свидетельствуют 5 могил, встреченных на разных кладбищах. В них помимо полных скелетов находилось от 3 до 8 человеческих черепов без нижних челюстей. То есть имело место посмертное обезвреживание покойного. Происхождение. Можно считать доказанным, что окуневская культура генетически не связана с афанасьевской. Окуневское население относилось к иному, чем афанасьевское, физическому типу. Оно имело некоторую долю монголоидной примеси."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На плитах погребальных сооружений курганов встречаются выбитые, гравированные и крашеные рисунки антропоморфных личин, существ в ритуальных костюмах, фантастических зверей-хищников, быков, лосей и других животных. Аналогичные изображения имеются на скалах. Самым ярким проявлением ритуальных представлений являются каменные изваяния и стелы. На территории Минусинской котловины их исследовано более 300."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересны афанасьевско-окуневские кладбища, на которых афанасьевские и окуневские могилы расположены внутри общих оград; окуневские детские могилки помещены у стенки ограды вместо афанасьевских, и, наконец, афанасьевские материалы встречены в окуневских могилах (Тас-Хазаа, Карасук VIII) и, наоборот, окуневские — в афанасьевских (Афанасьева Гора, м. 6, 8)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Крайне интересны рельефы окуневской культуры, ни на что не похожие. особенно неповторимы головы неведомых существ, вероятно богов, с сиянием вокруг головы. НО- что потрясает- изображаются существа с тремя глазами, или это тилак (Индуистский знак наносимый на переносье)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как видно, несомненное сходство имеет место. Очевидно, эти древнейшие культы окуневцев стали со временем частью буддизма. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3811, 3811]}
Комментарии 2