3
Офиане Оригена и культ Змея | Паблико
202 подписчики

Офиане Оригена и культ Змея


06 апр 2024 · 05:00    



1534704938_60.jpg 119.6 KB




1709636434315_thumb1024 (2).jpg 66.55 KB


Сергей Петрович Стабров отбывает на дачу, что бы заслуженно отдохнуть. Но и здесь вынужден прервать и рыбалку, и катание на лодочке, и даже прогулки на велосипеде. Преступление в усадьбе Медово сорвало все эти планы.

Первая книга: Морской узел и счастливый билет. Сергей Соловьев

Вторая книга: Чемодан, револьвер и расческа. Сергей Соловьев

Третья книга: Клуб мотоциклистов, крюк на крыше и почтмейстер. Сергей Соловьев

Четвертая книга: Свадьба и лишний покойник в могиле. Сергей Соловьев

Пятая книга: Диадема из дымохода и нежданное путешествие. Сергей Соловьев

Шестая книга: Якутский нож и колода карт. Сергей Соловьев

Седьмая книга: Два убийства в одной квартире и китайская хитрость. Сергей Соловьев

Восьмая книга: Черный автомобиль и банда экспроприаторов. Сергей Соловьев

Девятая книга: Снеговик, икра и Рождество. Сергей Соловьев

Десятая книга: Дача, «Венера в грозу» и китайские шахматы. Сергей Соловьев

У офиан Оригена змею приписывается двоякое значение. С одной стороны, он — злой демон, царствующий в тартаре. Левиафан, душа всего; один из враждебных высшему миру архонтов — Рафаил — наделяется змеевидной формой. С другой стороны, говорится, что офиане получили свое наименование от змея, давшего прекрасный совет первым людям; Демиург же, напротив, клеймится как злокачественное божество, потому что он проклял змея, принесшего первым людям познание о добром и злом; круг Софии изображается змеевидно обвитым. Здесь между змеем, как пневматическим существом, принесшим людям гносис, и змеем тартара проводится, по-видимому, резкое разделение. Но, с другой стороны, не нужно забывать, что у офиан Оригена мы имеем дело только с графическим изображением системы. Очень может быть, что рассказы о двух змеях как бы переплелись между собой.

Кроме офитских сект, описанных отцами и писателями церкви, следует упомянуть об офитах египетских Pistis Sophia и кн. Je?. У них встречаются только случайные упоминания о змее. Так о некоторых эманациях Authades’a говорится, что «одна превратилась в образ большой змеи, другая превратилась в образ василиска с семью головами, третья – в образ дракона». В другом месте сказано: «Я (Христос) вывел Pistis Sophia из хаоса, и она наступила на эманацию Authades’a с видом змеи, и на эманацию с видом василиска с семью головами, и на силу с видом льва и дракона» 

Таким образом, говоря вообще, в сектах, известных под именем офитских, змей играет ту или другую роль, большею частью – двоякую: и как существо, принадлежащее к высшему миру, и как хаотическое начало (сын Ялдаваофа). Но где змею усвояются различные роли в одной и той же системе (у офиан Оригена, у ператов и сефиан Ипполита II), там между ними проводится низкое разделение. Только странное положение змея у офианов Ипполита I и Епифания (ср. Иринея I, 30, 5, 7, 8, и Феодорита I, с. 14 – и как предмета обожания и как злого существа) вызывает удивление. Но такая странностъ была замечена еще самим отцом. Он говорит: «офиты сами себя опровергают своими собственными догматами, то прославляя змея, то утверждая, что он сделался обманщиком Евы... и то объявляют его Христом, а то сыном высшего Ялдаваофа... Как змей есть царь небесный, если он восстал против отца? И если он дает ведение, то, как возвещают о нем, что он обманом прельстил Еву?» 

Что именно ввиду такого или иного положения змея в офитских сектах дали им имя «офитских», об этом свидетельствуют сами ересеологи. Напр., Ипполит говорит: «офитами называются, ибо змея прославляют». Епифаний замечает: «называются офитами потому, что чтут змея». То же самое подтверждает и Филастрий. Правда, другие ересеологи не говорят о поклонении змею. Однако, напр., «некоторые» (quidam, τινές) св. Иринея и след. Феодорита весьма близки к тому по своему воззрению. У Оригена мы встречаем чрезвычайно интересное замечание, что офиане получили свое название от змея, давшего первым людям благой совет. В таком случае и «некоторые» Иринея с Феодоритом имели право на наименование их офитами, ибо у них премудрость, сделавшаяся змеем, принесла познание людям. Весьма почетное положение змея в системе собственно наассенов, ператов и сефиан не подлежит сомнению.

Следовательно, было достаточно законных оснований для названия этих сект по змею (כהש). – Но были другие секты тоже «офитские», где змей не только не служил предметом поклонения, но и вообще не играл роли. Таковы, напр., гностические системы Аскевианского (Pistis Sophia) и Брукианского (книги Jeû и сочинение без заглавия) кодексов – офитские системы «без ophis’a», не считая случайных упоминаний о змеевидных драконах.

Заключительный вывод относительно наименования офитов может быть сделан следующий. Имя офитов явилось только в самом конце II в. или даже в начале III. Св. Ириней, излагая гностические системы офитского типа (I, 29 – 31, 2), еще не называет их офитскими. Название – офитов – дано известным сектам другими, со стороны. Сами же последователи их называли себя гностиками. Об этом ясно свидетельствует Ипполит и отчасти Епифаний.

Однако не во всех, – известных под именем офитских – сектах змей служил предметом культа; тем более – не во всех змей занимал центральное место в системе. Очевидно, были более серьезные основания для распространения на целый круг сект одного имени, отнюдь не характерного для них. Такие основания могли заключаться только в сродстве учения известных сект, так что наименование – офитские – нужно считать техническим термином, повод к которому был дан хоть отдаленным отношением известных сект к змею. Вот почему исследователи имели полное право за сходство в учении отнести к разряду офитских сект и системы Pistis Sophia и книги книги Jeû, где о змее упоминается чрезвычайно редко и лишь случайно; так получились офиты без «ophis’a».

Литература:

Профессор Михаил Эммануилович Поснов

Офитские секты. 



1534704938_60.jpg 119.6 KB




1709636434315_thumb1024 (2).jpg 66.55 KB


Сергей Петрович Стабров отбывает на дачу, что бы заслуженно отдохнуть. Но и здесь вынужден прервать и рыбалку, и катание на лодочке, и даже прогулки на велосипеде. Преступление в усадьбе Медово сорвало все эти планы.

Первая книга: Морской узел и счастливый билет. Сергей Соловьев

Вторая книга: Чемодан, револьвер и расческа. Сергей Соловьев

Третья книга: Клуб мотоциклистов, крюк на крыше и почтмейстер. Сергей Соловьев

Четвертая книга: Свадьба и лишний покойник в могиле. Сергей Соловьев

Пятая книга: Диадема из дымохода и нежданное путешествие. Сергей Соловьев

Шестая книга: Якутский нож и колода карт. Сергей Соловьев

Седьмая книга: Два убийства в одной квартире и китайская хитрость. Сергей Соловьев

Восьмая книга: Черный автомобиль и банда экспроприаторов. Сергей Соловьев

Девятая книга: Снеговик, икра и Рождество. Сергей Соловьев

Десятая книга: Дача, «Венера в грозу» и китайские шахматы. Сергей Соловьев

У офиан Оригена змею приписывается двоякое значение. С одной стороны, он — злой демон, царствующий в тартаре. Левиафан, душа всего; один из враждебных высшему миру архонтов — Рафаил — наделяется змеевидной формой. С другой стороны, говорится, что офиане получили свое наименование от змея, давшего прекрасный совет первым людям; Демиург же, напротив, клеймится как злокачественное божество, потому что он проклял змея, принесшего первым людям познание о добром и злом; круг Софии изображается змеевидно обвитым. Здесь между змеем, как пневматическим существом, принесшим людям гносис, и змеем тартара проводится, по-видимому, резкое разделение. Но, с другой стороны, не нужно забывать, что у офиан Оригена мы имеем дело только с графическим изображением системы. Очень может быть, что рассказы о двух змеях как бы переплелись между собой.

Кроме офитских сект, описанных отцами и писателями церкви, следует упомянуть об офитах египетских Pistis Sophia и кн. Je?. У них встречаются только случайные упоминания о змее. Так о некоторых эманациях Authades’a говорится, что «одна превратилась в образ большой змеи, другая превратилась в образ василиска с семью головами, третья – в образ дракона». В другом месте сказано: «Я (Христос) вывел Pistis Sophia из хаоса, и она наступила на эманацию Authades’a с видом змеи, и на эманацию с видом василиска с семью головами, и на силу с видом льва и дракона» 

Таким образом, говоря вообще, в сектах, известных под именем офитских, змей играет ту или другую роль, большею частью – двоякую: и как существо, принадлежащее к высшему миру, и как хаотическое начало (сын Ялдаваофа). Но где змею усвояются различные роли в одной и той же системе (у офиан Оригена, у ператов и сефиан Ипполита II), там между ними проводится низкое разделение. Только странное положение змея у офианов Ипполита I и Епифания (ср. Иринея I, 30, 5, 7, 8, и Феодорита I, с. 14 – и как предмета обожания и как злого существа) вызывает удивление. Но такая странностъ была замечена еще самим отцом. Он говорит: «офиты сами себя опровергают своими собственными догматами, то прославляя змея, то утверждая, что он сделался обманщиком Евы... и то объявляют его Христом, а то сыном высшего Ялдаваофа... Как змей есть царь небесный, если он восстал против отца? И если он дает ведение, то, как возвещают о нем, что он обманом прельстил Еву?» 

Что именно ввиду такого или иного положения змея в офитских сектах дали им имя «офитских», об этом свидетельствуют сами ересеологи. Напр., Ипполит говорит: «офитами называются, ибо змея прославляют». Епифаний замечает: «называются офитами потому, что чтут змея». То же самое подтверждает и Филастрий. Правда, другие ересеологи не говорят о поклонении змею. Однако, напр., «некоторые» (quidam, τινές) св. Иринея и след. Феодорита весьма близки к тому по своему воззрению. У Оригена мы встречаем чрезвычайно интересное замечание, что офиане получили свое название от змея, давшего первым людям благой совет. В таком случае и «некоторые» Иринея с Феодоритом имели право на наименование их офитами, ибо у них премудрость, сделавшаяся змеем, принесла познание людям. Весьма почетное положение змея в системе собственно наассенов, ператов и сефиан не подлежит сомнению.

Следовательно, было достаточно законных оснований для названия этих сект по змею (כהש). – Но были другие секты тоже «офитские», где змей не только не служил предметом поклонения, но и вообще не играл роли. Таковы, напр., гностические системы Аскевианского (Pistis Sophia) и Брукианского (книги Jeû и сочинение без заглавия) кодексов – офитские системы «без ophis’a», не считая случайных упоминаний о змеевидных драконах.

Заключительный вывод относительно наименования офитов может быть сделан следующий. Имя офитов явилось только в самом конце II в. или даже в начале III. Св. Ириней, излагая гностические системы офитского типа (I, 29 – 31, 2), еще не называет их офитскими. Название – офитов – дано известным сектам другими, со стороны. Сами же последователи их называли себя гностиками. Об этом ясно свидетельствует Ипполит и отчасти Епифаний.

Однако не во всех, – известных под именем офитских – сектах змей служил предметом культа; тем более – не во всех змей занимал центральное место в системе. Очевидно, были более серьезные основания для распространения на целый круг сект одного имени, отнюдь не характерного для них. Такие основания могли заключаться только в сродстве учения известных сект, так что наименование – офитские – нужно считать техническим термином, повод к которому был дан хоть отдаленным отношением известных сект к змею. Вот почему исследователи имели полное право за сходство в учении отнести к разряду офитских сект и системы Pistis Sophia и книги книги Jeû, где о змее упоминается чрезвычайно редко и лишь случайно; так получились офиты без «ophis’a».

Литература:

Профессор Михаил Эммануилович Поснов

Офитские секты. 

Читайте также

Комментарии 5

Войдите для комментирования
■ Lira - Vision 06 апр 2024 в 20:24
Спасибо, благодарю ...
■ Личное мнение 06 апр 2024 в 15:29
Спасибо за полезную статью.Мои лайк, подписка, комментарий.Прошу оказать взаимность на аналогичном канале, статья "Кибер-очки..."https://dzen.ru/a/ZhD7VF0eJkvmb6QfНажмите на рекламу, полистайте вниз-вверх.Буду искренне признателен и благодарен.С уважением Владимир
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ