3
Мир из воды и воздуха. Мифология сотворения | Паблико
202 подписчики

Мир из воды и воздуха. Мифология сотворения


27 сен 2023 · 07:28    



книга кол7812.jpg 4.86 MB


Согласно мифам о сотворении мира, изначально «не было ни земли, ни неба, а была одна вода». И эта вода образует вездесущее бескрайнее море: «Когда не было ни неба, ни земли, было одно море Тивериадское». Первозданная вода име­ет вселенский масштаб: это «досюльный окиян-море». В одном из вариантов и «море-окиян» «напустил» / «распустил» Господь, приступая к сотворению мира.

Представления об изначальных водах в севернорусской традиции амбивалентны: с одной стороны, они предшествуют творению и отождествляются с хаосом, а с дру­гой — они являют собой prima materia, субстанцию для создания космоса. В этой первородной изначальной стихии содержатся потенции к развертыванию мира во времени и пространстве. Не случайно время в фольклоре изображается как течение реки, и продолжительность времени определяется в акватических категориях: «много воды утекло». Данной природной стихии принадлежит главенствующая роль и в структурировании пространства: она проявляется в формировании ландшафта и его преобразованиях. Вместе с тем вода — источник всего живого. Уже в «Ригведе» эта природная стихия — изначальная основа, из которой развилось все, что запол­няет Вселенную, заключает в себе всякий зародыш. И в гомеровском эпосе повествуется о «древней реке Океана, от коего всё родилося». Од­нако наряду с этими в античности зафиксированы и другие представления, где еще нет места и мировым водам, поскольку повсюду господствует хаос:

Этот хаос не был мертвым: он вкупе содержал разносущные семена вещей, между собой слабо связанных. Такие воззрения стадиально более ранние по срав­нению с библейскими представлениями, где бездна, с одной стороны, приравнива­ется к хаосу, а с другой, уже отождествляется с водой.

Заметим, что репрезентацию состояния, связанного с первичным водным хаосом и его преодолением, по сути, содержат в себе мифы о всемирном потопе, из­вестные в фольклоре народов мира. Тем не менее именно библейская версия сы­грала санкционирующую роль в формировании русской легенды о Ноевом ковче­ге, записанной, в частности, и в Карелии: «Бог сильно разгневался на людей, по­слал всемирный потоп. Сорок дней и сорок ночей беспрерывный дождь — и ничего не осталось. Все потопло». Числом «сорок» в фольклоре обычно обознача­ется лиминальный период, в течение которого совершается переход из одного со­стояния в другое. В результате мир опять возвращается к первородному хаосу, для преодоления которого потребуется повторный (если не очередной) космогониче­ский акт. Как отмечает М. Элиаде, «„с точки зрения» воды человеческая жизнь есть нечто хрупкое, чему суждено быть периодически поглощаемым, поскольку такова судьба всех форм — раствориться, чтобы возродиться вновь. Потоп осуществляет мгновенное растворение в воде, в котором происходит очищение от грехов и появление нового, возрожденного человечества».

В севернорусской традиции представлены различные стадии творения мира. В качестве первоэлемента вода, по некоторым вариантам, сочеталась с другой природной стихией — воздухом. Причем не просто с воздухом, но воздухом, пришед­шим в движение. Движение же и есть та энергия, которая стимулирует творение:

«Вначале в мире ничего не было, кроме воды и ветра».

В статье Соловьева ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ БОЖЕСТВА ДРЕВНЕЙШИХ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ, ЧЕТЫРЕ СТИХИИ... изложено еще более подробное действо. Есть старшие стихии- НЕбо И Вода, и младшие- Огонь-Свет и Земля, их порождения. Притом все разобрано очень подробно. 

Н. А. Криничная

Мифология воды и водоемов.

Сергей Соловьев ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ БОЖЕСТВА ДРЕВНЕЙШИХ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ, ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА. КРЕСТ, КАК СИМВОЛ ЧЕТЫРЕХ БОЖЕСТВ. ХРАМ, КАК ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ. ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВ. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ https: //www. academia. edu/79015941/



книга кол7812.jpg 4.86 MB


Согласно мифам о сотворении мира, изначально «не было ни земли, ни неба, а была одна вода». И эта вода образует вездесущее бескрайнее море: «Когда не было ни неба, ни земли, было одно море Тивериадское». Первозданная вода име­ет вселенский масштаб: это «досюльный окиян-море». В одном из вариантов и «море-окиян» «напустил» / «распустил» Господь, приступая к сотворению мира.

Представления об изначальных водах в севернорусской традиции амбивалентны: с одной стороны, они предшествуют творению и отождествляются с хаосом, а с дру­гой — они являют собой prima materia, субстанцию для создания космоса. В этой первородной изначальной стихии содержатся потенции к развертыванию мира во времени и пространстве. Не случайно время в фольклоре изображается как течение реки, и продолжительность времени определяется в акватических категориях: «много воды утекло». Данной природной стихии принадлежит главенствующая роль и в структурировании пространства: она проявляется в формировании ландшафта и его преобразованиях. Вместе с тем вода — источник всего живого. Уже в «Ригведе» эта природная стихия — изначальная основа, из которой развилось все, что запол­няет Вселенную, заключает в себе всякий зародыш. И в гомеровском эпосе повествуется о «древней реке Океана, от коего всё родилося». Од­нако наряду с этими в античности зафиксированы и другие представления, где еще нет места и мировым водам, поскольку повсюду господствует хаос:

Этот хаос не был мертвым: он вкупе содержал разносущные семена вещей, между собой слабо связанных. Такие воззрения стадиально более ранние по срав­нению с библейскими представлениями, где бездна, с одной стороны, приравнива­ется к хаосу, а с другой, уже отождествляется с водой.

Заметим, что репрезентацию состояния, связанного с первичным водным хаосом и его преодолением, по сути, содержат в себе мифы о всемирном потопе, из­вестные в фольклоре народов мира. Тем не менее именно библейская версия сы­грала санкционирующую роль в формировании русской легенды о Ноевом ковче­ге, записанной, в частности, и в Карелии: «Бог сильно разгневался на людей, по­слал всемирный потоп. Сорок дней и сорок ночей беспрерывный дождь — и ничего не осталось. Все потопло». Числом «сорок» в фольклоре обычно обознача­ется лиминальный период, в течение которого совершается переход из одного со­стояния в другое. В результате мир опять возвращается к первородному хаосу, для преодоления которого потребуется повторный (если не очередной) космогониче­ский акт. Как отмечает М. Элиаде, «„с точки зрения» воды человеческая жизнь есть нечто хрупкое, чему суждено быть периодически поглощаемым, поскольку такова судьба всех форм — раствориться, чтобы возродиться вновь. Потоп осуществляет мгновенное растворение в воде, в котором происходит очищение от грехов и появление нового, возрожденного человечества».

В севернорусской традиции представлены различные стадии творения мира. В качестве первоэлемента вода, по некоторым вариантам, сочеталась с другой природной стихией — воздухом. Причем не просто с воздухом, но воздухом, пришед­шим в движение. Движение же и есть та энергия, которая стимулирует творение:

«Вначале в мире ничего не было, кроме воды и ветра».

В статье Соловьева ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ БОЖЕСТВА ДРЕВНЕЙШИХ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ, ЧЕТЫРЕ СТИХИИ... изложено еще более подробное действо. Есть старшие стихии- НЕбо И Вода, и младшие- Огонь-Свет и Земля, их порождения. Притом все разобрано очень подробно. 

Н. А. Криничная

Мифология воды и водоемов.

Сергей Соловьев ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ БОЖЕСТВА ДРЕВНЕЙШИХ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ, ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА. КРЕСТ, КАК СИМВОЛ ЧЕТЫРЕХ БОЖЕСТВ. ХРАМ, КАК ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ. ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВ. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ https: //www. academia. edu/79015941/

Читайте также

Комментарии 48

Войдите для комментирования
■ Я свободен 10 окт 2023 в 19:10
👌👍👍👍
■ С.З.Медведь 28 сен 2023 в 16:56
Порядок потребен лишь глупцу, гений властвует над хаосом.
■ Дао Пенсионерки 27 сен 2023 в 23:17
Интересные рассуждения
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ