27 сен 2023 · 07:28    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга кол7812.jpg", "filesize": 5096038, "height": 3456, "pic_id": 711055, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/27/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB7812.jpeg", "width": 5184}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласно мифам о сотворении мира, изначально «не было ни земли, ни неба, а была одна вода». И эта вода образует вездесущее бескрайнее море: «Когда не было ни неба, ни земли, было одно море Тивериадское». Первозданная вода имеет вселенский масштаб: это «досюльный окиян-море». В одном из вариантов и «море-окиян» «напустил» / «распустил» Господь, приступая к сотворению мира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Представления об изначальных водах в севернорусской традиции амбивалентны: с одной стороны, они предшествуют творению и отождествляются с хаосом, а с другой — они являют собой prima materia, субстанцию для создания космоса. В этой первородной изначальной стихии содержатся потенции к развертыванию мира во времени и пространстве. Не случайно время в фольклоре изображается как течение реки, и продолжительность времени определяется в акватических категориях: «много воды утекло». Данной природной стихии принадлежит главенствующая роль и в структурировании пространства: она проявляется в формировании ландшафта и его преобразованиях. Вместе с тем вода — источник всего живого. Уже в «Ригведе» эта природная стихия — изначальная основа, из которой развилось все, что заполняет Вселенную, заключает в себе всякий зародыш. И в гомеровском эпосе повествуется о «древней реке Океана, от коего всё родилося». Однако наряду с этими в античности зафиксированы и другие представления, где еще нет места и мировым водам, поскольку повсюду господствует хаос:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот хаос не был мертвым: он вкупе содержал разносущные семена вещей, между собой слабо связанных. Такие воззрения стадиально более ранние по сравнению с библейскими представлениями, где бездна, с одной стороны, приравнивается к хаосу, а с другой, уже отождествляется с водой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заметим, что репрезентацию состояния, связанного с первичным водным хаосом и его преодолением, по сути, содержат в себе мифы о всемирном потопе, известные в фольклоре народов мира. Тем не менее именно библейская версия сыграла санкционирующую роль в формировании русской легенды о Ноевом ковчеге, записанной, в частности, и в Карелии: «Бог сильно разгневался на людей, послал всемирный потоп. Сорок дней и сорок ночей беспрерывный дождь — и ничего не осталось. Все потопло». Числом «сорок» в фольклоре обычно обозначается лиминальный период, в течение которого совершается переход из одного состояния в другое. В результате мир опять возвращается к первородному хаосу, для преодоления которого потребуется повторный (если не очередной) космогонический акт. Как отмечает М. Элиаде, «„с точки зрения» воды человеческая жизнь есть нечто хрупкое, чему суждено быть периодически поглощаемым, поскольку такова судьба всех форм — раствориться, чтобы возродиться вновь. Потоп осуществляет мгновенное растворение в воде, в котором происходит очищение от грехов и появление нового, возрожденного человечества»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В севернорусской традиции представлены различные стадии творения мира. В качестве первоэлемента вода, по некоторым вариантам, сочеталась с другой природной стихией — воздухом. Причем не просто с воздухом, но воздухом, пришедшим в движение. Движение же и есть та энергия, которая стимулирует творение:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Вначале в мире ничего не было, кроме воды и ветра»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В статье Соловьева ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ БОЖЕСТВА ДРЕВНЕЙШИХ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ, ЧЕТЫРЕ СТИХИИ... изложено еще более подробное действо. Есть старшие стихии- НЕбо И Вода, и младшие- Огонь-Свет и Земля, их порождения. Притом все разобрано очень подробно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Н. А. Криничная"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мифология воды и водоемов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ БОЖЕСТВА ДРЕВНЕЙШИХ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ, ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА. КРЕСТ, КАК СИМВОЛ ЧЕТЫРЕХ БОЖЕСТВ. ХРАМ, КАК ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ. ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВ. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/79015941/"}, "string": "https: //www. academia. edu/79015941/"}], "attributes": []}], "selectedRange": [3415, 3415]}
Комментарии 48