3
Кир и Кир второй, ликийцы, повелители персов | Паблико
202 подписчики

Кир и Кир второй, ликийцы, повелители персов


19 дек 2022 · 07:00    



Бехистунская скала.Гробницы персидских царей


Кир II Великий (древнеперс. Kuruš) — персидский царь из династии Ахеменидов, правивший в 559—530 годах до н. э. Сын Камбиса I и, возможно, царевны Манданы, дочери царя Мидии Иштувегу (Астиага). Основатель персидской державы Ахеменидов. Кир был сыном Камбиса I из династии Ахеменидов, основанной легендарным Ахеменом, ведущего клана в персидском племени пасаргадов. Ещё Набонид титуловал Кира царём Аншана[1], то есть одной из областей на юго-востоке Элама, это же делали и вавилонские жрецы, составлявшие так называемую хронику Набонида и Кира[2]. В своём воззвании к вавилонянам сам Кир называл «царями Аншана» своих предков: «Я — Кир… сын Камбиса, великого царя, царя города Аншана, внук Кира, великого царя, царя города Аншана, потомок Теиспа, великого царя, царя города Аншана».



Могила царя Кира I


Точный год рождения Кира неизвестен, считается, что он появился на свет на отрезке времени от 600 до 590 года до н. э., наиболее вероятно в 593 году до н. э. О его детстве и юности известно только из легенд, которые часто противоречат друг другу. Греческий историк Ксенофонт также пишет о том, что уже в V веке до н. э. о жизни Кира Великого рассказывали по-разному. Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу) Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Во избежание этого Астиаг выдал дочь замуж за перса, а не за мидийца, но всё же опасаясь, что его внук станет царём вместо него, вызвал затем к себе из Персии беременную Мандану и через некоторое время, когда у неё родился сын, решил погубить его. Эту задачу он возложил на своего сановника Гарпага. В свою очередь, Гарпаг передал ребёнка пастуху, одному из рабов Астиага, и повелел оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но, когда этот пастух принёс младенца в свою хижину, он узнал, что его жена только что родила мёртвого ребёнка. Родители решили воспитать царского сына как своего, а мёртвого ребёнка оставили в уединённом месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага. После этого пастух доложил Гарпагу, что он исполнил его приказ. Гарпаг же, послав верных людей осмотреть труп младенца и похоронить его, убедился, что это действительно так. Таким образом, детство Кира прошло среди царских рабов. Когда мальчику исполнилось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран царём. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика пожаловался Астиагу, что его раб бьёт детей царских сановников. Кир был приведён для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нём черты фамильного сходства. И действительно, допросив под угрозой пыток пастуха, Астиаг узнал правду. Тогда он жестоко наказал Гарпага: пригласил его на обед и тайно угостил мясом собственного сына, сверстника Кира. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему ещё опасность со стороны внука. Те ответили, что предсказание уже сбылось, поскольку Кир был избран царём во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям. Но и сам Геродот не выдавал свою версию за единственную — он говорил, что существует ещё четыре других. Его версия действительно была не только не единственной, но и не первоначальной, — он допустил рационализм. Например, у него собака, вскормившая, по словам Юстина и в аналогичных рассказах, Кира, когда он был оставлен на съедение диким зверям, превратилась в жену пастуха, которую по-гречески звали Кино, а по-мидийски Спако («собака» по-мидийски спако). То есть эта легенда о собаке. вскормившем будущего героя напоминает легенду о волчице, вскормившей Ромула и Рема. Ещё одна версия, записанная Ктесием, весьма интересна, она дошла до нас через Николая Дамасского и, обнаруживая несомненные признаки большей первоначальности, является одной из немногих ценных страниц у Ктесия. Она гласит, что Кир был сыном нищего мардианского разбойника Атрадата (марды были кочевым персидским племенем), который впоследствии возвысился, поступив на службу к Астиагу. Предсказание о будущем величии, изречённое вавилонскими магами, подвигло Кира к побегу в Персию и к началу мятежа. Все греческие писатели единодушны в своём мнении, что имя Кира не было дано ему при рождении, а взято им впоследствии, уже после занятия престола. Этимология имени не известна. Плутарх говорит, что его нарекли так в честь Солнца (народная персидская этимология Kurash «Кир» от зенд. hvare), ибо Солнце по-персидски «Кир». Страбон утверждает, что имя Кира было дано ему в честь реки Кир, которая протекает около Пасаргад. Будто бы царь персов принял имя этой реки, переименовав себя из Аградата в Кира. Юстин, возможно, относит смысл имени к слову «пастух», ибо: «Мальчик, живя среди пастухов, получил имя Кира» 

Мида́с (др. -греч. Μίδας) — имена нескольких фригийских царей.

Исторический Мидас, воевавший с киммерийцами, правил в VII в. до н. э., а его мифический предшественник — перед Троянской войной.

Другая легенда рассказывает, как Мидас приобрел «золотой дар». Когда Дионис вёл войско в Индию, Силен заблудился. Подданные Мидаса нашли его в лесу мертвецки пьяным. Мидас радушно принял Силена, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису, который пришёл в восторг, узнав, что его учитель найден целым и невредимым.

В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот пожелает. Мидас не нашёл ничего лучше, как попросить, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в чистое блестящее золото, и это пожелание было тотчас же исполнено Дионисом. Мидас решил испытать свой дар: он коснулся ветви дуба, и она стала золотой; он взял камень, и произошло то же самое. Когда Мидас вернулся ко двору, он приказал приготовить пир в честь своего нового дара. Но, когда он взялся за еду и питье, они тоже превратились в золото, отчего он не мог ни есть ни пить. Мидас, боясь умереть с голоду, пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним. Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которую стали называть Хрисорроем, отчего река до сих пор несёт в своём течении крупицы золота, а Мидас избавился от своего дара.



Мидас Могила-Мидаса-620x387.jpg 54.97 KB


Вторгся во Фракию. Сады Мидаса, где был пойман Силен, показывали в Македонии. Владел частью Македонии, но был изгнан Караном.

Надпись на гробнице Мидаса приводит Платон. По мнению Пифагора, его душа переселилась в кротонца Миллия.



Мидас надпись.jpg 206.38 KB


фрагмент с надписью



Персия кир.jpg 263.1 KB


могила Кира Великого. Саркофаг на постаменте, напоминает ликийские захоронения

В 1957 году американские археологи под руководством Родни Янга вскрыли один из самых больших курганов в Турции. Проникнув в его погребальную камеру, они объявили, что найдена могила легендарного фригийского царя Мидаса. Могила оказалась неразграбленной, археологи извлекли из нее тысячи предметов, которые теперь можно увидеть в Музее Анатолийских Цивилизаций в Анкаре.

Этот курган находится рядом с Гордионом - столицей древней Фригии. Ныне это населенный пункт Яссыхеуюк. Добраться туда можно из Анкары, сначала до города Полатлы - это где-то час езды, а далее 18 км на север.

Но надо сказать, что могилы царей Кира I и Кира II совершенно не похожи на могилы царей династий Сасаснидов и Ахеменидов, и более напоминают захоронение Мидаса и могилы карийцев (саркофаг на подиуме), и вероятно, что и Кир I и Кир II не были персами, какими мы их представляем.

Местом погребения великих людей Древней Персии является территория, которая расположена в нынешнем Иране. А именно эти места находятся буквально в самом сердце Ирана, в шести километрах от городка Персеполь. Именно здесь располагается аналог египетской Долины Царей.

Это древние скальные рельефы, которые скрывают в себе гробницы Перситских царей древности. Весь этот комплекс объединен названием – Накше-Рустам (оригинальное название Naqš-e Rostam). Самый древний рельеф своим появлением датируется возрастом более трех тысяч лет. Остальные более юные и самому «младшему» приписывают возраст порядка тысяча семиста лет.

Ликийские гробницы можно увидеть на всей территории Ликии. Археологи нашли более тысячи ликийских захоронений, большинство из которых сохранилось достаточно хорошо и привлекает к себе внимание необычной формой и украшениями – разнообразными символами и резьбой, свойственными ликийской культуре.



ликия 1.jpg 395.16 KB


Тапинак храмы мертвых

Ликийские «дома» для умерших это такие захоронения внешне напоминающие старинные ликийские дома. Гробницы в виде дома бывают двух- и даже трехэтажными, имеют четырехугольный вход и украшение, имитирующее края деревянных балок – круглых или квадратных. Со временем входные барельефы на таких «домах» были заменены на фрески и рельефную кайму, выполненную в готическом стиле. Внутри дома-гробницы находится погребальная комната (такая же, как в храмах-гробницах), украшенная различными рисунками. Ярким примером гробниц данного типа может послужить могила «Boyali Mezar», расположенная в древнем городе Мира.

Необычные гробницы-саркофаги это гробницы дахит, они встречаются во многих частях мира, но только в Ликии можно увидеть высокие многоуровневые саркофаги, напоминающие каменные башни. Каждый из таких «саркофагов» имеет три основных части. Нижняя выполняет роль фундамента, средняя – саркофага, верхняя – крышки. Крышки дахитов являются двускатными и напоминают крыши жилых домов. Во время правления римлян их стали делать более округлыми. Нижняя часть гробницы зачастую служила могилой для прислуги, раба или сиделки умершего человека. Верхняя часть дахита и его боковые стороны украшали фресками и рисунками. Некоторые ликийские саркофаги расписаны фресками изнутри.



Ликия33.jpg 172.43 KB


Самой известной гробницей такого типа является в Ксантосе – «Могила Гарпии» восьмиметровый саркофаг, датируемый 5 веком до нашей эры. Изящные каменные барельефы, некогда украшавшие её фасад, сейчас хранятся в Британском музее.



ликия3.jpg 14.84 KB


Ликия, гробница

Как видно, могила, или вернее мавзолей Кира более напоминает по стилю ликийские захоронения, нежели персидские в Накши-Рустем. И, важен обычай- умерший был над землей, а не ниже поверхности почвы.



Бехистунская скала.Гробницы персидских царей


Кир II Великий (древнеперс. Kuruš) — персидский царь из династии Ахеменидов, правивший в 559—530 годах до н. э. Сын Камбиса I и, возможно, царевны Манданы, дочери царя Мидии Иштувегу (Астиага). Основатель персидской державы Ахеменидов. Кир был сыном Камбиса I из династии Ахеменидов, основанной легендарным Ахеменом, ведущего клана в персидском племени пасаргадов. Ещё Набонид титуловал Кира царём Аншана[1], то есть одной из областей на юго-востоке Элама, это же делали и вавилонские жрецы, составлявшие так называемую хронику Набонида и Кира[2]. В своём воззвании к вавилонянам сам Кир называл «царями Аншана» своих предков: «Я — Кир… сын Камбиса, великого царя, царя города Аншана, внук Кира, великого царя, царя города Аншана, потомок Теиспа, великого царя, царя города Аншана».



Могила царя Кира I


Точный год рождения Кира неизвестен, считается, что он появился на свет на отрезке времени от 600 до 590 года до н. э., наиболее вероятно в 593 году до н. э. О его детстве и юности известно только из легенд, которые часто противоречат друг другу. Греческий историк Ксенофонт также пишет о том, что уже в V веке до н. э. о жизни Кира Великого рассказывали по-разному. Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу) Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Во избежание этого Астиаг выдал дочь замуж за перса, а не за мидийца, но всё же опасаясь, что его внук станет царём вместо него, вызвал затем к себе из Персии беременную Мандану и через некоторое время, когда у неё родился сын, решил погубить его. Эту задачу он возложил на своего сановника Гарпага. В свою очередь, Гарпаг передал ребёнка пастуху, одному из рабов Астиага, и повелел оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но, когда этот пастух принёс младенца в свою хижину, он узнал, что его жена только что родила мёртвого ребёнка. Родители решили воспитать царского сына как своего, а мёртвого ребёнка оставили в уединённом месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага. После этого пастух доложил Гарпагу, что он исполнил его приказ. Гарпаг же, послав верных людей осмотреть труп младенца и похоронить его, убедился, что это действительно так. Таким образом, детство Кира прошло среди царских рабов. Когда мальчику исполнилось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран царём. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика пожаловался Астиагу, что его раб бьёт детей царских сановников. Кир был приведён для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нём черты фамильного сходства. И действительно, допросив под угрозой пыток пастуха, Астиаг узнал правду. Тогда он жестоко наказал Гарпага: пригласил его на обед и тайно угостил мясом собственного сына, сверстника Кира. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему ещё опасность со стороны внука. Те ответили, что предсказание уже сбылось, поскольку Кир был избран царём во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям. Но и сам Геродот не выдавал свою версию за единственную — он говорил, что существует ещё четыре других. Его версия действительно была не только не единственной, но и не первоначальной, — он допустил рационализм. Например, у него собака, вскормившая, по словам Юстина и в аналогичных рассказах, Кира, когда он был оставлен на съедение диким зверям, превратилась в жену пастуха, которую по-гречески звали Кино, а по-мидийски Спако («собака» по-мидийски спако). То есть эта легенда о собаке. вскормившем будущего героя напоминает легенду о волчице, вскормившей Ромула и Рема. Ещё одна версия, записанная Ктесием, весьма интересна, она дошла до нас через Николая Дамасского и, обнаруживая несомненные признаки большей первоначальности, является одной из немногих ценных страниц у Ктесия. Она гласит, что Кир был сыном нищего мардианского разбойника Атрадата (марды были кочевым персидским племенем), который впоследствии возвысился, поступив на службу к Астиагу. Предсказание о будущем величии, изречённое вавилонскими магами, подвигло Кира к побегу в Персию и к началу мятежа. Все греческие писатели единодушны в своём мнении, что имя Кира не было дано ему при рождении, а взято им впоследствии, уже после занятия престола. Этимология имени не известна. Плутарх говорит, что его нарекли так в честь Солнца (народная персидская этимология Kurash «Кир» от зенд. hvare), ибо Солнце по-персидски «Кир». Страбон утверждает, что имя Кира было дано ему в честь реки Кир, которая протекает около Пасаргад. Будто бы царь персов принял имя этой реки, переименовав себя из Аградата в Кира. Юстин, возможно, относит смысл имени к слову «пастух», ибо: «Мальчик, живя среди пастухов, получил имя Кира» 

Мида́с (др. -греч. Μίδας) — имена нескольких фригийских царей.

Исторический Мидас, воевавший с киммерийцами, правил в VII в. до н. э., а его мифический предшественник — перед Троянской войной.

Другая легенда рассказывает, как Мидас приобрел «золотой дар». Когда Дионис вёл войско в Индию, Силен заблудился. Подданные Мидаса нашли его в лесу мертвецки пьяным. Мидас радушно принял Силена, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису, который пришёл в восторг, узнав, что его учитель найден целым и невредимым.

В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот пожелает. Мидас не нашёл ничего лучше, как попросить, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в чистое блестящее золото, и это пожелание было тотчас же исполнено Дионисом. Мидас решил испытать свой дар: он коснулся ветви дуба, и она стала золотой; он взял камень, и произошло то же самое. Когда Мидас вернулся ко двору, он приказал приготовить пир в честь своего нового дара. Но, когда он взялся за еду и питье, они тоже превратились в золото, отчего он не мог ни есть ни пить. Мидас, боясь умереть с голоду, пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним. Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которую стали называть Хрисорроем, отчего река до сих пор несёт в своём течении крупицы золота, а Мидас избавился от своего дара.



Мидас Могила-Мидаса-620x387.jpg 54.97 KB


Вторгся во Фракию. Сады Мидаса, где был пойман Силен, показывали в Македонии. Владел частью Македонии, но был изгнан Караном.

Надпись на гробнице Мидаса приводит Платон. По мнению Пифагора, его душа переселилась в кротонца Миллия.



Мидас надпись.jpg 206.38 KB


фрагмент с надписью



Персия кир.jpg 263.1 KB


могила Кира Великого. Саркофаг на постаменте, напоминает ликийские захоронения

В 1957 году американские археологи под руководством Родни Янга вскрыли один из самых больших курганов в Турции. Проникнув в его погребальную камеру, они объявили, что найдена могила легендарного фригийского царя Мидаса. Могила оказалась неразграбленной, археологи извлекли из нее тысячи предметов, которые теперь можно увидеть в Музее Анатолийских Цивилизаций в Анкаре.

Этот курган находится рядом с Гордионом - столицей древней Фригии. Ныне это населенный пункт Яссыхеуюк. Добраться туда можно из Анкары, сначала до города Полатлы - это где-то час езды, а далее 18 км на север.

Но надо сказать, что могилы царей Кира I и Кира II совершенно не похожи на могилы царей династий Сасаснидов и Ахеменидов, и более напоминают захоронение Мидаса и могилы карийцев (саркофаг на подиуме), и вероятно, что и Кир I и Кир II не были персами, какими мы их представляем.

Местом погребения великих людей Древней Персии является территория, которая расположена в нынешнем Иране. А именно эти места находятся буквально в самом сердце Ирана, в шести километрах от городка Персеполь. Именно здесь располагается аналог египетской Долины Царей.

Это древние скальные рельефы, которые скрывают в себе гробницы Перситских царей древности. Весь этот комплекс объединен названием – Накше-Рустам (оригинальное название Naqš-e Rostam). Самый древний рельеф своим появлением датируется возрастом более трех тысяч лет. Остальные более юные и самому «младшему» приписывают возраст порядка тысяча семиста лет.

Ликийские гробницы можно увидеть на всей территории Ликии. Археологи нашли более тысячи ликийских захоронений, большинство из которых сохранилось достаточно хорошо и привлекает к себе внимание необычной формой и украшениями – разнообразными символами и резьбой, свойственными ликийской культуре.



ликия 1.jpg 395.16 KB


Тапинак храмы мертвых

Ликийские «дома» для умерших это такие захоронения внешне напоминающие старинные ликийские дома. Гробницы в виде дома бывают двух- и даже трехэтажными, имеют четырехугольный вход и украшение, имитирующее края деревянных балок – круглых или квадратных. Со временем входные барельефы на таких «домах» были заменены на фрески и рельефную кайму, выполненную в готическом стиле. Внутри дома-гробницы находится погребальная комната (такая же, как в храмах-гробницах), украшенная различными рисунками. Ярким примером гробниц данного типа может послужить могила «Boyali Mezar», расположенная в древнем городе Мира.

Необычные гробницы-саркофаги это гробницы дахит, они встречаются во многих частях мира, но только в Ликии можно увидеть высокие многоуровневые саркофаги, напоминающие каменные башни. Каждый из таких «саркофагов» имеет три основных части. Нижняя выполняет роль фундамента, средняя – саркофага, верхняя – крышки. Крышки дахитов являются двускатными и напоминают крыши жилых домов. Во время правления римлян их стали делать более округлыми. Нижняя часть гробницы зачастую служила могилой для прислуги, раба или сиделки умершего человека. Верхняя часть дахита и его боковые стороны украшали фресками и рисунками. Некоторые ликийские саркофаги расписаны фресками изнутри.



Ликия33.jpg 172.43 KB


Самой известной гробницей такого типа является в Ксантосе – «Могила Гарпии» восьмиметровый саркофаг, датируемый 5 веком до нашей эры. Изящные каменные барельефы, некогда украшавшие её фасад, сейчас хранятся в Британском музее.



ликия3.jpg 14.84 KB


Ликия, гробница

Как видно, могила, или вернее мавзолей Кира более напоминает по стилю ликийские захоронения, нежели персидские в Накши-Рустем. И, важен обычай- умерший был над землей, а не ниже поверхности почвы.

Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
■ id9665 22 дек 2022 в 22:08
Очень интересная история
■ Люсин Сад 19 дек 2022 в 08:39
Интересный канал, подписалась. Буду рада взаимной подписке.💐
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ