3
Иван по прозвищу "Кроткий"? | Паблико
202 подписчики

Иван по прозвищу "Кроткий"?


13 ноя 2023 · 19:27    



русь смута1.jpg 660.71 KB


13 ноября 1359 г. по словам летописца «преставися благоверный, и христолюбивый, и кроткий, и тихий, и милостивый князь велики Иван Иванович во иноцех и в схиме». Карамзин представил великого князя Ивана Ивановича Красного - отца Дмитрия Донского как человека «тихого, миролюбивого и слабого».

Рассказывая о правлении князя Ивана, историк высказывает суждение в духе Макиавелли — одного из самых любимых своих авторов: «Время государей тихих редко бывает спокойно: ибо мягкосердечие их имеет вид слабости, благоприятной для внешних врагов и мятежников внутренних». Образ «кроткого» и «дремлющего» князя Ивана, созданный золотым пером Карамзина, остался жить в отечественной историографии.

Но реально о способностях московского и владимирского князя Ивана Красного (1326—1359) как правителя можно судить только по результатам его княжения для Москвы и для Руси. Но результаты эти не столь очевидны как виделось Карамзину.

С одной стороны период правления Ивана Красного был периодом относительного ослабления Москвы. Так, литовский князь Ольгерд добился поставления отдельного митрополита в Киев (1355—1362). Преемник митрополита Феогноста - московский ставленник Алексий был арестован в 1358 году по приказу литовского князя Ольгерда в Киеве, где пробыл до 1360 года, а затем бежал из-под стражи.

Ольгерд захватил Брянское княжество (1356) и ходил на Можайск. Рязанцы захватили один из пограничных городков московского княжества Лопасню. Произошли трения и внутри московской боярской верхушки, что привело к убийству московского тысяцкого Алексея Хвоста и как следствие этого отъезду в рязанское княжество части бояр в 1356 году, но усилиями самого Ивана в 1358 году была установлена договорённость, позволившая им вернуться в Москву.

Существуют свидетельства и другого характера. Тщательный анализ духовных грамот Ивана Красного и других актов той эпохи, выполненный современными исследователями, позволил увидеть отца Дмитрия Донского в совершенно ином свете.

Духовные Ивана Ивановича свидетельствуют, что после смерти его старшего брата великого князя Семена Ивановича и младшего Андрея в Московском княжестве произошел настоящий переворот. Единственный оставшийся в живых взрослый мужской представитель московского княжеского князь Иван Красный захватил власть в свои руки. Став московским князем он установил контроль над Серпуховским уделом скончавшегося князя Андрея Ивановича, управлял волостями этого удела своими великокняжескими боярами.

Вдова Симеона Гордого Мария Александровна была лишена наиболее крупных из завещанных ей мужем владений — городов Можайска и Коломны. У нее были отняты все можайские волости и несколько коломенских, она лишилась прав и привилегий на московские доходы и повинности населения.

Если иметь в виду не форму, а существо, то необходимо заключить, что Иван Красный грубо нарушил духовную грамоту Симеона Гордого, которую скрепил собственной печатью. Завещательные акты самого Ивана Ивановича должны были узаконить совершившийся переворот и утвердить новый порядок вещей: обеспечение преемственности великокняжеской власти за старшим сыном Ивана Дмитрием.

Таким образом, Иван Красный был склонным к произволу правителем. Стремясь к сосредоточению земли и власти в руках старшего сына (и тем самым, в конечном счете, — к единовластию), он задевал интересы других членов московского княжеского дома и стоявших за ними групп правящей элиты. Отсюда — жестокие столкновения, борьба «партий», в которую был вовлечен и сам князь. И не отсюда ли неожиданно ранняя кончина князя — в возрасте тридцати трех лет — в год, когда летописи не сообщают о каких-либо эпидемических явлениях?

И еще одна черта, которая была, видимо, присуща князю Ивану - это смелость. Под 6876 (1358) годом летопись сообщает о том, что московский князь Иван Иванович позволил себе не впустить в свои владения ордынского «великого посла царева сына» Момат Хожу. В этой истории много неясного. Лаконичное летописное сообщение можно понять так, что «посол» занимался размежеванием спорных владений в Рязанской земле и собирался продолжить свою деятельность в Московском княжестве. Не ожидая от этого «землемера» ничего хорошего, князь Иван «не пусти его во свою очину в Русьскую земьлю». Этот смелый поступок остался для Ивана без последствий.

Об этой истории говорила тогда вся Москва. Такого рода события, точно кованые гвозди, были вбиты в семейную память потомков Калиты. Придет время — и Дмитрий, идя по стопам отца, не пустит в свои владения татарский отряд, опустошавший Рязанское княжество. Это произойдет летом 1373 года. А еще год спустя молодой московский князь окончательно выйдет из подчинения Орде.

Литература:

Борисов Н. С. Дмитрий Донской. 



русь смута1.jpg 660.71 KB


13 ноября 1359 г. по словам летописца «преставися благоверный, и христолюбивый, и кроткий, и тихий, и милостивый князь велики Иван Иванович во иноцех и в схиме». Карамзин представил великого князя Ивана Ивановича Красного - отца Дмитрия Донского как человека «тихого, миролюбивого и слабого».

Рассказывая о правлении князя Ивана, историк высказывает суждение в духе Макиавелли — одного из самых любимых своих авторов: «Время государей тихих редко бывает спокойно: ибо мягкосердечие их имеет вид слабости, благоприятной для внешних врагов и мятежников внутренних». Образ «кроткого» и «дремлющего» князя Ивана, созданный золотым пером Карамзина, остался жить в отечественной историографии.

Но реально о способностях московского и владимирского князя Ивана Красного (1326—1359) как правителя можно судить только по результатам его княжения для Москвы и для Руси. Но результаты эти не столь очевидны как виделось Карамзину.

С одной стороны период правления Ивана Красного был периодом относительного ослабления Москвы. Так, литовский князь Ольгерд добился поставления отдельного митрополита в Киев (1355—1362). Преемник митрополита Феогноста - московский ставленник Алексий был арестован в 1358 году по приказу литовского князя Ольгерда в Киеве, где пробыл до 1360 года, а затем бежал из-под стражи.

Ольгерд захватил Брянское княжество (1356) и ходил на Можайск. Рязанцы захватили один из пограничных городков московского княжества Лопасню. Произошли трения и внутри московской боярской верхушки, что привело к убийству московского тысяцкого Алексея Хвоста и как следствие этого отъезду в рязанское княжество части бояр в 1356 году, но усилиями самого Ивана в 1358 году была установлена договорённость, позволившая им вернуться в Москву.

Существуют свидетельства и другого характера. Тщательный анализ духовных грамот Ивана Красного и других актов той эпохи, выполненный современными исследователями, позволил увидеть отца Дмитрия Донского в совершенно ином свете.

Духовные Ивана Ивановича свидетельствуют, что после смерти его старшего брата великого князя Семена Ивановича и младшего Андрея в Московском княжестве произошел настоящий переворот. Единственный оставшийся в живых взрослый мужской представитель московского княжеского князь Иван Красный захватил власть в свои руки. Став московским князем он установил контроль над Серпуховским уделом скончавшегося князя Андрея Ивановича, управлял волостями этого удела своими великокняжескими боярами.

Вдова Симеона Гордого Мария Александровна была лишена наиболее крупных из завещанных ей мужем владений — городов Можайска и Коломны. У нее были отняты все можайские волости и несколько коломенских, она лишилась прав и привилегий на московские доходы и повинности населения.

Если иметь в виду не форму, а существо, то необходимо заключить, что Иван Красный грубо нарушил духовную грамоту Симеона Гордого, которую скрепил собственной печатью. Завещательные акты самого Ивана Ивановича должны были узаконить совершившийся переворот и утвердить новый порядок вещей: обеспечение преемственности великокняжеской власти за старшим сыном Ивана Дмитрием.

Таким образом, Иван Красный был склонным к произволу правителем. Стремясь к сосредоточению земли и власти в руках старшего сына (и тем самым, в конечном счете, — к единовластию), он задевал интересы других членов московского княжеского дома и стоявших за ними групп правящей элиты. Отсюда — жестокие столкновения, борьба «партий», в которую был вовлечен и сам князь. И не отсюда ли неожиданно ранняя кончина князя — в возрасте тридцати трех лет — в год, когда летописи не сообщают о каких-либо эпидемических явлениях?

И еще одна черта, которая была, видимо, присуща князю Ивану - это смелость. Под 6876 (1358) годом летопись сообщает о том, что московский князь Иван Иванович позволил себе не впустить в свои владения ордынского «великого посла царева сына» Момат Хожу. В этой истории много неясного. Лаконичное летописное сообщение можно понять так, что «посол» занимался размежеванием спорных владений в Рязанской земле и собирался продолжить свою деятельность в Московском княжестве. Не ожидая от этого «землемера» ничего хорошего, князь Иван «не пусти его во свою очину в Русьскую земьлю». Этот смелый поступок остался для Ивана без последствий.

Об этой истории говорила тогда вся Москва. Такого рода события, точно кованые гвозди, были вбиты в семейную память потомков Калиты. Придет время — и Дмитрий, идя по стопам отца, не пустит в свои владения татарский отряд, опустошавший Рязанское княжество. Это произойдет летом 1373 года. А еще год спустя молодой московский князь окончательно выйдет из подчинения Орде.

Литература:

Борисов Н. С. Дмитрий Донской. 

Читайте также

Комментарии 36

Войдите для комментирования
■ Я свободен 25 ноя 2023 в 01:10
👍👍👍
Когда были "внутренние разборки" в Орде, многие князья становились смелыми..но как только "разборки" прекращались, то сразу татары встречались "хлебом и солью".. Поэтому, так долго сидели татары на Руси..
Не такой уж и Кроткий был Иван)
■ id9665 15 ноя 2023 в 09:31
Конечно
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ