01 фев 2023 · 08:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга кол236.jpg", "filesize": 124568, "height": 715, "pic_id": 392779, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/27/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB236.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Польше Люблинская уния воспринимается как совершенный политический акт, добровольный союз двух государств. Во многих польских городах есть площадь Люблинской унии. Поляки воспринимают историческую память о рождении Речи Посполитой через образы картины того же Яна Матейки “Люблинская уния”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Центральной фигурой на ней является король Сигизмунд Август, который как бы распят над всеми присутствующими, возвышается над ними, держа в одной руке крест. Вся сцена исполнена величия. И только внимательный наблюдатель может заметить, что лидер литовской и русской знати – Ян Ходкевич – на картине плачет. ВКЛ противилось союзу до последнего момента, и Матейка зафиксировал реакцию на унию как трагедию для литовцев. Эта неоднозначная оценка унии не всегда выходит на первый план, но о ней помнят. Недаром Люблинской унии не посвящено ни одного из значительных произведений польской литературы. Второстепенные сочинения есть, а вот талантливых памятников нет. И это показательно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поляки смотрят на Люблинскую унию глазами граждан Речи Посполитой после разделов Польши в конце ХVIII в. – это мышление осталось до сих пор. Давайте откроем главное произведение польской литературы во все времена – “Пана Тадеуша” Адама Мицкевича. С каких слов начинается этот роман? Со слов: “Литва – мое Отечество”. Когда Чеслава Милоша спросили, “Кто Вы – литовец или поляк? ”, он ответил: “Я гражданин Великого княжества Литовского”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, в исторической памяти поляков существуют две разные Литвы. Первая – Литва эпохи унии и Речи Посполитой, которую сперва воспринимали как альтернативный центр государства со столицей в Вильно, а потом – как младшего партнера в единой державе, более слабого, а потому и больше страдавшего. Литовцев оценивали как: “Это же наши братья! Мы их обнимали! ”. Не всегда при этом помнится, что объятия могут быть и медвежьими. Но налет сентиментализма в оценке отношений Литвы и Польши в период Речи Посполитой значителен до сих пор. Для поляка воспоминание о времени единства Королевства Польского и ВКЛ – это очень дорогое воспоминание, как миф о былой державности. До сих пор в подсознании живет мысль, что если бы мы сохранили чистоту унии и политическое единство, если бы остались братьями, то никто бы из врагов нас не одолел."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако есть и память о другой Литве, предавшей Польшу в середине ХVII в. во время шведского “Потопа”, когда шведские войска шли к Варшаве, а литовская знать фактически совершила государственную измену. Этот сюжет также нашел воплощение в литературных образах, известных каждому польскому интеллигенту. Все помнят описание в “Потопе” Сенкевича драматической сцены, когда Виленский воевода Януш Радзивилл принял решение поддержать шведского короля, и крик пана Заглобы: “Предатель! Архипредатель! ”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иероним Граля (Польша) "}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 1