24 янв 2023 · 09:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "скиф09.jpg", "filesize": 150613, "height": 1024, "pic_id": 378733, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/20/%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%8409.jpeg", "width": 683}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ведь, как я уже сказал раньше, скифы 28 лет владычествовали в Верхней Азии. Следуя за киммерийцами, они проникли в Азию и сокрушили державу мидян (до прихода скифов Азией владели мидяне). Когда затем после 28-летнего отсутствия спустя столько времени скифы возвратились в свою страну, их ждало бедствие, не меньшее, чем война с мидянами: они встретили там сильное вражеское войско. Ведь жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. От этих-то рабов и жен скифов выросло молодое поколение. Узнав свое происхождение, юноши стали противиться скифам, когда те возвратились из Мидии. Прежде всего, они оградили свою землю, выкопав широкий ров"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1269004000#n5"}, "string": "5"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера. Когда затем скифы пытались переправиться через озеро, молодые рабы, выступив им навстречу, начали с ними борьбу. Произошло много сражений, но скифы никак не могли одолеть противников; тогда один из них сказал так: «Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т. е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4. Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашенные этим, забыли о битвах и бежали. Итак, скифы были властителями Азии; затем после изгнания их мидянами они таким вот образом возвратились в родную страну."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Геродот, Книга 4."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интереснейший фрагмент. Так вот, у рассказа Геродота обнаружились четкие параллели на Руси."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В античных источниках есть рассказ о войне скифов со своими рабами. Во время длительного отсутствия скифов-мужчин, которые были в дальнем походе, властью в стране завладели их бывшие рабы, или, по некоторым вариантам, дети скифских жен и рабов. Рабы пытались воспрепятствовать возвращению скифов, но в конечном итоге были побеждены. Скифы вместо оружия взяли в руки плети, тем самым указав рабам на их место."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так вот, в русских летописных источниках есть аналогичный рассказ - Сказание о Холопьей войне, существующее во множестве вариантов. Вместо скифов часто выступают новгородцы или ростовцы, а вместо рабов - их холопы. Это Сказание еще раз подтверждает, что русские сохранили память о своем скифском прошлом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через 16 лет после выхода в свет первого исследования А. И. Мусина-Пушкина о местоположении Тмутараканского княжества, в 1810 г., была опубликована его вторая работа, по объему более соответствующая своему названию — «Историческое замечание о начале и местоположении древняго Российского, так называемого Холопья города»...»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Она была посвящена, казалось бы, краеведческой теме — началу и местоположению Холопьего города, который предание связывало с восстанием новгородских холопов. Но географическое расположение Холопьего города, как считал А. И. Мусин-Пушкин приходилось на его ярославское имение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До этой работы сказание о холопьей войне, с которым граф А. И. Мусин-Пушкин связывал образование Холопьего города, было сообщено с разными отступлениями рядом иностранцев и русских историков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"Но еще к сей холопьей войне мне случайно довелось прочитать историю града Ростова, и она не только ветха, но по письму и бумаге, думаю, более 200 лет назад писана; в ней о сем пространнее, нежели где-либо еще находится. Автор ее то же место, что в летописце муромском Колязин монастырь, называет Холопий град."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1549 г. «новгородскую версию» о холопьей войне впервые сообщил Сигизмунд Герберштейн в своей книге написанной им по впечатлениям, во время пребывания в Москве послом императора Максимилиана к великому князю Василию Ивановичу — в 1517 и 1526. Ближе всего, к версии Герберштейна стоит рассказ о холопьей войне в Новгороде польского историка Матвея Стрыйковского в «Хронике польской, литовской, жмудской и всей Руси», вышедшей в 1592 г. Но сам Стрыйковский с недоверием отнесся к сообщению Герберштейна, считая, что тот заимствовал известный анекдот Геродота об усмирении скифскими князьями с помощью бичей восставших в их отсутствие холопов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вслед за Герберштейном и Стрыйковским известие о холопьей войне сообщил в своей книге «О государстве Русском» Джильс Флетчер. Отдельные черты его рассказа, наряду с чертами новгородского происхождения, указывают на устный источник его: 1) дело идет о восстании холопов, которые разъясняются как новгородские рабы не в одном Новгороде, а и в «окрестных странах»; 2) здесь бояре новгородские заняты татарской войной; «бояре» и «татары» — позднейшие черты, которых нет у Герберштейна, что свидетельствует об устном источнике; 3) в отличие от Герберштейна, не жены новгородские приближают к себе рабов, а рабы овладевают ими, домами и землями новгородцев, что указывает на реалистичность устного источника; 4) указание на чеканку новгородцами в честь победы монеты с изображением всадника с кнутом является или новгородским истолкованием монеты, или домыслом самого автора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В целом сообщение Флетчера — это слышанное им «от какогото образованного русского историка, что говорит о распространении устного предания об этом в Новгороде»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересен любопытный вариант Сказания о Холопьей войне, записанный российским историком В. Н. Татищевым. Скифы в нем прямо названы скифами, но при этом живут в Ростове, да и имена у них славянские:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он рассказывает, что к сражению у вождей или царей скифских были трубы, литавры и сурны, а у холопов одни свирели и рожки пастушьи. Скифов предводители: Страшимир, Громислав и Бедислав; у холопов: Загуми, Разрывай и Угоняй; оружие у царей самострелы и мечи обоюдоострые, у рабов – сабли и луки. Холопы пред сражением, несколько голодных и раздраженных медведей приготовив, в войско царей пустили и оное смяли, а цари после, приготовив собак, на медведей пустили, которые затем, в войско холопов вбежав, тех смяли\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Описание здесь сражения господ с рабами в виде битвы скифских царей и холопов, по мнению историков, мог сделать и гипотетический автор «Истории града Ростова», который из начальной летописи или хронографов русской редакции 1414 и 1512 гг. мог знать, что греки называли скифами все причерноморские народы, также словен новгородских и ростовскую мерю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Татищев в каждом рассказе о холопьей войне видел только пересказ геродотовского анекдота — мысль, которую утвердил польский писатель, располагавший единственной редакцией у Герберштейна. Не случайно поэтому Татищев упрекает автора «Истории града Ростова» за неточный пересказ Геродота: место сражения с рабами показано не там (не на Дону или Перекопе, а на р. Мсте в Новгородской области), стоянка холопов неверно дана на Волге, у Калязина монастыря; скифским царям и рабам даны вымышленные русские имена, что невероятно, по мнению Татищева, так как «народ в том пределе был Сарматский, Меря или Мордца, как Нестор точно сказует»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но, собственно, тождество скифов и русских подтверждает и «Сказание о Славене и Русе» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Геродот, История, Книга 4"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Татищев История Российская"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев 2022, THE SIGN OF THE RURIKOVICH, MEANING, MEANING AND CLEAR PARALLELS IN INDO-EUROPEAN CULTURE SINCE ANCIENT TIMES. URDHVA-PUNDRA, OR KOLYUMN, KOLOMNA "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/67305452/"}, "string": "https: //www. academia. edu/67305452/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 2]}
Комментарии 1