3
"Хлебное место" | Паблико
202 подписчики

"Хлебное место"


10 апр 2024 · 06:04    



россия ст67.jpg 506.26 KB




1709636434315_thumb1024 (2).jpg 66.55 KB


Сергей Петрович Стабров отбывает на дачу, что бы заслуженно отдохнуть. Но и здесь вынужден прервать и рыбалку, и катание на лодочке, и даже прогулки на велосипеде. Преступление в усадьбе Медово сорвало все эти планы.

Первая книга: Морской узел и счастливый билет. Сергей Соловьев

Вторая книга: Чемодан, револьвер и расческа. Сергей Соловьев

Третья книга: Клуб мотоциклистов, крюк на крыше и почтмейстер. Сергей Соловьев

Четвертая книга: Свадьба и лишний покойник в могиле. Сергей Соловьев

Пятая книга: Диадема из дымохода и нежданное путешествие. Сергей Соловьев

Шестая книга: Якутский нож и колода карт. Сергей Соловьев

Седьмая книга: Два убийства в одной квартире и китайская хитрость. Сергей Соловьев

Восьмая книга: Черный автомобиль и банда экспроприаторов. Сергей Соловьев

Девятая книга: Снеговик, икра и Рождество. Сергей Соловьев

Десятая книга: Дача, «Венера в грозу» и китайские шахматы. Сергей Соловьев

Муромский дворянин Дружина Осорьин родился около 1578 г. при крещении получив имя Каллистрат. По отцу Юрию Васильевичу Осорьину он происходил из старомосковского рода детей боярских, который был тесным образом связан с приказной средой. Злобины-Осорьины, ближайшие родственники Осорьиных, являлись старинными вкладчиками Троице-Сергиева монастыря. Как видим, Дружина происходил из зажиточного и «доброго» дворянского рода.

На службу Дружина поступил в 1589 г. В 1598 г. он был записан в десятне (списки обязанных службой дворян) по Мурому в числе служилых новиков. В 1605 г. опять упоминается в муромской десятне, записан с поместным окладом в 400 четвертей и жалованьем 12 рублей. Кроме того в 1637 г. в описании Мурома отмечается двор Осорьина находящийся городе. В сложной иерархии провинциального дворянства он занимал солидное положение.

Несмотря на свое небоярское происхождение, в XVII в. Дружина Осорьин и некоторые его родственники входили в немногочисленную группу уездной военнослужилой знати Русского государства, которым удалось сохранить за собой родовые вотчины, полученные их предками в XV-XVI вв.

В своей челобитной 1644 г. Осорьин не упомянул об участии в каких-либо походах, только о «службах станичных и подъездных». По-видимому, основной его службой было отбывание должности губного старосты. В этом качестве мы впервые встречаем его в 1610 году.

Губные старосты появляются в первой половине XVI века, как выборные представители земской власти в Русском государстве. Им была поручена борьба с наиболее опасными для государства преступлениями - «разбойными делами». Дополнительные статьи к Судебнику Ивана Грозного добавили в их ведение дела «татиные», т. е. дела связанные с «татьбой» - похищением чужого имущества.

Таким образом одной из важных его задач Дружины Осорьина было «обыскивати и имати лихих людей». В эпоху Смутного времени это было связанно с риском для жизни, а также чревато появлением недоброжелателей и врагов. В то же время эта должность могла приносить приличный доход и освобождала ее носителя от постоянного участия в военных походах. Кроме того, начиная с 1610 г. по начало сороковых годов XVII в. дачей земель служилым людям Мурома занимались губные старосты. Должность была, что называется, «хлебным местом».

В 1615 г. благодаря высокому служебному положению Осорьину удалось привлечь внимание местного духовенства к нетленным мощам своей матери. В 1620-1630-х гг. Дружина Осорьин написал «Житие» своей матери - святой Иулиании Лазаревской.

В итоге получилось скорее не житие, а жизнеописание, биография с элементами семейно хроники московских и провинциальных дворян Осориных, Недюревых, Араповых, Дубенских. Житие можно считать первым опытом биографии частного человека в древнерусской литературе. Как видим, у Дружины были знания, а также время и возможность заниматься интеллектуальным трудом.

В 1640 г. он по-прежнему занимал должность губного старосты вместе с Б. Ворыпаевым. В 1642 г. на место Ворыпаева избрали Р. И. Юматова. Однако в марте 1643 г. Юматов был отстранен от «губных дел» по «государевой грамоте». По-видимому, одновременно с Юматовым, во всяком случае до сентября 1643 г., ушел из старост и Осорьин. После чего был вынужден приступить к несению службы в Одоеве с другими муромцами,

В мае 1644 г. из Стрелецкого приказа пришла грамота с предписанием взыскать с бывших губных старост «стрелецкие» и «ямские деньги» на огромную сумму в 449 рублей. Юматов и Осорьин были арестованы стрельцами и доставлены в Москву. Осорьин был вынужден продать свою вотчину, чтобы иметь возможность оплатить иск. К августу 1644 г. Осорьин был отпущен из-под ареста и вернулся в Муром. Но злоключения его только начинались.

В конце 1644 г. муромский дворянин С. И. Дурасов подал донос против 50 муромских дворян якобы не явившихся на службу в Одоев без уважительной причины. Воевода пытался замять дело, но Дурасов добился в Разряде указа о высылке в Москву всех обвиненных в «нетстве». Среди первых в его доносе числились Юматов и Дружина Осорьин.

К декабрю в Москву приехали двенадцать муромцев, в том числе Осорьин; это было нечто вроде делегации от всех муромских дворян. Остальные в Москву не поехали. Муромцы, которых возглавлял Р. Юматов, подали коллективную челобитную против самого Дурасова, обвинив его в том же грехе - «нетстве» и в незаконной подмене отца на службе.

Кроме того, каждый муромец, включая Осорьина, подал отдельную челобитную о своих службах и причинах неявки. В челобитной царю Михаилу Феодоровичу Дружина Осорьин вспоминал, что уже из-за 1-го доноса он лишился средств к существованию «кормлюся по племяники и друзьям». Дело затянулось до весны 1645 г. исход его в документах не отразился, но был, скорее всего, для муромцев благоприятным. По этому делу, вероятно, был оправдан и Осорьин.

Надо сказать, что С. И. Дурасов принадлежал к одному из наиболее богатых родов муромского уезда. В 30-х гг. XVII в. самое большее количество землевладений в уезде имели именно Дурасовы, а также Опраксины. За представителями этих родов числилось по девять поместий. Тогда как абсолютное большинство остальных помещиков уезда имели по одному поместью на фамилию.

Между тем Дурасов не унимался. В очередном доносе, поданном в феврале 1645 г., он писал: «Дружина Юрьев сын Осорьин. Был в Казанском дворце и отпущен зимою и живет дома все лето». То есть, по словам доносчика, опять уклонялся от службы. После проверки этого доноса почти достигший семидесяти лет Осорьин был «взят в Казанский дворец и за вину бит кнутом».

О дальнейшей судьбе Осорьина у нас сведений нет. Скорее всего, после всех этих волнений он прожил недолго. Во всяком случае, когда в 1648 г. С. И. Дурасов вновь пытался возбудить дело против муромцев, Дружина Осорьин в его доносах не фигурировал. Нет его имени и в десятне по Мурому 1649 года.

По материалам: Кротов М. Г. Новое об авторе «Жития Улиянии Лазаревской» 



россия ст67.jpg 506.26 KB




1709636434315_thumb1024 (2).jpg 66.55 KB


Сергей Петрович Стабров отбывает на дачу, что бы заслуженно отдохнуть. Но и здесь вынужден прервать и рыбалку, и катание на лодочке, и даже прогулки на велосипеде. Преступление в усадьбе Медово сорвало все эти планы.

Первая книга: Морской узел и счастливый билет. Сергей Соловьев

Вторая книга: Чемодан, револьвер и расческа. Сергей Соловьев

Третья книга: Клуб мотоциклистов, крюк на крыше и почтмейстер. Сергей Соловьев

Четвертая книга: Свадьба и лишний покойник в могиле. Сергей Соловьев

Пятая книга: Диадема из дымохода и нежданное путешествие. Сергей Соловьев

Шестая книга: Якутский нож и колода карт. Сергей Соловьев

Седьмая книга: Два убийства в одной квартире и китайская хитрость. Сергей Соловьев

Восьмая книга: Черный автомобиль и банда экспроприаторов. Сергей Соловьев

Девятая книга: Снеговик, икра и Рождество. Сергей Соловьев

Десятая книга: Дача, «Венера в грозу» и китайские шахматы. Сергей Соловьев

Муромский дворянин Дружина Осорьин родился около 1578 г. при крещении получив имя Каллистрат. По отцу Юрию Васильевичу Осорьину он происходил из старомосковского рода детей боярских, который был тесным образом связан с приказной средой. Злобины-Осорьины, ближайшие родственники Осорьиных, являлись старинными вкладчиками Троице-Сергиева монастыря. Как видим, Дружина происходил из зажиточного и «доброго» дворянского рода.

На службу Дружина поступил в 1589 г. В 1598 г. он был записан в десятне (списки обязанных службой дворян) по Мурому в числе служилых новиков. В 1605 г. опять упоминается в муромской десятне, записан с поместным окладом в 400 четвертей и жалованьем 12 рублей. Кроме того в 1637 г. в описании Мурома отмечается двор Осорьина находящийся городе. В сложной иерархии провинциального дворянства он занимал солидное положение.

Несмотря на свое небоярское происхождение, в XVII в. Дружина Осорьин и некоторые его родственники входили в немногочисленную группу уездной военнослужилой знати Русского государства, которым удалось сохранить за собой родовые вотчины, полученные их предками в XV-XVI вв.

В своей челобитной 1644 г. Осорьин не упомянул об участии в каких-либо походах, только о «службах станичных и подъездных». По-видимому, основной его службой было отбывание должности губного старосты. В этом качестве мы впервые встречаем его в 1610 году.

Губные старосты появляются в первой половине XVI века, как выборные представители земской власти в Русском государстве. Им была поручена борьба с наиболее опасными для государства преступлениями - «разбойными делами». Дополнительные статьи к Судебнику Ивана Грозного добавили в их ведение дела «татиные», т. е. дела связанные с «татьбой» - похищением чужого имущества.

Таким образом одной из важных его задач Дружины Осорьина было «обыскивати и имати лихих людей». В эпоху Смутного времени это было связанно с риском для жизни, а также чревато появлением недоброжелателей и врагов. В то же время эта должность могла приносить приличный доход и освобождала ее носителя от постоянного участия в военных походах. Кроме того, начиная с 1610 г. по начало сороковых годов XVII в. дачей земель служилым людям Мурома занимались губные старосты. Должность была, что называется, «хлебным местом».

В 1615 г. благодаря высокому служебному положению Осорьину удалось привлечь внимание местного духовенства к нетленным мощам своей матери. В 1620-1630-х гг. Дружина Осорьин написал «Житие» своей матери - святой Иулиании Лазаревской.

В итоге получилось скорее не житие, а жизнеописание, биография с элементами семейно хроники московских и провинциальных дворян Осориных, Недюревых, Араповых, Дубенских. Житие можно считать первым опытом биографии частного человека в древнерусской литературе. Как видим, у Дружины были знания, а также время и возможность заниматься интеллектуальным трудом.

В 1640 г. он по-прежнему занимал должность губного старосты вместе с Б. Ворыпаевым. В 1642 г. на место Ворыпаева избрали Р. И. Юматова. Однако в марте 1643 г. Юматов был отстранен от «губных дел» по «государевой грамоте». По-видимому, одновременно с Юматовым, во всяком случае до сентября 1643 г., ушел из старост и Осорьин. После чего был вынужден приступить к несению службы в Одоеве с другими муромцами,

В мае 1644 г. из Стрелецкого приказа пришла грамота с предписанием взыскать с бывших губных старост «стрелецкие» и «ямские деньги» на огромную сумму в 449 рублей. Юматов и Осорьин были арестованы стрельцами и доставлены в Москву. Осорьин был вынужден продать свою вотчину, чтобы иметь возможность оплатить иск. К августу 1644 г. Осорьин был отпущен из-под ареста и вернулся в Муром. Но злоключения его только начинались.

В конце 1644 г. муромский дворянин С. И. Дурасов подал донос против 50 муромских дворян якобы не явившихся на службу в Одоев без уважительной причины. Воевода пытался замять дело, но Дурасов добился в Разряде указа о высылке в Москву всех обвиненных в «нетстве». Среди первых в его доносе числились Юматов и Дружина Осорьин.

К декабрю в Москву приехали двенадцать муромцев, в том числе Осорьин; это было нечто вроде делегации от всех муромских дворян. Остальные в Москву не поехали. Муромцы, которых возглавлял Р. Юматов, подали коллективную челобитную против самого Дурасова, обвинив его в том же грехе - «нетстве» и в незаконной подмене отца на службе.

Кроме того, каждый муромец, включая Осорьина, подал отдельную челобитную о своих службах и причинах неявки. В челобитной царю Михаилу Феодоровичу Дружина Осорьин вспоминал, что уже из-за 1-го доноса он лишился средств к существованию «кормлюся по племяники и друзьям». Дело затянулось до весны 1645 г. исход его в документах не отразился, но был, скорее всего, для муромцев благоприятным. По этому делу, вероятно, был оправдан и Осорьин.

Надо сказать, что С. И. Дурасов принадлежал к одному из наиболее богатых родов муромского уезда. В 30-х гг. XVII в. самое большее количество землевладений в уезде имели именно Дурасовы, а также Опраксины. За представителями этих родов числилось по девять поместий. Тогда как абсолютное большинство остальных помещиков уезда имели по одному поместью на фамилию.

Между тем Дурасов не унимался. В очередном доносе, поданном в феврале 1645 г., он писал: «Дружина Юрьев сын Осорьин. Был в Казанском дворце и отпущен зимою и живет дома все лето». То есть, по словам доносчика, опять уклонялся от службы. После проверки этого доноса почти достигший семидесяти лет Осорьин был «взят в Казанский дворец и за вину бит кнутом».

О дальнейшей судьбе Осорьина у нас сведений нет. Скорее всего, после всех этих волнений он прожил недолго. Во всяком случае, когда в 1648 г. С. И. Дурасов вновь пытался возбудить дело против муромцев, Дружина Осорьин в его доносах не фигурировал. Нет его имени и в десятне по Мурому 1649 года.

По материалам: Кротов М. Г. Новое об авторе «Жития Улиянии Лазаревской» 

Читайте также

Комментарии 6

Войдите для комментирования
■ Lira - Vision 10 апр 2024 в 22:17
Спасибо большое, очень интересно ...
■ terminator2-5 10 апр 2024 в 14:05
😎
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ