08 апр 2023 · 04:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Илья муромец1.jpg", "filesize": 108601, "height": 720, "pic_id": 507965, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/04/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%861.jpeg", "width": 960}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Слово «голем» – одно из древнейших в мире, оно упоминается еще в Ветхом Завете. Там оно используется для обозначения какой-то эмбриональной или неполноценной субстанции. В XVI стихе 139-го Псалма слово «голем» употребляется в значении «зародыш», «эмбрион», либо «нечто бесформенное», «необработанное»: «Големом видели меня очи Твои»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В иудейском описании почасового сотворения мира «големом» именуется этап создания тела без души. Для описания чего-либо неоформленного этот термин также используется и в Талмуде. Предполагают, что данное слово происходит от gelem, означающего «сырой материал»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чешский исследователь О. Элиаш дает понятию «голем» такое определение:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Глиняная фигура человеческого образа, оживляемая мощью Слова в соответствии с традициями еврейской кабалистики»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Действительно, в ряде религиозных иудаистских текстов, в первую очередь каббалистических, говорится о принципиальной возможности сотворения Голема. Голем здесь — живое существо, созданное полностью из неодушевленной материи, у него отсутствует свобода выбора и принятия решений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О том же рассказывается в Талмуде (Трактат Синедрион 38b), где утверждается, что даже Адам первоначально был создан как голем, когда пыль «замесили в бесформенный кусок». Считалось, что святые раввины, наиболее мудрые, морально чистые и незапятнанные, в конце жизни могли получить часть божественного знания и могущества. Именно они и могли создавать големов, более того, наличие у раввина такого слуги считалось знаком его особой мудрости и святости."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Големы составляли пятый и высший класс подобных существ. Создавались они не в научных целях, а в качестве слуг. Первоначально бытовали представления, что големы являются «одноразовыми» созданиями: исполнив свое задание, они превращались в прах. В XVII веке появилась легенда о том, что созданный раввином голем возрождается к новой жизни каждые 33 года. Отголоски этой легенды слышны и в преданиях о Пражском Големе, который якобы оживает каждые 33 года, и тогда в гетто происходят ужасные события."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "голем.jpg", "filesize": 137077, "height": 604, "pic_id": 507974, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/04/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BC.jpeg", "width": 604}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Голем в Познани"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В мифологии тема превращения неживого в живое, и наоборот- весьма широка, самая знаменитая- легенда о Галатее и Пигмалионе"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "пигмалион.jpg", "filesize": 103024, "height": 700, "pic_id": 507982, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/04/%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%BD.jpeg", "width": 466}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наиболее известный классический пример — миф о Пигмалионе. Версий этой истории великое множество, мы используем вариант Овидия, предложенный в его поэме «Метаморфозы» (2–8 года н. э.). Согласно Овидию, молодому скульптору противны вульгарные живые женщины, поэтому он режет из кости девственницу, которая выглядит настолько реальной, что Пигмалион немедленно влюбляется в нее. «Было девичье лицо у нее; совсем как живая, будто с места сойти она хочет, только страшится». Страсть юноши настолько сильна, что он наряжает скульптуру в одежды, в уши вставляет серьги и украшает ее пальцы кольцами с драгоценными каменьями. Пигмалион сходит с ума по своей пассии, поэтому прибегает к крайней мере: отправляется в храм Венеры и умоляет «оживить» его «девушку». Молодой скульптор возвращается домой и снова заключает в объятия свою фантазию, и та оживает и отвечает ему взаимностью, а ее костяное тело становится плотью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А самое примечательное, что от брака Пигмалиона и его статуи рождаются настоящие дети. Овидий упоминает, что «девять уж раз сочетавши рога, круг полнился лунный, — Паф тогда родился, — по нему же и остров был назван. Был от нее же рожден и Кинир». Такая возможность происхождения жизни от связи человека с неживым или неорганическим существом широко обыграна в современной фантастике."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вообще, многие герои эпосов имеют металлические органы: у Хамчий Патрижа, героя ингушей и чеченцев, — булатное тело; у сербского Баш-Челика — стальная голова; алтайский Караты-хан, повелитель всех народов Алтая, имеет медную руку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Каменный гость Пушкина"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дон Гуан убивает на дуэли дона Карлоса и упорно ухаживает за его женой, донной Анной. На могиле дона Карлоса он приглашает его на свидание с его вдовой, где он должен стоять на часах. Статуя дона Карлоса кивает в знак согласия. Затем, дон Карлос сжимает руку дона Гуана и оба прваливаются под землю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Окаменение Ильи Муромца"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Илья последовательно совершает поездки по всем трем направлениям. Отправившись по третьей дорожке («где богату быть») богатырь находит в поле камень или крест, отвернув который герой открывает погреб доверху наполненный золотом. На открытые сокровища богатырь строит в Киеве церкви и монастыри, раздает золото вдовам и сиротам, и, совершив доброе дело, отправляется в Киевские пещеры спасаться, став иноком. Некоторые былины упоминают тут же об окаменении Ильи:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И воздвигнул живот во славный Киев\nИ построил он церковь соборную. \nТут Илья и окаменел, \nИ поныне его мощи нетленные. (Рыбников, т. III, № 13)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тут строил стар Илья церкву Индейскую"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да как начал строить церковь Пештерскую"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тутова стар и окаменел (Кириевский, I, 86)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Превращали же в камень, согласно мифам, Медуза-Горгона и Василиск"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но у всего есть свои корни, у всех легенд, корень очевидно, находится в захоронениях кактакомбной культуры, и известен ряд могил, относящихся к кельтской культуре, так и таштыкской культуре, там где глиняные стуи стали вместилищем праха покойного."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Находка в Узбекистане с прахом внутри"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выделенная О. Г. Шапошниковой (Шапошникова 1978: 7) ингульская катакомбная культура представляет собой яркое самобытное явление на фоне культур восточно-европейской степи эпохи бронзы. Эта культура привлекает пристальное внимание исследователей. Одной из своеобразных черт этой культуры является обряд моделирования лица по черепу с помощью нанесения специальной массы. Катакомбные погребения с моделированными черепами впервые были научно описаны в тридцатые годы (Миллер 1935: 162-168). Их массовые находки начались с конца 70 гг. в новостроечных степных экспедициях Института археологии АН Украины. В основном находки были сделаны в бассейне реки Молочной (правый берег) и между лиманом р. Молочной и реками Большой и Малый Утлюк. Особенно много погребений с моделированными черепами было обнаружено Запорожской экспедицией Института археологии Украины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Погребение № 3 особенно хорошо сохранилось, и глиняная маска найдена в отличной сохранности. На лице погребенного обнаружена полная моделировка, выполненная из сероватого вещества. Глаза прикрыты, нижние веки припухлые, нос орлиный, губы выражены нечетко, видимо, поджаты. На носу и на правой щеке — остатки красной краски. На лбу — две поперечных красных полосы. На скуловых костях также следы раскраски"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В таштыкской культуре, в погребальном культе, как видно употреблялся сходный ритуал, и это не выглядит случайным. Наоборот, связи между катакомбной культурой и культурой скифов, в том числе скифов Сибири, очевидны и неоспоримы, в том числе и в данном ритуале."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "робницы правителей династии Хань изменили представления о китайских погребальных практиках. В гробнице, датируемой периодом Вёсен и Осеней (771–476 гг. до н. э.), захоронены правители Цзюнь в Цюйво, тела которых помещены в нефритовые костюмы. В 1983 году в Динсянь провинции Хэбэй исследователи обнаружили один из самых дорогих нефритовых костюмов в истории, который принадлежал правителю Хуай. Костюм изготовлен из 1 203 кусочков нефрита, соединённых золотыми нитями, общий вес которых составляет 2 580 грамм. Самый сложный костюм состоял из 2 498 кусочков нефрита."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Микенах был найдены останки ребенка, целиком покрытые золотом. Это был своеобразный костюм этого маленького золотого человека"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этрусская дама из Эльче. Гигантские височные кольца повторяют височные кольца Шенгенской принцессы. Серьги тоже весьма типичны. Внутри также найден прах пкойной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как видно, судя по обрядности, такой обычай связан с тем, что люди надеялись на воскрешение умерщего и очевидно, статуя становилась образм умершего. И, как помним из легенд, что люди, по Ветхому завету были созданы из праха земного, глины. Глина же должна была способствовать и воскрешению"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "#древняя цивилизация"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "#древняя мифология"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев 2021, ГИКСОСЫ, ПРЕДКИ СКИФОВ. ИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ КУЛЬТ АНАТ И ВААЛА (АНАХИТА-ВАНАДИС И ВЕЛЕС-ДИОНИС). ТАВРОМАХИЯ И СКИФСКАЯ ОДЕЖДА МИНОЙЦЕВ HYKSOS, ANCESTORS OF THE SCYTHIANS. INDO-EUROPEAN CULT OF ANAT AND BAAL. TAUROMACHIA AND THE SCYTHIAN CLOTHING OF THE MINOANS "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/57093807"}, "string": "https: //www. academia. edu/57093807"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соловьев 2021, БЕЛЫЕ БОГИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНЕШНОСТИ БОЖЕСТВ В ДРЕВНОСТИ"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/50618755/"}, "string": "https: //www. academia. edu/50618755/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2155, 2155]}
Комментарии 15