30 дек 2022 · 10:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Аполлон с свастикой.jpg", "filesize": 110798, "height": 584, "pic_id": 337461, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/28/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD_%D1%81_%D1%81%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9.jpeg", "width": 598}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Имя Эпименида, критского жреца искупления архаической эпохи, в научной литературе чаще всего упоминается по поводу очищения Афин от Килоновой скверны. Однако есть основания предполагать, что религиозная деятельность, связанная с именем этого пророка, имела более глубокие и далеко идущие последствия в Спарте, нежели в Афинах или в каком-либо ином греческом городе. Все, что сохранилось в наших источниках о личности и деятельности Эпименида, несет на себе печать таинственности и недосказанности, все покрыто дымкой легенды и ритуального мифа. Это обстоятельство заставляет некоторых исследователей отказаться от попыток найти в традиции зерно исторической действительности, во всяком случае в той ее части, которая помещает этого критского пророка в Спарту. Однако общий объем информации, содержащейся в литературной традиции, как и ее характер заставляют отказаться от гиперкритического настроя в отношении этого персонажа и признать его историческую реальность. Трудности, впрочем, действительно велики, и первая проблема касается датировки. Фраза Татиана, христианского апологета II в. н. э., относящая Эпименида к кругу догомеровских писателей, мало что дает для ее разрешения (Tatian. Pros Hell. 41), ровно как и встречающиеся в поздней литературе указания на отношения учительства-ученичества между ним и Пифагором (Apul. Florid. 15; Iambl. Vit. Pyth. 104). Единственным событием в жизни критского жреца-искупителя, которое может быть помещено во времени с большей или меньшей долей определенности, является очищение Афин от Килоновой скверны. Основная традиция относит данный акт к концу VII — началу VI в. до н. э. Впрочем, значительно более поздняя дата выводится из свидетельства Платона, согласно которому Эпименид посетил Афины за 10 лет до Греко-персидских войн (Plat. Leg. 642d4-e4; ср. 677d 7). При этом все основные источники настаивают на невероятном долголетии Эпименида. Продолжительность его жизни оценивается по-разному, но в любом случае она поражает воображение: Ксенофан указывает на 154 года (DK 21 B 20 = Diog. Laer. I. 111), Феопомп и Флегонт — на 157 лет (Theop.: FGrHist 115 F 68 b-c = Valer. Max. VIII. 13; Plin. NH. VII. 154; Phlegon: FGrHist 257 F 38 = Diog. Laert., loc. cit.), Свида и Григорий Кипрский — на 150 лет (Suid. ε 2471; Gregor. Cypr.: CPG I. 360 not. crit.), а критская традиция говорит о 299 годах (Diog. Laert., loc. cit.). Все это вместе взятое позволяет датировать время жизни Критянина лишь в весьма широких и неопределенных рамках — от VIII до начала V в. до н. э."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Само имя Эпименид- означает от Миноса, потомок Миноса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не ясно также, из какого именно города на Крите происходил Эпименид. Одни авторы выводят его из Кносса (Theop.: FGrHist 115 F 67a, 68b-c; Paus. I. 14. 4; Suid. ε 2471), другие из Феста (Strab. X. 479; Plut. Sol. XII. 7; idem. De def. or. I. 409e; Eustath. Comm. ad Hom. Il. [ad II. 648] I, p. 486; Schol. in Aristoph. Plut. 90b). Феопомп, а вслед ним Свида, пытаясь примирить две версии, утверждают, что родился он в Кноссе и был сыном Фестия (FGrHist 115 F 67a = Diog. Laert. I. 109; Suid., loc. cit.)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следующая проблема связана с претензиями разных городов на обладание могилой Эпименида. Так, одной из главных достопримечательностей спартанской агоры во времена Павсания было здание эфората с могильным памятником Эпименида Критского (μνῆμα; Paus. III. 11. 11); Сосибий, спартанский историк III в. до н. э., говорит о том, что лакедемоняне хранят его тело в соответствии с неким оракулом (FGrHist 595 F 15 = Diog. Laert. I. 115). Аргосцы, не соглашаясь со спартанцами, показывали могилу этого критского провидца, похороненного у них перед храмом Афины Сальпинги (Paus. II. 21. 3). Наконец, согласно критской традиции, он умер дома вскоре после возвращения из Афин, причем критяне приносят ему жертвы, как богу (Diog. Laert. I. 111, 114)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Павсаний, описывая достопримечательности Афинского Элевсиния, рассказывает о бронзовой статуе быка с восседающим на нем Эпимениде Кносском (Paus. I. 14. 4). Эта возможная контаминация наводит на мысль, что и множественность могил Эпименида, и его удивительное долголетие, и противоречивая информация о происхождении могут быть объяснены тем, что в архаическую и раннеклассическую эпоху в греческом мире действовали несколько пророков, чудотворцев, поэтов, связанных с Критом и известных под именем «Эпименид». Эта догадка подтверждается прямым указанием Диогена Лаэртского на существование двух других писателей, носящих то же имя: один сочинял генеалогии, а другой был автором книг о Родосе (Diog. Laert. I. 115). В таком ключе следует, видимо, интерпретировать и то, что древние приписывали Эпимениду великое множество сочинений как в стихах, так и в прозе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эпименид — жрец Критского Зевса. Согласно местной критской традиции, Эпименид был куретом (Myronian.: FHG fr. 1 = Diog. Laert. I. 115; Plut. Sol. XII. 7), жрецом Реи и Зевса (Schol. Clem. Alex. I. 1. 305. 3 Stahlin). Куретами называли служителей критского культа Реи-Кибелы и ее сына Зевса Идейского. Свое происхождение они вели от тех демонических существ, которым мать передала на сохранение новорожденного Зевса и которые спасали его в пещере от Кроноса, заглушая плачь младенца своими исступленными криками и шумом, производимым от ударов копий о щиты (Diod. V. 65; Strab. X. 3. 7). Критский Зевс был богом умирающей и воскресающей природы. Его культ, о котором известно немного, имел два основных центра: на горе Иде и на горе Дикте. Куреты-жрецы, празднуя оживление бога, посвящали ему танец с оружием (πυρρίχη-пирриха, в дальнейшем в римской армии комплекс подготовки воинов, аналог позднейших ката-движения с оружием)), сопровождавшийся экстатическим ликованием и громкой музыкой. Празднование смерти сопровождалось трауром и воплями. Ценную информацию об этом культе дает фрагмент из «Критян» Еврипида, в котором хор жрецов обращается к Миносу (Eur., fr. 472). Из отрывка ясно, что мисты Зевса Идейского ведут монашескую жизнь вблизи святилища своего бога; прием в мисты сопровождается экстатическим ритуалом в честь Загрея, ипостаси Критского Зевса; их монашество связано с жесткой аскезой: белые одежды, половое воздержание, чистая жизнь («не прикасаюсь гроба умерших»), пост12. Есть смысл привести здесь полностью перевод этого еврипидовского фрагмента: «О, чадо финикородной [из Тирии] Европы и великого Зевса, владыка стоградного Крита! Я пришел, покинувши священные храмы, стропила для которых дало туземное бревно, срубленное халибской секирой и скрепившее воловьим клеем прочные скрепления кипариса. Проведя чистую жизнь, с тех пор я стал мистом Идейского Зевса, свершивши громы блуждающего ночью Загрея (и) его сыроядные пиры и вознеся факелы горной Матери, я, освященный, наименовался вакхом Куретов. Неся белые одежды, я избегаю рождения [быть при родах] смертных и не прикасаюсь гроба умерших. Я также хранюсь вкушения животных яств» (пер. А. Ф. Лосева)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Связь с культом Критского Зевса косвенным образом проявляется также в той важнейшей роли, которую играют пещеры в мифологеме Эпименида: он, как и Пифагор, спускается за сокровенным знанием в пещеру Иды (Diog. Laert. VIII. 3), погружается в глубокий сон в пещере (Paus. I. 14. 4), и это пещера именно Зевса Диктейского (Maxim. Tyr. X. 110. 13 Hobein)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Необходимо сказать, что самая знаменитая в древности цитата из стихов Эпименида («Критяне вечно лжецы, злые звери, бесплодные утробы» — FGrHist 457 F 2) каким-то образом была связана с могилой Зевса, показываемой на Крите (Callim. Hymn. I. 8 sq.; Joann. Chrys. In epist. ad Tit. Homilia 3α)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда Арат в «Феноменах» говорит об Оленийской Козе, вскормившей Зевса, и ссылается при этом на «Зевсовых пророков» (Διὸς ὑποφῆται), он имеет в виду именно Эпименида, из «Критских событий» которого этот автор черпал, вероятно, свою информацию (FGrHist 457 F 17; 18 = Arat. Phenom. 163 sq.; ср. Ps. — Eratosth. Catast. 27)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Деятельность критского пророка связана также и с Аполлоном Дельфийским. Он, в частности, прибывает в Афины именно по повелению Пифии (Plat. Leg. I. 642d4; Diog. Laert. I. 110). Плутарх, упомянув легенду об орлах (или лебедях), летящих от краев земли к середине и встречающихся в Пифо как раз в месте так называемого пупа, сообщает, что Эпименид опроверг ее, вопросив о том дельфийского бога и получив недвусмысленный ответ, что нет никакого пупа земли, а если и есть, то ведом он только богам (Plut. De def. or. I. 409e). Наконец, Эпимениду приписывалось сочинение под названием «Тельхинские истории» (ὁ τὴν Τελχινιακὴν ἱστοπίαν συνθείς — Athen. VII. 18. 282e). Чему именно был посвящен этот труд, не вполне ясно. Известно, что Крит имел эпитет «Телхинский» (St. Byz. 614 s. v. Τελχις), поэтому сочинение с таким названием могло быть посвящено критским делам. Однако тот же эпитет имели Аполлон, Гера и нимфы (Diod. V. 55). Кроме того, известен дельфийский праздник, с. 115 называвшийся τὰ Τελχίνια (надпись IV в. до н. э.)18. Впрочем, как бы то ни было, связь с Аполлоном вторична и восходить она должна все к тому же культу Зевса Критского. Считалось, что именно из Крита принес Аполлон в Дельфы свои очистительные ритуалы (Hom. Hymn. ad Apoll. Pyth.), позднее нашедшие отражение в законах о человекоубийстве (в том числе в Афинах). Сам Аполлон после убийства Пифона был очищен от скверны именно на Крите неким Карманором (Paus. II. 30. 3; X. 7. 2)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пища. Важным элементом религиозной практики Эпименида является образ его питания, характеризующийся постоянным и очень жестким постом. Невероятная способность нашего героя долгое время переносить голод у древних даже вошла в поговорку (см. Plin. NH. XIX. 93; Luc. Philopseud. 26). Диоген Лаэртский (I. 114), ссылаясь на слова некоего Деметрия и на историка Тимея (FGrHist 566 F 4), передает весьма любопытный рассказ о том, что Критянин получал свою пищу от нимф и хранил ее в бычьем копыте. За едой его никто не видел, ел он крайне мало, а потому никогда не опорожнялся ни по какой нужде. О его способности удовлетворяться самой скромной пищей (τι ἐδεσμάτιον) и о том, что он был сведущ в вопросах здорового питания неоднократно упоминает и Плутарх (Plut. fr. 26; Sept. sapient. conv. 157d; 158a-c). При этом многочисленные источники связывают эту диету с тайными познаниями Эпименида в области трав и корений, некоторые из них даже получили его имя (Plat. Leg. III. 677e; Theophr. Hist. pl. VII. 12. 1; Charact. 16. 13; Plut. Sept. sapient. conv. 157e; De facie in orbe lunae 940c; fr. 26 = Sch. in Hes. Op. 41; Suid. δ 908 s. v. Διεκπατῆσαι; Eustath. Comm. ad Hom. Il. [ad XXI. 14] IV. 450)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сон. Непременным элементом разных версий Эпименидовой мифологемы является его волшебный сон, который также вошел в поговорку (Luc. Tim. 6; Galen. De motu musc. IV. 440; парэмиографическая традиция: Diogenian. CPG II. 23; Gregor. Cypr.: CPG I. 360 et not. crit.; CPG II. 110; Mich. Apost.: CPG II. 702). Наиболее подробная версия этой истории, восходящая к Феопомпу и переданная Аполлонием Дисколом и Диогеном Лаэртским, рассказывает о том, как Эпименид был послан отцом и братьями в усадьбу за овцой и как он, сбившись с тропы, заснул в пещере на долгие годы (FGrHist 115 F 67 = Apollon. Dysc. Hist. mir. 1; Diog. Laert. I. 109; ср.: Plin. NH. VII. 175). Количество лет, проведенных во сне, варьируется от 6 до 60: на 6 лет указывает Свида (ε 2471); на 40 лет — Павсаний (I. 14. 4); на 50 лет — Варрон, Плутарх и парэмиограф Григорий Кипрский (Varr. De lingua lat. VII. 3; Plut. An seni resp. gerenda sit 784a; CPG I. 360; II. 110); на 57 лет — Феопомп (FGrHist 115 F 67); парэмиограф Диогениан говорит, что Эпименид спал 50 или 7 лет (CPG II. 23); а в схолиях к Лукиану сказано о 60-ти годах (Schol. vet. in Luc. Tim.: Ἐπιμενίδην). Конкретные сроки здесь не имеют никакого значения, ибо речь идет, по всей видимости, о ритуальном акте инициационного испытания, связанного с посвящением в таинства Зевса Критского, о чем уже говорилось выше. Весьма ценными в этом отношении являются два места у Максима Тирского, восходящие к текстам самого Эпименида. Согласно одному из них, Эпименид, лежа в пещере Зевса Диктейского и будучи погруженным в долгий сон, встречался с богами, внимал их речам и общался с Истиной и Справедливостью. Согласно второму месту, Эпименид утверждал, что его учителем был долгий с. 116 сон со сновидениями (Maxim. Tyr. X. 110; XXXVIII. 439). Максим Тирский, не понимая истинного значения сюжета о сне, пытается увидеть здесь символический миф, с помощью которого Эпименид якобы создает учение о том, что жизнь человеков подобна многолетнему сну. Гораздо глубже и правильней интерпретирует данный сюжет Цицерон, относя сон Эпименида к интуитивному типу дивинации и ставя его в один ряд с боговдохновенными профетами, прорицающими в состоянии исступления, такими, как Бакид Беотийский или эретрийская Сивилла (Cic. De div. I. 34). О том же свидетельствует и замечание Феопомпа, что именно после своего сна Эпименид сделался любимцем богов (FGrHist 115 F 67)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Боговдохновение и экстатическая мантика. Имя Эпименида регулярно встречается в разнообразных вариантах списка семи мудрецов (Plut. Sol. XII. 7; Clem. Alex. Strom. I. 14. 59. 2; Schol. Clem. Alex. I. 1. 305; Diog. Laert. I. 13; 41; Theodoret. Graec. affect. curatio. V. 63), либо просто отождествляется с образом мудрейшего мужа и философа (Epiphan. Panarion. II. 169; Eustath. Comm. ad Hom. Il. [ad II. 648] I. 486). При этом поздняя пифагорейская традиция причисляет его к ученикам Пифагора (Porphyr. Vit. Pyth. 29; Iambl. Vit. Pyth. 104; 135) 25. Однако для реконструкции интересующего нас ритуально-религиозного типа гораздо более продуктивным оказывается то направление, которое восходит к эпименидовским сочинениям и которое утверждает, что Эпимениду некого было назвать своим учителем, ибо бесподобное знание божественной мудрости приобретено им во сне (Maxim. Tyr. XXXVIII. 439. 14), благодаря которому он стал божественным или богоугоднейшим мужем (ἀνὴρ θεῖος — Plat. Leg. I. 642d 4; θεοφιλέστατος — Theop.: FGrHist 115 F 67 = Diog. Laert. I. 110), приобрел репутацию человека, любезного богам (θεοφιλής) и искушенного в божественных вещах (περὶ τὰ θεῖα), в боговдохновенной и тайнообрядовой премудрости (τὴν ἐνθουσιαστικὴν καὶ τελεστικὴν σοθίαν) (Plut. Sol. XII. 7). Эти последние слова Плутарха следует выделить особо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В обрядах катарсиса критские жрецы использовали, вероятно, музыку и песнопения. Так, Евстафий в комментариях к «Илиаде» указывает на традицию, согласно которой Эпименид «делал очищения с помощью гекзаметров» (ὃς καθαρμοὺς δι ᾿ ἐπῶν ἐποίησε — Eustath. Comm. ad Hom. Il. [ad II v. 648] I. 486). Об этом же, безусловно, свидетельствует и тот факт, что в древности известностью пользовались стихотворные собрания под названием «Очищения» и «О жертвоприношениях», авторство которых приписывалось Эпимениду (Strab. X. 479; Paus. I. 14. 4; Euseb. Prep. evang. V. 31. 3; Diog. Laert. I. 112; Suid. ε 2471)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основание святилищ и реформа обрядов. Древние иногда приписывали Эпимениду не только первую идею очистительных обрядов, но и начало воздвижения храмов богам (Diog. Laert. I. 112). Это следует трактовать, вероятно, в том смысле, что с именем критских Эпименидов во многих местах Эллады была связана религиозная реформа, придание ритуалам правильной формы и систематичности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Плутарх говорит о сооружении Эпименидом святынь, не называя те божества, для которых они предназначались (Plut. Sol. XII. 9). С деятельностью Критянина связана установка безымянных алтарей, которые можно было встретить в афинских демах во времена Феопомпа (FGrHist 115 F 67). Тот же автор в другом месте передает историю о том, как Эпименид собирался воздвигнуть храм нимфам и как с неба ему послышался голос: «Не нимфам, но Зевсу!» (FGrHist 115 F 69). Лобон Аргосский сообщает, что в Афинах Эпименид основал храм Эриниям (Diog. Laert. I. 112). Наконец, сохранились сведения о том, что после искупления Килоновой скверны в Афинах по совету Эпименида были сооружены святилища (алтари) Оскорблению и Бесстыдству (Contumeliae fanum et Impudentiae — Cic. De legg. II. 28; ῞Γβρεως καὶ ᾿Αναιδείας βωμούς — Clem. Alex. Protr. II. 26. 4; Schol. Clem. Alex. I. l. 305. 3). В этом же ряду стоит его деятельность по упрощению ритуалов, в частности погребальных жертвоприношений, отмена грубых («варварских» по выражению Плутарха) похоронных обычаев, соблюдавшихся прежде большинством женщин при выражении скорби по умершим (Plut. Sol. XII. 8). "}], "attributes": []}], "selectedRange": [15845, 15845]}
Комментарии 0