10 дек 2023 · 04:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга кол310.jpg", "filesize": 600102, "height": 1365, "pic_id": 773250, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/08/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB310.jpeg", "width": 2048}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Используемые в своих славянских континуантах в порядке взаимозаменяемости праславянские лексемы [*duchb] и *dula [*dhou-s~] имеют широкую семантику, связанную с психологической сферой, и ее связь с физиологией дыхания указывает на понимание дыхания как наиболее надежного признака жизни. Этот лексический корень славяне разделяют с балтами (лит. daiisos — «воздух», dvasid — «дух», «душа», dusauti *- «вдыхать»); он имеет далекую связь с греческим theós — «бог» и, таким образом, в индоевропейском прошлом имел сакральный смысл. Семантика духа и души в славянских языках весьма объемная, с размытыми границами: вместе с индивидуальной душой и душой-жизнью, или дыханием, т. е. вместе с определениями состояния собственного психического сознания и душевной силы существует душа-призрак. Это образ-копия человека жившего, которая переходит к мертвому, которого называют в некоторых славянских языках сочувственно nieboszczykiem (от niebogi, niebogaty — «бедняк», «небогатый»), марой, кикиморой, что содержит мысль о том, что все ценное, принадлежавшее ему, должно было уйти с ним для того, чтобы ему не нужно было возвращаться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Культ душ мертвых находил свое отражение в молитвах и жертвоприношениях, прежде всего, в поминальных трапезах, сразу же после смерти, в поминках, по-хорватски karminie, в старопольском strawie, по-древнерусски тризне, проводить такие поминки после своей смерти запретила христианская княжна Ольга. Поминки проводили в разные дни после смерти, например, через 40 дней или через год. В древнерусских летописях тризна означала запасы, а также, как у Козьмы Пражского, игрища. О погребальной трапезе как о языческом пережитке упоминает магистр Винцентий Кадлубек, утверждая, что до сих пор этот обряд бытует в народе. Фольклорные материалы из польских земель говорят о том, что во время «божьего обеда» покойнику оставляют у стола специальное место. В Белоруссии во время такой трапезы хозяин дома созывает предков, обращаясь к ним с такими словами: «Святыя дзяды, прыхадзице к нам вечераць, прашу вас на вечеру»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иногда ее проводят возле гроба, что следует считать более древней формой, многочисленные компоненты которой сохранила народная балканская культура. В монументальном произведении Адама Мицкевича «дзяды» являются поэтическим синтезом верований и обычаев литовцев, белорусов и украинцев, верным во многих деталях, но лишенным, в то же время аутентичного обряда вызывания душ. Уже шла речь о славянском загробном мире, который относился, можно предполагать, к компетенции Велеса. От нехристианского пласта верований в этой области остались только осколки. На славянском востоке и юге бытует сказание о далекой реке, которую души преодолевают на лодке, или идут по мосту, мосткам и даже вброд. Бывает, что дорогой душ называют Млечный путь. Чтобы переход сделать легче, после смерти через ручей возводят мостки, иногда, как в Белоруссии, с отпечатком человеческой стопы, бросают в гроб мелкую монетку, как оплату за перевозку. После смерти душа мертвого человека отлетает с ветром, но возвращается, может есть и пить и снова улетает в потусторонний мир, где и пребывает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У границ болот, вод и лесов живет много других мифологических существ, которые, возможно, происходят из мира мертвых. Так, души девушек превращаются в русалок, известных только в Белоруссии и на Украине, красивых, обнаженных, с распущенными волосами, украшенными венками из трав. В новолуние они танцуют на полянах, могут увлечь в воду, задают сложные загадки и могут защекотать до смерти от спазматического смеха. Зимой русалки живут в воде, с весны — в лесу и на полянах. Русалки особенно опасны в троицкую неделю, считавшуюся временем поминовения мертвых (укр. русальнт тиждснъ — русальная неделя). Название, вероятно, происходит от античных поминальных обрядов, розалий, от греческого rusalia, dies rosae, однако путь (церковный?) и время заимствования остаются неизвестными. Остальные славяне в XIX-XX вв. подобного явления с подобным названием не знали. Прежде русалки, как считают некоторые исследователи, могли быть вредоносными «заложными» покойниками, т. е. теми, кто умер преждевременной смертью или, что вероятней всего, вилами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Женские духи, вилы, упоминаются в древнерусских церковных текстах XI-XII вв., хотя отсутствуют в русском фольклоре, что склоняет многих ученых приписывать их исключительно литературе, и пришли они с Балкан. У южных славян вилы упоминаются в источниках, начиная с XIII в. Это название также известно западным славянам, но у них оно означало только того, кто был лишен разума, — старопольский wtła, сумасшедший, безумец. А. Брюкнер предполагал, что это название «могло прирасти к тому, кого вилы очаровали и обворожили так, что он обезумел». Выражение вила (от viti — «вить», или от *vei — «дуть*, «веять», с отсылкой к лит. vyti — «преследовать», ав. vayeiti — «гнать») указывает ва подвижность и, несмотря на вышеприведенные оговорки, проставляется первоначальной общеславянской лексемой - Балканские вилы или самовилы по-прежнему существуют в народной культуре — это души девушек или только что выданных замуж женщин, которые не успели насладиться жизнью. Им под деревьями, в пещерах и в камнях оставляют подарки. Это существа с огненными глазами, иногда с козьими ногами, совершают самодивские игрища, пляски в лунном свете."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это прекрасные, иногда обнаженные девушки, которые сообща очаровывают молодых парней, завидуют красоте и голосу смертных. В сербской песне Марко Кралевичу удалось одолеть вилу, пристрелившую Милоша Обидича за то, что он лучше ее пел, и заставить вылечить его побратима. Они могут принимать облик лебедя, сокола и коня. У вил бывают крылья, но они также ездят на лошадях и оленях. Вилы живут в лесах, горах и в воде. Такие многочисленные названия, как viline vode, v ilin izvon означают быстрые потоки, или источники, прежде чем подойти к ним ночью, следует бросить камень и предупредить о своем приходе. Мифологическим местом жительства вил является Влина Планина Vilina Planina, гора, которую отожествляют с разными возвышенностями такими, как Мироч, Мосар и Перун. Вилы имеют тесные контакты с облаками и ветрами. В этом плане в сербском и хорватском фольклоре различают живущих в горах zagorkinje, рядом с бродом brodarice и oblaknije — вил, живущих в облаках. Вилы отличаются храбростью, они помогают смельчакам, предостерегают молодых людей и гадают им, но могут и жестоко покарать болезнью за приближение к их хороводу или жилищу. Существуют поверья об их браках с людьми (vilenjak)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другим существом, относящиеся к сфере мифов, которые связывают загробный мир со спиритуализацией природы, является польская богиня wieszczyca, татипа, siubiela, odmienica, а также lamia (или łamija). Согласно «Поступкам по образцу чертей» (1570) она умела детей из колыбели красть, а других подбрасывать. Это также белорусская лойма и черчиха, подкарпатская, украинская дзива-баба и лисивка («лесная»). Это были, как правило, омерзительные существа, длинногрудые и большеголовые, в полночь они стирали белье, нападали на беременных женщин и рожениц, крали младенцев. Список мифических жителей вод включал в себя также światła, świeczniki, świetliki, которые сводили людей в омут. В то же время, как сказал К. Мошиньский, этот комплекс как внешних признаков, так и функций является набором подвижных и свободных мотивов, иногда настолько непостоянных, что сложно стремиться к некой единой характеристике этого явления."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гейштор А."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мифология славян."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 16