05 мар 2023 · 08:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "шитик51.jpg", "filesize": 115028, "height": 480, "pic_id": 452339, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/01/%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA51.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Один из посылов норманистов- это тотальное заимствование типа недоразвитыми славянами у гламкрных викингов всех обычаев. в особенности, то что касается кораблестроения. Эта ложь просто смешна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Саксонские пираты поздней античности известны уже с 3 в. н. э. Римские авторы пишут, что на небольших кораблях саксы достигали Британии. И, нам интересен момент о кожаных кораблях саксов. Исидор утверждает, что корпуса пиратских скаф изготовлялись из прутьев, и покрывались необработанными кожами (Isidor, XIX, 21) "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Банников, Византийская АрмияIV-XIIвв., с. 86)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Некоторые характеристики корабля из Гокстада: длина — 23 м.; ширина — 5, 1 м.; длина весла — 5, 5 м. Такой крупный корабль мог принадлежать правителю. Судно выполнено целиком из дуба, имеет одну мачту и украшено богатым орнаментом. Данный корабль находится в Осло в «Музее кораблей викингов». Драккар реконструировали в 1893 г. и дали ему имя «Викинг». Группа из 12 норвежцев создала точную копию «Викинга» и пересекла на нем океан. Судно смогло разогнаться до 10 узлов!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обшивка выполнялась с помощью клинкерной укладки досок (внахлест). То, чем крепили доски к корпусу, зависело от местоположения викингов: использовали деревянные, а также железные гвозди или перевязку досок. После закрепления доски смолили и конопатили, что позволяло создать «воздушную подушку», помогающую кораблю быть более устойчивым и маневренным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Славянская ладья Щецин"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это сведение находит подтверждение в археологии - обнаруженное у Рюгена судно. Подобны источников, вмещали такие корабли до 40 человек и имели место под двух коней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Славянские (вендские) корабли звались лодьями. Этот же термин заимствуется от славян германскими народами (шведское lodja, датское и норвежское lodje, прибалтийско-немецкое lodje). В одной из саг о лодье говорится: «Тут подъехала к нему Славянская лодья – скороходка». Чаще же скандинавы называют славянские корабли шнеки или «вендские шнеки». В саге «о Магнусе Слее корабли относятся к типу клинкерных судов, т. е. дощатые с обшивкой в клинкер. К деталям клинкерных судов могут быть отнесены обнаруженные железные заклепки и фрагменты обшивки. Интервалы на досках судов с обшивкой в клинкер, обнаруженные в землях западных славян, составляют: 7-9см (с Рюгена, с Польского поморья – из Щецина, Гданьск-Орунья, Чарновско), около 12см у скандинавских судов. Толщина досок обшивки составляла 2, 2-2, 6см. Судя по даннымпом и Харальде Гилли» говорится о морском походе славян (вендов) в Скандинавию и их флоте: «В канун дня Лавранца, когда только что кончилась торжественная месса, Реттибур конунг вендов подошел к Конунгахелле. У него было пять с половиной сотен вендских шнек, и на каждой шнеке было сорок четыре человека и две лошади». Хельмольд так описывает земли, населенные пиратами: «Вся земля славянская, начиная от Ejdory (…), земля, протянувшаяся между морем Балтийским и Эльбой (…) аж до Скверина (Skwierzyn), небезопасна (…) из-за разбойничьих нападений»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "шитик5.jpg", "filesize": 139432, "height": 465, "pic_id": 452344, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/01/%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA5.jpeg", "width": 807}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шитик - парусно-гребное судно новгородцев. Использовалось в XI-XV вв. Имело длину 12-15 м., ширину 3-4 м., грузоподъемность 15-24 т. Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль. Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме - кубрик для команды. В XIII веке шитик был наиболее распространен как транспортное судно поморов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Осенью 2018 года, на берегу Онежского озера, было найдено деревянное судно. По иронии судьбы, нашел его местный житель-лодочник Валерий Пирогов. Видимо, именно его профессиональный взгляд и опыт помогли не сгинуть уникальному артефакту. Фрагменты судна при этом были разбросаны по берегу на протяжении 3 км. Судно определили как «коч» - поморскую ладью, сконструированную таким образом, что она «выскакивала» из зажимающих ее льдов. Здесь у ученых еще есть расхождения и споры, а вот несколько уже утвержденных фактов:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Длина судна - 20-25 метров; ширина - 6, 5 метров;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Взятые образцы древесины относятся к 1633-34 годам; некоторая их часть - к 1649-1650, что может свидетельствовать о ремонте лодки; Основной материал - сосна;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В построении использовались и ластовые уплотнения швов с помощью кованых скоб (древнейшая славянская технология), и обшивка внакрой, и крепления на еловые нагеля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самое интересное использовавшееся соединение - «на вицу». Это крученые ветви и корни деревьев, которыми буквально сшивали доски друг с другом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть это и есть настоящий шитик, то есть сшитое судно. В русском языке, много слов и предложений, описывающий этот процесс- Ш"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ИТЬ ДОСКИ, например. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как видно, эта находка очередной удар по норманнской теории. У норманнов корабли были, простите, на гвоздях! Похожие ладьи были обнаружены только в Мангазее, первом русском заполярном городе XVII века в Сибири, который располагался на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Особую ценность представляет то, что сохранилась цельная основа ладьи – до этого находили только отдельные фрагменты, которые не позволяли произвести научную реконструкцию внешнего облика и конструкции судна. Таким образом, по мнению учёных,» вытегорская ладья «– уникальный артефакт, не имеющий аналогов в России», – сказал глава Вытегорского района Вологодской области Александр Зимин. Более того - не было заимствовано, и развивалось параллельно с европейским. И, очевидно, это древнейший тип кораблей с ОБШИВКОЙ (теперь уже можно утверждать, что от слова ШИТЬ) из досок. Ранее, вероятно, корабли обшивались кожей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, на Руси имелось две системы кораблестроения- древнейшая, с ШИТЫМИ кораблями, и система привнесенная вендами из Померании. шитые корабли, очевидно, происходят еще с седой древности, с эпохи бронзового века, в эпоху, когда гвоздей еще не было. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [4584, 4605]}
Комментарии 6