20 дек 2022 · 07:17    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Черненая и молоченая керамика появляется среди артефактов ямной и катакомбной культуры в средине IIIтыс. до н. э."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ямная культура2.jpg", "filesize": 58874, "height": 553, "pic_id": 322639, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/20/%D1%8F%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B02.jpeg", "width": 768}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "черненая керамика ямной культуры"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Способ изготовления чернолощеной керамики был открыт в необозримом прошлом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Керамика так же черненая, с рельефным рисунком, зачастую спиралевидным, что сближает их с трипольскими, но люди катакомбной культуры не наносили рисунокна посуду, а выдавливали его. Это сближает керамику катакомбной культуры с той же по времени среднеэлладской."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "крит561.jpg", "filesize": 25355, "height": 540, "pic_id": 322641, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/20/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82561.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "черненая керамика с Крита"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Известно, что у этрусков (VIII—II вв. до н. э.) уже существовала технология изготовления чернолощеной керамики. В России была широко распространена чернолощеная бытовая утварь, пик ее популярности пришелся на период с III по XIX вв. Способ достаточно простой-керамика выглаживается, затем изделия обжигаются в коптящем пламени без доступа кислорода (морение). Молочение – очень аппетитная формулировка и один из самых популярных способов огневого декорирования. Суть заключается в следующем – спеченный черепок (прошедший утельный обжиг) помещают в молоко, а затем запекают снова на более низкую температуру (около 300 °C). И эта посуда замечена среди находок начиная с IIIтыс. до н. э. и по тепершнее время в бассейне рек Волги и Дона, и степях Причерноморья, и Зауралья. Аналогичную керамику обнаружил Шлиман и Тэйлор в ходе археологических раскопок в Трое и Элладе, и подобная посуда была найдена и на Крите и датируется началом третьего тысячелетия до нашей эры. Знаковыми можно назвать и браслеты, булавки, жезлы с изображением волюты (двойной спирали). Эти находки носят массовый характер, и разомкнутые браслеты с волютой это один из признаков этих культур."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чернение (или дымление) — это такой способ отделки керамических изделий, при котором поверхность черепка становится темной. Цвет изделию придает металл, который переходит из оксидной формы в обычную с помощью восстановительного обжига. При этом цвет может получится разным — от темно-коричневого до глубокого черного с серебристым отливом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чернить керамику можно разными способами. Один из способов — это «окунание» изделий в опилки. После обжига изделия достаются из печи при температуре около 700°С и погружаются в чан с опилками, опилки также набрасываются сверху, и чан закрывается. Это очень зрелищный способ, гончары любят показывать его на разных фестивалях. Но вместе с тем он довольно трудоемкий, изделия часто растрескиваются из-за перепада температур. (Чтобы они не лопались, нужно добавлять в глину шамот)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другой способ чернения — это добавление восстановителя (дров, смолы, резины и т. д.) непосредственно в печь. Восстановитель закладывается также при температуре около 700°С. При этом все отверстия в печи закрываются и замазываются глиной или смесью глины с песком, золой и пр., так, чтобы не было доступа кислорода."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Черненая керамика. Россия", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "чернолощеная керамика1.jpg", "filesize": 91796, "height": 601, "pic_id": 322642, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/20/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B01.jpeg", "width": 400}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чернение керамики — очень древняя техника, например, на территории Москвы находят изделия, датируемые III веком нашей эры (Дьяковская культура). Широкое распространение в России такая керамика получила, начиная с XVII века. То есть в России сохраняется артефакты культуры еще третьего тысячелетия до н. э., и этот вид гончарсво незаслуженно незамечен министерством культуры РФ."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 1