13 янв 2023 · 09:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "болотные люд1.jpg", "filesize": 87230, "height": 512, "pic_id": 360779, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/11/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D1%8E%D0%B41.jpeg", "width": 768}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наиболее авторитетный ученый, внесший неоценимый вклад в исследование болотных тел, - датский археолог, профессор Питер Вильгельм Глоб (1911–1985), возглавлявший Национальный Музей в Копенгагене с 1960 по 1985 гг. и участвовавший в раскопках двух всемирно известных находок - человека из Толлунда и человека из Гроболла."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своем ключевом исследовании «Болотные люди» П. В. Глоб перечисляет множество свидетельств о болотных находках, начиная с 18 века, которые не удалось сохранить, но упоминание о которых дошло до наших дней. Так, в местной газете г. Оденсе от 18 июня 1773 г., была опубликована статья судьи округа Равнхолт Ханса Кристиана Фога о теле, найденном в болоте на о. Фюн около двухсот лет назад. Судья Фог призывал общественность сообщать о подобных болотных находках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1797 г. появилось новое сообщение о находке тела в болоте Ундерслев (Underslev), в Ютландия. Хорошо сохранившееся и полностью обнаженное тело принадлежало мужчине, на голове которого также находилась накидка из бараньей кожи. На боку усопшего лежало несколько прутьев орешника. В жаркий летний день тело начало разлагаться и издавать странный запах, поэтому было решено снова закопать его. Местные жители сколотили ящик для умершего, и на следующий день тело вместе с прутьями орешника было предано земле на церковном дворе Холбёл. Такое почетное для язычников захоронение получили лишь несколько болотных тел. Многие из последующих находок, сделанных на территории Дании, как мы уже упомянули, были безвозвратно утеряны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1938 году в окрестностях Силькеборга (Silkeborg, Ютландия) было найдено тело женщины, которую прозвали Женщина из Эллинга (датск. Ellingkvinden), по месту нахождения тела. Относительная сохранность тела, а также заплетенные в прическу волосы позволили установить пол, а позднейшие исследования, сделанные уже в 70-х гг. 20 в., - примерный возраст и время смерти. Так, на момент смерти, которая наступила примерно около 280 г. до н. э., женщине было около 25 лет. Смерть, вероятно, была насильственной, т. к. на шее женщины были обнаружены следы от кожаного шнура, найденного в этом же болоте. Частично сохранилась одежда женщины - овчинная накидка и плетеный пояс из овечьей шерсти. В настоящее время тело женщины из Эллинга находится в экспозиции Музея Силькеборга."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Там же, в Силькеборге, хранится еще один известнейший экспонат, некогда вдохновивший ирландского поэта Шеймаса Хини (англ. Seamus Heaney, род. в 1939 г.) написать поэму под названием «The Tollund Man» - «Человек из Толлунда». В 1950 году в одном из торфяных болот деревни Толлунд, что в десяти километрах к западу от Силькеборга, было обнаружено тело мужчины, умершего примерно в IV в. до н. э. Тело настолько хорошо сохранилось, что нашедшие его братья Вигго и Эмиль Хойгорд, решив, что произошло убийство, сочли нужным обратиться в полицию Силькеборга. Уже впоследствии, исследовавшие тело ученые имели все основания для опасений выставлять человека из Толлунда на всеобщее обозрение - лицо его сохранило морщины и щетину, словно он умер совсем недавно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подробные исследования были сделаны в Национальном Музее Дании, куда привезли тело. Возраст мужчины составлял примерно 40 лет, рост - 161 см. На голове мужчины была одета шапочка, остальная одежда, по всей видимости, истлела. Несмотря на то, что смерть (скорее всего, насильственная, т. к. вокруг шеи умершего был затянута петля из кожаного шнура) произошла ок. 350 г. до до н. э., ученые смогли подробно исследовать тело, включая его внутренние органы, также хорошо сохранившиеся. Содержимое пищеварительного тракта позволило выявить около 30 видов злаковых, что свидетельствовало о том, что смерть, по-видимому, наступила в холодное время года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще одна находка была сделана в 1952 г. - тело 30-летнего мужчины, наиболее хорошо сохранившееся, было найдено в торфяном болоте в 2-х км. от деревни Гроболл, что неподалеку от Силькеборга. Гибель (в пользу этого факта свидетельствует перерезанное горло мужчины) наступила примерно ок. 290 г. до н. э. Нога мужчины была сломана - возможно, это произошло уже после смерти, под прессом болота, также раздавившего его лицо. Человек из Гроболла - так была названа эту находка, находится в музее Мосгард, г. Орхус."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Практически все, чьи останки были найдены в торфяных болотах Дании, умерли насильственной смертью. Имеются многочисленные свидетельства о том, что тела умерших или живых, на момент погружения в болото, людей по какой-то причине должны были навсегда остаться в торфяных слоях. Тела не просто погружались - они привязывались с помощью деревянных крюков и ветвей, что исключало всякую возможность избавления несчастных. Достаточно упомянуть один лишь пример, который описывает П. В. Глоб. Осенью 1835 г. рабочие, копавшие канаву, заметили человеческую руку и ступню, выступившие на поверхность. Попытка извлечь тело не увенчалась успехом, и было обнаружено, что тело было буквально зажато деревянными крюками, закрепленными на дне болота. По причине того, что уровень воды в болоте начал расти, раскопки приостановили. В начале лета 1836 г. раскопки продолжились, и было обнаружено, что тело принадлежало женщине, погребенной заживо. Трудно установить, являлась ли подобная смерть наказанием (например, в случае, если женщина была ведьмой) или жертвоприношением неведомым богам. Вслед за французским ученым Андре Леруа-Гураном, мы можем сказать, что «... находимся в положении инопланетянина, который старается проникнуть в содержание христианской метафизики и этики, исходя только из анализа церковных фресок»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересно то, что подобные жертвоприношения исчезли также внезапно, как и появились. Наблюдается отсутствие связи с последующими периодами истории, в том числе – с Эпохой викингов. Впрочем, это утверждение не бесспорно. Ведь если вспомнить о том, что, согласно преданию, Один, верховный бог и предводитель асов, провисел в течение девяти дней на дереве в качестве человеческой жертвы, «посвященный Одину в жертву себе же», то можно установить зыбкую связь между удушенными, а затем погребенными в болотных топях людьми, и жертвоприношениями Одину. Однако подобное умозаключение остается таким же зыбким, как и болотные топи, хотя и не прекращает дискуссий, развернувшихся в научном мире в 20 веке и не прекращающихся до настоящего времени."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 2