04 фев 2023 · 03:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Аргунов 1.jpg", "filesize": 100601, "height": 767, "pic_id": 401648, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/01/%D0%90%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2_1.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К наиболее часто воспроизводимым работам И. П. Аргунова относится «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Род князей Черкасских ведёт своё начало от патриарха черкесских княжеских родов Инала Светлого, правившего в Черкесии XV веке. Потомки его, «однородцы» с кабардинскими князьями дома Идар (Идаровы), по переезде в Россию, после завоевания Иваном IV Грозным Астрахани в XVI веке, именовались князьями Черкасскими. Но на службе у князей Черкасских издавна был род Аргуновых, и получается, что, и Черкасские происходят из Аргуна либо его окрестностей. В то же время, в последнее время все больше и больше исследователей указывают на то, что вероятнее всего Дмитрий Черкасский был из чеченцев. Русский писатель 19 века М. Загоскин: «…Смотри, Юрий Дмитрич, говори смело! Я знаю наперед, что пуще всех будет против мира князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский, да Григорий Образцов: первый – потому что сын князя Мамстрюка и такой же, как он чеченец – ему бы все резаться; а второй – от того, что природный нижегородец и терпеть не может поляков.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "аргунов7.jpg", "filesize": 186082, "height": 600, "pic_id": 401652, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/01/%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B27.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И тогда, выясняется даже регион, откуда прибыл и князь Черкасский на Русь, это окрестности Аргуна. Надо сказать, что в это время, в 16в. черкасами назвали всех выходцев с Кавказа, даже казаков. Так что это было понятие расширительное, географическое, а не племенное. Шереметевские мастера Аргуновы славно потрудились на ниве русской художественной культуры середины ХVIII — начала ХIХ века. Известно несколько имен представителей этой талантливой семьи: Алексей Аргунов — «урных дел мастер» (каменщик, лепщик), архитектор Федор Аргунов, один из создателей дворцово-паркового ансамбля в Кускове и Фонтанного дома в Петербурге; двоюродные братья живописцы Федор Леонтьевич и сам Иван Петрович, а также три его сына: архитектор Павел, участвовавший в постройке Останкинского дворца-театра, и художники-портретисты Николай и Яков. Нередко пути художников и архитекторов Аргуновых пересекались над созданием одних и тех же памятников. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "аргунов5.jpg", "filesize": 290355, "height": 1004, "pic_id": 401650, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/01/%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B25.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И. П. Аргунов работал в Москве, в Петербурге, в пригородах — Останкино, Кусково. Одна из ранних работ Аргунова — «Умирающая Клеопатра» (1750), написанная в стиле академического рококо. Автор целого ряда превосходных парадных и камерных портретов. Известность Аргунову принесли портреты петербургской знати, например, П. Б. Шереметева. Художник не идеализирует внешность модели, он смело передаёт и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художника кистью в передаче фактуры, изысканность теней. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1762 году И. П. Аргунов получил ответственный заказ — создание портрета императрицы Екатерины II. Портрет выполнен в традициях парадного портрета. Монаршая особа показана в подчёркнуто театральной позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Аргунов тщательно выписывает пышный антураж (фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии). Одними из лучших произведений мастера по праву считаются камерные парные портреты К. А. Хрипунова и его супруги. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Укрупнённое изображение моделей в интимной обстановке создаёт особую близость героев зрителю. Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "аргунов23.jpg", "filesize": 68438, "height": 640, "pic_id": 401651, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/01/%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B223_TaO8QNu.jpeg", "width": 514}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Девочка держит развёрнутую на зрителя гравюру с изображением её недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 1788 года Аргунов практически не работал как живописец, а занимался управлением московского дома Шереметевых. При его участии происходило строительство дворца-театра в Останкино. Умер в Москве в 1802. Яков Аргунов родился в 1784 году; младший сын художника Ивана Петровича Аргунова, который и стал его первым учителем, но не факт, что он был крепостным. Окрестьянивание знаменитых людей времен империи было «коньком», как и в случае с Ломоносовым, котрый не был крестьянином, а был сыном военного и промышленника. Трудолюбие юноши было замечено, и он получил от Санкт-Петербургской Академии художеств звание «назначенного» в академики. Начиная со 2 января 1817 года Яков Иванович Аргунов работал учителем рисования в московском Якиманском уездном училище. С 15 марта 1818 года Аргунов преподавал искусство рисования в Первой Московской гимназии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я. И. Аргунов рисовал портреты известных персоналий, преимущественно для московского издания Николая Николаевича Бантыша-Каменского «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование Государя Императора Петра Великого» (перу художника в нём принадлежат 22 портрета, на которых изображены ближайшие сподвижники Петра Великого: Ф. Н. Апраксин, Ф. Я. Лефорт, А. Д. Меньшиков и другие) и для «Истории Maлopoccии». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Точная дата смерти Якова Ивановича Аргунова неизвестна, известно лишь, что скончался он не ранее 1830 года. Фёдор Семёнович Аргунов (1733 — ок. 1768) — один из представителей семьи Аргуновых — одарённых художников и архитекторов. О жизни Аргунова известно очень мало. Вероятно, он учился у С. И. Чевакинского. Все члены семьи служили у Шереметевых и были управляющими их поместий. Аргунов был одним из зодчих дома Шереметева на Фонтанке в Петербурге. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автор ряда живописных построек в Кусково под Москвой: кухонный флигель, павильон «Грот», каменная оранжерея. Так что есть вероятность, что семья Аргуновых, гордость всей России, известные художники и зодчие 18 в. имеют чеченские корни. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1060, 1060]}
Комментарии 6