18 фев 2023 · 07:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "александр невск1.jpg", "filesize": 72121, "height": 480, "pic_id": 428755, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/15/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA1.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Успокоителя бандеровцев А. Арестовича понесло. Оказывается, корни сегодняшнего конфликта лежат не в проблемах и бездарных решениях последних лет, а уходят в глубину Киевской Руси. Борьба наследников, вечное противостояние Востока и Запада, света и тьмы. Штукарь он и есть штукарь- подгонка его метод."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В связи с этим вспоминается Ницше:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«История принадлежит живущему в трояком отношении: как существу деятельному и стремящемуся, как существу охраняющему и почитающему и, наконец, как существу страждущему и нуждающемуся в освобождении. Этой тройственности отношений соответствует тройственность родов истории, поскольку можно различать монументальный, антикварный и критический род истории» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К «антикварному» роду истории и обратился Арестович. Справедливости ради стоит сказать, что к такому роду истории, и не раз, обращается и наша сторона. Иногда это выглядит достаточно комично. Попробуем на все это посмотреть критически."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще до известных событий муссировалась тема так называемого цивилизационного выбора, то есть Даниил Галицкий сделал европейский выбор, а Александр Невский азиатский, в пользу Орды. Можно остановится на некоторых моментах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-первых, о каком европейском цивилизационном выборе в XIII веке может идти речь? Европа, в тот период времени, только создавалась. Она, с ее мнимыми и реальными ценностями, это XIX-XX век. Если и говорить о культурных центрах того времени, то это Византия, страны ислама и Китай, но только не Европа. Западная политика Даниила Галицкого обусловлена, прежде всего, географией, близостью его земель к Польше и Венгрии и решал он не цивилизационную задачу, а свои конкретные вопросы и исходил, прежде всего, из ситуации, которая складывалась на данный момент времени. Надо было пить кумыс с Батыем в 1245 году, пил кумыс, возникли трения с Куремсой, отразил набег, пришел Бурундай, и он тотчас дал свои отряды ему в помощь, которые пошли разорять Польшу. Интересный выбор, несмотря на то, что получил от папы корону Руси. И после смерти Даниила его преемники участвовали в совместных походах Орды на Запад. Аналогично дела обстояли и с Невским: надо было бить немцев и шведов, бил, надо было дружить, дружил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-вторых, говорить о том, что Невский делал выбор между Востоком и Западом не стоит. Его земли уже были под Ордой, и весь «азиатский выбор» будущих московитов состоял в том, что отец Невского Ярослав получил ярлык в 1243 году, а «европейский» Даниил в 1245 и тоже от Бату."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Принципиальным борцом с «западной угрозой» Александр Ярославич не был. Согласно ответному письму папы Иннокентия IV, он по собственной инициативе предложил построить католический храм в Пскове: «В знак этого ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове соборный храм для латинян». В другом письме, магистру Тевтонского ордена, папа пишет о согласии Александра сообщать братьям о передвижении татар: «... брату его, а также благородному мужу Александру, князю Суздальскому, направили мы наши грамоты с тем, чтобы, как только станет им известно, что полчище татар движется на христианский мир, они поспешили бы уведомить нас об этом, дабы, как только через вас дойдет это до нашего сведения, мы могли бы поразмыслить, как с помощью Божией сим татарам оказать мужественный отпор»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1251 году серьезно обсуждался вопрос о женитьбе сына Невского Василия на норвежской принцессе. Правда, из этого ничего не вышло. Одним словом, называть Невского ярым анизападником не стоит. Он вел прагматичную политику направленную, прежде всего на защиту своих интересов, интересов новгородского и владимирского князя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В-третьих, реалии Средневековья отличались от реалий XIX века и тем более сегодняшнего дня. Это совершенно другой мир. Каждый воевал с каждым и защищал интересы своих территорий, да и границы этих территорий были условны и расплывчаты. Все это напоминает пеструю мозаику в калейдоскопе быстро меняющихся картинок. Пестрота и динамичность присутствовала во всем. Гвельфы воевали с гибеллинами, Орден часто игнорировал папу. Византия решала, то ли согласится на унию с Римом, то ли нет. Добавим к этому и монгол с их разборками между чингизидами. Союзы и альянсы носили временный «проектный» характер. Сегодня объединились против одного, а завтра союзники режут друг друга. В данных условиях сознательный, цивилизационный выбор был просто невозможен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В-четвертых, спор о наследстве Киевской Руси это не более чем «игры разумов» историков XIX века: Погодина, Максимовича, Грушевского и других. По этому поводу очень интересную мысль высказал украинский исследователь Алексей Толочко: «С точки зрения дисциплинарной истории Руси спор этот не имеет смысла. История вообще не способна — вопреки ожиданиям — решать, таким образом, поставленные вопросы «по-научному». Это вопросы идеологии, мировоззрения, убеждений. История может проследить, как возник спор, из чего он возник и как развивался, какие ответы предлагались в разные времена. Однако эта история — история не «Киевской Руси», средневекового государства, существовавшего в IX—XIII веках, а история XIX века»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну, и следует вспомнить, как пример, династические коллизии в Австрийском герцогстве в середине 13в. Династию Бабанбергов сменяют Габсбурги, и даже моравский король Отакар претендует на престол."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Народ там в принципе и спрашивать не собирались, а все решало служилое сословие. и то, у кого меч длиннее и крепче."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из всего этого следует два вывода. Первый, не надо искать корни решения конфликта сегодняшнего дня в глубокой старине. Пытаясь копаться в седой древности, мы тем самым загоняем проблему еще глубже и уходим от ее решения. И второй, все старо как мир. Ну, собственно история как наука, всегда была частью политики, и Большой. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 2]}
Комментарии 8