3
5 заблуждений и мифов о древних славянах | Паблико
202 подписчики

5 заблуждений и мифов о древних славянах


20 янв 2024 · 04:00    



русь 6789.jpg 193.09 KB


Седьмая книга из цикла «Легенды Русского Севера». Настал Судный день, и как и предсказано, Спящие Пробуждены. Наступило время для Избранного, который и сделает то, что было суждено еще тысячи лет назад. И, одни бросились на помощь Проснувшимся, другие, пытаются их погубить.

Седьмая книга: Грядущий Апокалипсис. Пробуждение Царевен. Сергей Соловьев

1 Прародина славян в болотах Днепра

Итак, считается в некоторых странных работах, что славяне появляются лишь в 5-6вв. нашей эры, до этого обитая, видимо, на Марсе. Те сообщества, называемые славянскими 

Таким образом, большинство исследователей сходятся, что корни славянской народности уходят в Поднепровье конца I тыс. до н. э., где тогда существовала Зарубинецкая археологическая культура железного века. Ее носители были оседлыми земледельцами, жили в открытых селищах с полуземлянками, а так же в городищах на речных мысах, сооружавшихся для защиты от врагов. Своих умерших они погребали по обряду трупосожжения в бескурганных могильниках. Впоследствие потомкам зарубинцев удалось пережить время сарматских и готских вторжений в I-IV вв. н. э. и в V-VII вв. расселиться по всей Восточной Европе в ходе Великого Переселения Народов.

2. Предками славян были племена скифов

В противовес первому мифу часто ставят второй — не менее ложный из-за этого. Многие люди, особенно романтического склада, любят возводить славянские народы к скифам — кочевым ираноязычным племенам Евразийских степей I тыс. до н. э.

Как бы ни было красиво стихотворение Блока «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!», никакого отношения к реальности оно не имеет. Зарубинецкая культура, о которой говорилось выше, появилась в результате взаимодействия нескольких более древних культурных групп. Основой её стали пришедшие на Поднепровье племена из Прибалтики (что объясняет близкое родство балтских и славянских народов, о котором мы знаем из данных лингвистики) ассимилировавшие местные племена земледельцев, оставивших археологические культуры, которые специалисты называют «скифоидными».

Это название, тем не менее, обусловлено не их родством с классическими скифами, а тем, что эти земледельческие племена переняли ряд особенностей скифской культуры: в первую очередь, формы украшений и керамики. Сами же скифские племена в III — II веках до н. э. растворились в покоривших их племенах сарматов, растворившихся в свою очередь в других народах в эпоху Великого Переселения Народов.

3. Славяне жили очень бедно

Один из самых расхожих мифов о быте и общественном строе древних славян заключается в представлении о его крайней бедности и незамысловатости. Это убеждение сложился в первую очередь из-за отсутствия традиции помещения богатых заупокойных даров в погребения даже самых влиятельных славянских покойников, что является одной из характерных черт культуры ранних славян.

Хотя большинство земледельцев-общинников действительно жили довольно просто, в славянских племенах, как и у всех индоевропейских народов, с древнейших времен существовала своя родовая знать и элитарные традиции. Наиболее же яркое археологическое свидетельство этому — многочисленные клады роскошного элитного убранства из бронзы, серебра и золота, самые известные из которых — это т. н. «Древности антов» VI-VII вв.

4. Славяне имели плохое и примитивное вооружение и не умели воевать

Из предыдущего пункта плавно вытекает и этот. Часто утверждают, что вооружение славянских народов было бедным и неэффективным, а славянские воинства были небоеспособны: когда-то я даже слышал тезис, что древние славяне могли воевать исключительно «партизанскими» способами, убегая в леса, а некоторые даже убеждены, что славян вообще били буквально все, из-за чего они и селились на якобы плохих землях.

В действительности же, хотя большая часть общинников-славян и правда вооружалось бедно: обычно это одно-два копья, узколезвийный боевой топор и иногда лук со стрелами, известны и находки элитного вооружения раннеславянских времен: еще в IV-VII вв. у славянских дружинников были кольчужные и пластинчатые доспехи, мечи и шлемы. Такк же с древнейших времен известны и многочисленные находки атрибутов элитарной воинской культуры: поясные гарнитуры и оружейная портупея из драгоценных металлов, снаряжение всадника и коня а так же питейные рога.

Известен так же и ряд довольно крупных центров власти, где, очевидно, располагались дружины славянских вождей: одним из самых показательных является городище Демидовка V-VI вв. на берегу Днепра в нескольких километрах от г. Смоленска. Помимо своих укреплений из массивных срубных клетей оно примечательно и множеством серебряных находок украшений и поясов, воинского оружия и снаряжения.

Говоря же о военных победах славян нельзя не вспомнить самую эпичную из них — вторжение на Балканы в VI в. Славянские племена сумели прорвать Дунайский лимес могучей Византийской империи, и расселились по всему Балканскому полуострову — важнейшему центру и колыбели античной цивилизации, а так же по островам Средиземного моря, Криту и кикладам. Пожарища и разрушения, связанные со славянским вторжением найдены в таких городах как Афины, Спарта, Керкира, Локрис и др. Вполне очевидно, что только довольно мощный в военном плане народ был на такое способен.

5. Реконструировать верования и мировоззрение древних славян невозможно

Часто можно слышать заявления, что практически никакие свидетельства о верованиях и мифологии древних славян до нас не дошли, а поэтому любая попытка их реконструкции - это необоснованные фантазии.

Хотя действительно существует огромное количество, мягко говоря, странных попыток реконструкции мировоззрения наших предков от совсем нечеловеческой чепухи от различных New Age-гуру из 90-х до вполне научных, но довольно необоснованных и сомнительных выкладок А. Б. Рыбакова, глубоко и основательно изучать верования древних славян все-таки можно, чему посвятили свои труды многие ученые и в чем им помогал целый ряд научных методов, для неспециалиста неочевидных.

Во-первых, славяне принадлежат к числу индоевропейских народов, а верования различных индоевропейцев от германцев до индусов связаны единым происхождением и имеют друг с другом множество общих черт, выявлению которых, например, посвятил множество трудов видный французский индоевропеист Ж. Дюмезиль.

Во-вторых, в структуре всех традиционных культур и верований (и особенно языческих), так же существуют фундаментальные общие черты, выявлению и трактовке которых посвящали свои усилия, помимо прочих, французский антрополог-структуралист К. Леви-Стросс и румынский традиционалист и историк религии М. Элиаде — одни из величайших исследователей религиозных верований в мире.

Наконец, надо понимать, что стремление современного человека к поиску объясняющих религиозные догмы текстов являются следствием того, что он привык к текстоцентричным авраамическим религиям, отличающимся этим от язычества. И хотя у и нас нет текстов самих язычников-славян, мы имеем значительное множество сообщений иноплеменников, средневековых «поучений против язычества», а так же значительный пласт имеющих однозначный языческий смысл народных заговоров, сказаний и былин.

Не говоря уже и об археологии, из которой мы знаем огромное количество следов ритуалов, святилищ, идолов, амулетов и других священных предметов. Всего этого вполне достаточно для достаточно всеобъемлющей и вполне научной реконструкции верований древних славян. 



русь 6789.jpg 193.09 KB


Седьмая книга из цикла «Легенды Русского Севера». Настал Судный день, и как и предсказано, Спящие Пробуждены. Наступило время для Избранного, который и сделает то, что было суждено еще тысячи лет назад. И, одни бросились на помощь Проснувшимся, другие, пытаются их погубить.

Седьмая книга: Грядущий Апокалипсис. Пробуждение Царевен. Сергей Соловьев

1 Прародина славян в болотах Днепра

Итак, считается в некоторых странных работах, что славяне появляются лишь в 5-6вв. нашей эры, до этого обитая, видимо, на Марсе. Те сообщества, называемые славянскими 

Таким образом, большинство исследователей сходятся, что корни славянской народности уходят в Поднепровье конца I тыс. до н. э., где тогда существовала Зарубинецкая археологическая культура железного века. Ее носители были оседлыми земледельцами, жили в открытых селищах с полуземлянками, а так же в городищах на речных мысах, сооружавшихся для защиты от врагов. Своих умерших они погребали по обряду трупосожжения в бескурганных могильниках. Впоследствие потомкам зарубинцев удалось пережить время сарматских и готских вторжений в I-IV вв. н. э. и в V-VII вв. расселиться по всей Восточной Европе в ходе Великого Переселения Народов.

2. Предками славян были племена скифов

В противовес первому мифу часто ставят второй — не менее ложный из-за этого. Многие люди, особенно романтического склада, любят возводить славянские народы к скифам — кочевым ираноязычным племенам Евразийских степей I тыс. до н. э.

Как бы ни было красиво стихотворение Блока «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!», никакого отношения к реальности оно не имеет. Зарубинецкая культура, о которой говорилось выше, появилась в результате взаимодействия нескольких более древних культурных групп. Основой её стали пришедшие на Поднепровье племена из Прибалтики (что объясняет близкое родство балтских и славянских народов, о котором мы знаем из данных лингвистики) ассимилировавшие местные племена земледельцев, оставивших археологические культуры, которые специалисты называют «скифоидными».

Это название, тем не менее, обусловлено не их родством с классическими скифами, а тем, что эти земледельческие племена переняли ряд особенностей скифской культуры: в первую очередь, формы украшений и керамики. Сами же скифские племена в III — II веках до н. э. растворились в покоривших их племенах сарматов, растворившихся в свою очередь в других народах в эпоху Великого Переселения Народов.

3. Славяне жили очень бедно

Один из самых расхожих мифов о быте и общественном строе древних славян заключается в представлении о его крайней бедности и незамысловатости. Это убеждение сложился в первую очередь из-за отсутствия традиции помещения богатых заупокойных даров в погребения даже самых влиятельных славянских покойников, что является одной из характерных черт культуры ранних славян.

Хотя большинство земледельцев-общинников действительно жили довольно просто, в славянских племенах, как и у всех индоевропейских народов, с древнейших времен существовала своя родовая знать и элитарные традиции. Наиболее же яркое археологическое свидетельство этому — многочисленные клады роскошного элитного убранства из бронзы, серебра и золота, самые известные из которых — это т. н. «Древности антов» VI-VII вв.

4. Славяне имели плохое и примитивное вооружение и не умели воевать

Из предыдущего пункта плавно вытекает и этот. Часто утверждают, что вооружение славянских народов было бедным и неэффективным, а славянские воинства были небоеспособны: когда-то я даже слышал тезис, что древние славяне могли воевать исключительно «партизанскими» способами, убегая в леса, а некоторые даже убеждены, что славян вообще били буквально все, из-за чего они и селились на якобы плохих землях.

В действительности же, хотя большая часть общинников-славян и правда вооружалось бедно: обычно это одно-два копья, узколезвийный боевой топор и иногда лук со стрелами, известны и находки элитного вооружения раннеславянских времен: еще в IV-VII вв. у славянских дружинников были кольчужные и пластинчатые доспехи, мечи и шлемы. Такк же с древнейших времен известны и многочисленные находки атрибутов элитарной воинской культуры: поясные гарнитуры и оружейная портупея из драгоценных металлов, снаряжение всадника и коня а так же питейные рога.

Известен так же и ряд довольно крупных центров власти, где, очевидно, располагались дружины славянских вождей: одним из самых показательных является городище Демидовка V-VI вв. на берегу Днепра в нескольких километрах от г. Смоленска. Помимо своих укреплений из массивных срубных клетей оно примечательно и множеством серебряных находок украшений и поясов, воинского оружия и снаряжения.

Говоря же о военных победах славян нельзя не вспомнить самую эпичную из них — вторжение на Балканы в VI в. Славянские племена сумели прорвать Дунайский лимес могучей Византийской империи, и расселились по всему Балканскому полуострову — важнейшему центру и колыбели античной цивилизации, а так же по островам Средиземного моря, Криту и кикладам. Пожарища и разрушения, связанные со славянским вторжением найдены в таких городах как Афины, Спарта, Керкира, Локрис и др. Вполне очевидно, что только довольно мощный в военном плане народ был на такое способен.

5. Реконструировать верования и мировоззрение древних славян невозможно

Часто можно слышать заявления, что практически никакие свидетельства о верованиях и мифологии древних славян до нас не дошли, а поэтому любая попытка их реконструкции - это необоснованные фантазии.

Хотя действительно существует огромное количество, мягко говоря, странных попыток реконструкции мировоззрения наших предков от совсем нечеловеческой чепухи от различных New Age-гуру из 90-х до вполне научных, но довольно необоснованных и сомнительных выкладок А. Б. Рыбакова, глубоко и основательно изучать верования древних славян все-таки можно, чему посвятили свои труды многие ученые и в чем им помогал целый ряд научных методов, для неспециалиста неочевидных.

Во-первых, славяне принадлежат к числу индоевропейских народов, а верования различных индоевропейцев от германцев до индусов связаны единым происхождением и имеют друг с другом множество общих черт, выявлению которых, например, посвятил множество трудов видный французский индоевропеист Ж. Дюмезиль.

Во-вторых, в структуре всех традиционных культур и верований (и особенно языческих), так же существуют фундаментальные общие черты, выявлению и трактовке которых посвящали свои усилия, помимо прочих, французский антрополог-структуралист К. Леви-Стросс и румынский традиционалист и историк религии М. Элиаде — одни из величайших исследователей религиозных верований в мире.

Наконец, надо понимать, что стремление современного человека к поиску объясняющих религиозные догмы текстов являются следствием того, что он привык к текстоцентричным авраамическим религиям, отличающимся этим от язычества. И хотя у и нас нет текстов самих язычников-славян, мы имеем значительное множество сообщений иноплеменников, средневековых «поучений против язычества», а так же значительный пласт имеющих однозначный языческий смысл народных заговоров, сказаний и былин.

Не говоря уже и об археологии, из которой мы знаем огромное количество следов ритуалов, святилищ, идолов, амулетов и других священных предметов. Всего этого вполне достаточно для достаточно всеобъемлющей и вполне научной реконструкции верований древних славян. 

Читайте также

Комментарии 18

Войдите для комментирования
■ Я свободен 21 янв 2024 в 13:07
интересно
■ Звезда Хорасана 21 янв 2024 в 00:28
Благодарю, интересная статья! Купила вчера Вашу книгу про Петра Голландского (из интернет-магазина по ссылке в Паблико). Буду читать.
■ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 21 янв 2024 в 10:59
ну, надеюсь понравится. Буду рад замечаниям. Главное, начало надеюсь прочитали, и смею себя убеждать, что по крайней мере стиль понравился.
■ Звезда Хорасана 21 янв 2024 в 11:37
Я вечером книгу приобрела. Поэтому пока не начала читать (времени действительно не было). А замечания делать не буду. Все писатели разные, у каждого свой стиль и почерк. И неправильно всех подводить под какой-то определённый шаблон, который меня устроит. Литература интересна разнообразием. А если возникнет вопрос по книге, задам. Надеюсь, ответите.
■ terminator2-5 20 янв 2024 в 23:37
😎
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ