24 ноя 2022 · 06:35    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "8aqzrsppzy36omsv[1].jpg", "filesize": 145851, "height": 449, "pic_id": 262169, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/8aqzrsppzy36omsv1.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта публикация продолжает серию статей, адресованных тем, кто хочет разобраться в назначении и смысле резных украшений деревянных срубов. В ней мы продолжим разговор о символике наружных декоративно-защитных элементов сруба."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Конь-огонь и дракон огнедышащий."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как мы сказали в предыдущей части, верхние торцы досок-тесин, составлявших настил кровли, прикрывал охлупень (он же шелом) — корытообразный элемент, который вырубался из массива комлевой части дерева. Чаще всего охлупень украшала фигурка коня. Она могла вырезаться либо из мощного корневого «ответвления» бревна, из которого изготавливался охлупень-шелом, либо из отдельного куска древесины, который соединялся с охлупнем по системе шип-паз. Почему чаще всего вырезался именно конь? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ipbj9t4maue15xu0[1].jpg", "filesize": 108809, "height": 305, "pic_id": 262176, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/ipbj9t4maue15xu01.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начнём с того, что конь для семьи крестьянина был главным кормильцем, тягловой силой, а в тяжелую годину ещё и боевой единицей, за что почитался. Кроме того, фигурка коня являлась символическим изображением грозного светила, поскольку, согласно народным преданиям, солнечную колесницу по небесному своду влечёт за собой упряжка золотых коней. Таким образом, изображение коня, размещённого на охлупне высоко над домом, было символом солнца, добра и бессмертия, защищавшим от злых сил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "4f1ayozbmsjvsd91[1].jpg", "filesize": 30147, "height": 129, "pic_id": 262177, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/4f1ayozbmsjvsd911.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В некоторых регионах (особенно это характерно для северного Поморья) охлупень-шелом украшал не конь, а деревянная голова оленя или лося, к которой для большего сходства прибивались настоящие ветвистые рога. И тогда конёк на крыше превращался в «Хирваса» или «Гирваса» - символ долгой и состоятельной жизнь. (В словаре В. И. Даля находим: «Гирвас – … Олений самец, бык для приплода»). Возможно, обычай размещать на крыше изображение рогатого зверя является просто отголоском того, что одним из наиболее желанных объектов добычи на охоте был крупный лось или олень. Но очень может быть, что такие фигурки, как и в символике первобытного общества, отражали связь родов и племен с теми животными, от которых зависело выживание древних людей. Какое из двух предположений более правильное, решать не возьмёмся. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5kne95al058nbrwt[1].jpg", "filesize": 79182, "height": 138, "pic_id": 262183, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/5kne95al058nbrwt1.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иногда охлупень украшали фигурками уток, гусей или лебедей. При этом изображение нередко оказывалось сильно стилизованным. Возможно, такие украшения были связаны с восприятием мироустройства - прилетели птицы – принесли на крыльях весну, то есть тепло, пищу и достаток. Но вполне может быть, что связаны они с древними мифами или даже сказками. Ведь именно гуси-лебеди были запряжены в ночную солнечную колесницу, а смерть Кощея была спрятана в утином яйце. А может просто изображение этих птиц являлось пожеланием материального благополучия и обеспечением защиты от неблагоприятного климата. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "h4bm9irxgg2vjier[1].jpg", "filesize": 131093, "height": 321, "pic_id": 262188, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/h4bm9irxgg2vjier1.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Псковской, Новгородской и Архангельской областях на охлупне можно увидеть драконов. Откуда бы им взяться на Руси? Одна из гипотез утверждает, что этот дракон — хозяин вод, обитавший в Волхове близь Перыни. То есть перед нами тот самый водяной царь, гостем которого в известной всем сказке был гусляр-купец Садко. Особенно часто изображение дракона встречалось в поселениях, расположенных вблизи береговой линии моря, а также озер и рек. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ocnycfjsnjmykqbp[1].jpg", "filesize": 62749, "height": 152, "pic_id": 262193, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/ocnycfjsnjmykqbp1.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но очень может быть, что драконы на коньке крыши появились совсем по иным соображениям и причинам. Причём, практически одновременно появились не только на Русском Севере, но и в Норвегии и Швеция, в которых стилизованными фигурками драконов украшали как коньки крыш деревянных домов, так и церквей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Опорные столбы крыльца и навесов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "juekoo7vm3rrw6p4[1].jpg", "filesize": 230502, "height": 386, "pic_id": 262196, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/juekoo7vm3rrw6p41.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Опорные столбы, на которые опиралось крыльцо, а также столбы, служившие опорой навеса над лестницей, ведущей в дом, так же в обязательном порядке украшались резьбой. Резных фигурок здесь, как правило, не было – резьба была в основном геометрической. Такие столбы одновременно создавали настроение входящему в дом доброму человеку, и оберегал дом от проникновения в него человека недоброго."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким у резных столбов было назначение или нет – судить опять-таки не возьмёмся. Понятно одно - установка даже одного единственного резного столба превращало вход в дом в произведение искусства. Недаром такой оформительский прием широко используется и в наши дни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Курицы и кони"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "x3u62c0wgdsvtqtx[1].jpg", "filesize": 85686, "height": 354, "pic_id": 262199, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/x3u62c0wgdsvtqtx1.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изображение коня в деревянном доме можно увидеть не только на коньке, но и на «кокорах», о назначении и конструкции которых мы подробно рассказали в предыдущей части. Коротко напомним, что «кокорами» называли врубленные в слеги тонкие стволы елей, на концах которых было искривление в виде крюка. Этот крюк удерживал желоб-водотечник. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "8jqrma8cozw3dnci[1].jpg", "filesize": 101171, "height": 260, "pic_id": 262200, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/8jqrma8cozw3dnci1.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На искривленном конце «кокоры» чаще всего вырезали куриную голову (на тонком конце ничего другого, пожалуй, и не вырежешь), откуда и произошло второе название этого конструктивного элемента — курица."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "927lbgr0j8zy522k[1].jpg", "filesize": 143644, "height": 302, "pic_id": 262203, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/927lbgr0j8zy522k1.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну, а те, кто посостоятельней, могли позволить себе и, так скажем, пошиковать, заставив мастеров подобрать и установить настолько мощные кокоры, что на их искривленных концах можно было вырезать голову коня. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "0ex4diypo6uxnubi[1].jpg", "filesize": 265401, "height": 506, "pic_id": 262205, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/0ex4diypo6uxnubi1.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стилизованное или упрощенное изображение коня можно увидеть и на концах выпусков брёвен, поддерживавших свесы крыши, а так же помосты гульбищ и балконов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Солнце всходит и заходит"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "m3csigosbf08qgcm[1].jpg", "filesize": 115611, "height": 274, "pic_id": 262206, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/m3csigosbf08qgcm1.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В деревянном резном декоре часто изображался весь дневной проход солнца над землей — от восхода до заката. Например, на фронтон дома крепили сразу три деревянных солнца — одно на полотенце под коньком, а ещё два — на прибитых к выпускам поддерживающих свесы бревен «серьгами» (по бокам от него, но чуть ниже). Аналогичный оберег с тремя светилами нередко встречался и на навершиях ворот и калиток."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иногда путь солнца отмечался не тремя, а большим количеством изображений — до двенадцати штук. При этом дополнительные знаки крепились к нижней кромке причелины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Дымник"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "3rlbn8frpx2t9s97[1].jpg", "filesize": 111220, "height": 256, "pic_id": 262207, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/23/3rlbn8frpx2t9s971.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большинство крестьянских изб (особенно на севере) отапливалось по-черному. В этом случае доме обязательно имелась специальная система удаления дыма, архитектурным завершением которой был деревянный дощатый дымник. Для того, чтобы создать тягу, мастерам приходилось проделывать в коробке дымника сквозные отверстия, через которые и выходил дым. Естественно проделывали их не в хаотичном, а в определённом порядке, например, воспроизводя в миниатюре архитектурный облик самого дома. В результате дымник из чисто функционального элемента нередко превращался в одно из самых примечательных резных украшений деревянной кровли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Продолжение следует"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Номер этой статьи в "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://stroim-chastnyi-dom.ru/rubrikator_woodfocus"}, "string": "рубрикаторе журнала WOODFOCUS"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " - "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://stroim-chastnyi-dom.ru/rubrikator_woodfocus"}, "string": "19. 04. 04."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "(в рубрикаторе собраны статьи, опубликованные журналом на трёх интернет-платформах: ЯRUS, ЯНДЕКС-ДЗЕН, PABLIKO)."}], "attributes": []}], "selectedRange": [6348, 6348]}
Комментарии 0